Недюжинная политическая воля

 

Ильхам Алиев: При экономической интеграции региона будет больше стабильности и мира

 

Давосский полит­экономический форум войдет в историю прежде всего тем, что буквально все участники обсуждений заочно убеждали руководство Армении в необходимости пересмотреть свои действия в пользу конструктивности.

По детским воспоминаниям могу подметить, что когда мать звала меня ужинать, а я отнекивался в пользу дворового футбола, она в сердцах кричала: «Ну и черт с тобой, проголодаешься - сам прибежишь». Но политика, видимо, гораздо шире бытописательства, если Армению в период ее независимости бесперспективно, но все же всем миром зовут присоединяться к «вкусным» региональным проектам. Да, именно так, а Президент Ильхам Алиев больше всех заботится о совокупной стратегической пользе для всех окружающих нас государств. Вот показательный пример из его выступления на тематической международной конференции на тему «Южный Кавказ: развитие и сотрудничество», состоявшейся в конце апреля прошлого года. На вопрос ведущего специалиста Вашингтонского института Центральной Азии и Кавказа Сванте Корнелла глава государства четко заявил: «Касательно финансового пакета для региона, вы знаете, как интегрированы Азербайджан и Грузия с учетом энергетических и транспортных маршрутов.

Есть возможность пригласить и Армению для того, чтобы эта страна стала частью регионального развития и получила от этого реальную выгоду от выхода на наши энергетические ресурсы, в определенной степени став частью коридора международных перевозок, что принесет дополнительную прибыль. Словом, нормализация отношений с Азербайджаном откроет для Армении такие возможности, которые сегодня даже трудно прогнозировать. Мы должны начать с политических рамок, выяснив, как далеко может пойти Иреван, так как во время многочисленных контактов с руководителями этой страны мы каждый раз видели, что при достижении решающего момента для прогресса, они всегда делали шаг назад».

В Давосе был получен очередной «исчерпывающий» ответ - во время панельного заседания присутствовали Президент Азербайджана Ильхам Алиев, премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили и комиссар Евросоюза по бюджету и администрации Йоханнес Хан. Армянский премьер Никол Пашинян, будучи приглашенным, знал, что предстоит прямая интернет-трансляция на весь мир, а потому, не желая попасть в трагикомичную ситуацию, схожую с той, что приключилась на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2020 года, уклонился от дебатов. Причина проста - он должен был во всеуслышание ответить утвердительно либо отрицательно на приглашения азербайджанского и грузинского лидеров плюс комиссара Евросоюза участвовать в региональных проектах. И тогда в первом случае его не поняли бы, например, в Париже и других столицах, озабоченных «христианской солидарностью» и противостоянием туркам, а в случае с упертостью его не поняли бы всемирная общественность, соседи по региону, включая Баку, Тбилиси и Анкару, но самое главное - ему бы предъявил счет изголодавшийся средний и рабоче-крестьянский класс собственной страны, выбросив на свалку истории.

Официальный Иреван, ссылаясь на «исторические травмы» 1915 и 2020 годов, не согласен сотрудничать с Турцией и Азербайджаном в формате 3+3. Опустим моменты, каково было Османской империи, когда буквально всех ее подданных армянской национальности во время Первой мировой войны мобилизовали в пятую колонну на стороне России, и каково было нам во время этнических чисток и оккупации 1988-2020 годов. Перейдем к реальности «на земле» - каким видится будущее из Иревана на фоне его участившихся разнонаправленных, даже калейдоскопически пестрых визитов в Тегеран, Москву, Париж и Брюссель?

Оптимистичных ответов на этот вопрос нет, даже если напрячь знания и воображение для скрещивания интересов двух подсанкционных столиц и двух центров силы, накрепко связанных послевоенными обязательствами с Вашингтоном.

Зато у Президента Ильха­ма Алиева есть ответ, и он был дан на заседании в Давосе. Отвечая на вопрос модератора об отношениях с Арменией и каким образом можно добиться устойчивого мира, глава государства сказал: «Комиссар Хан намекнул на отсутствие здесь Армении, хотя на Южном Кавказе минимум три страны, и если все они объединят усилия в сфере энергетики, транспорта, безопасности, стабильности, делимитации границ, регион станет намного безопаснее».

А премьер Грузии Ираклий Гарибашвили дополнил: «Мы успешно сотрудничаем с Азербайджаном в нескольких проектах, в том числе в прокладке черноморского подводного электрического кабеля совместно с Румынией и Венгрией. Также мы реализуем проект железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, и несколько месяцев назад Азербайджан выделил дополнительные средства для завершения данного проекта. У нас с Баку надежные отношения, прошедшие испытания, в том числе с совместной реализацией исторических нефтегазовых, энергетических, транспортных, прочих важных экономических проектов, что продолжится и в будущем в гораздо большем масштабе. Что касается организации трехсторонней встречи в Тбилиси, она и в наших интересах, потому что этот регион принадлежит Азербайджану, Грузии и Армении. И мы действительно хотим и можем превратить его в регион мира, прогресса и стабильности».

Казалось бы, все проще пареной репы, причем не только на словах, но и на сотнях положительных примеров сотрудничества между Баку, Тбилиси и Анкарой, Баку, Анкарой и Москвой, Баку, Москвой и Тегераном (во всех случаях субъективные трения не в счет, это как бы дело семейное, сами разберемся). На нашем счету есть и удачные многосторонние форматы, с привлечением столиц Организации тюркских государств, нескольких заинтересованных в углубленном сотрудничестве стран Евросоюза. Да что там мелочиться - вспомним природу претензий Пашиняна, сетующего на то, что все без исключения страны - члены ОДКБ и ЕАЭС дружат с нейтральным Азербайджаном, а не с союзной Арменией.

Беда команды Пашиняна в том, что она не может вылезти из «вилки», в которую сама же и попала, - жесткие предвыборные обещания «быть самой свободной страной в мире» вдруг напоролись на геополитические реалии, когда бенефициаром всей реальной экономики в государственном и частном секторах и, тем более, вопросов безопасности оказалось иностранное государство, которое не только не собирается уходить из региона, но и намерено сменить правительство Пашиняна для большего и надежного обаяния Армении.

Никол Пашинян, хоть и «сырой» площадный крикун, не достигший уровня политика, неблагодарный ученик Левона Тер-Петросяна, но и он понимает, что итоги Отечественной войны 2020 года, подкрепленные требованиями норм и принципов международного права, раз и навсегда изменили ситуацию в регионе. Молниеносная, справедливая и неоспоримая Победа Азербайджана, освобождение от многолетней оккупации наших земель в Карабахе и Восточном Зангезуре фактически сняли наиболее серьезные проблемы, мешавшие экономическому сотрудничеству в регионе, создав предпосылки для более тесной интеграции всех соседних государств.

О том, что на Южном Кавказе складываются новые реалии, меняется прежний геополитический расклад, в прошлогоднем интервью отметил Президент Азербайджана  Ильхам Алиев, подчеркнув важность активизации разнонаправленного сотрудничества между Ираном, Россией, Азербайджаном, а также Турцией. «Думаю, что сегодня в нашем регионе складывается очень позитивный формат сотрудничества между ведущими политическими деятелями, которые определяют повестку дня региона, которые нацелены на сотрудничество. Я думаю, что придет день, когда Москва, Тегеран, Баку и также Анкара будут работать в четырехстороннем формате. Это будет естественно и с исторической точки зрения, и с экономической, транспортной, геополитической и, самое главное, с точки зрения укрепления безопасности в этом регионе», - особо отметил глава государства в интервью отечественным телеканалам.

Тех, кто из книжек знает о многовековых кровавых «дебатах» между суннитами и шиитами, османами и русскими, шокирован таким признанием, можно отослать к списку стран - членов НАТО и Евросоюза, чья история конфликтов восходит к временам Карла Великого, с трудом и временно объединившего Запад к 800 году, когда даже на горизонте не маячил сюжет межконфессиональных конфликтов в нашем регионе. Примечательно, что последний франко-германский договор «о дружбе на вечные времена» был подписан 22 января 1963 года в приграничном городе Ахен - столице того самого Карла-объединителя.

И что? Вот они живут бок о бок, немцы, французы, британцы, вдохновенно резавшие друг дружку тысячу лет под разными предлогами, типа Ричард Львиное Сердце слишком долго собирался в крестовый поход.

Так что констатирую: наш регион последний в очереди на невозможность этнического добрососедства и сотрудничества. Говоря о совместных масштабных трансграничных проектах, в первую очередь следует отметить международный транспортный коридор (МТК) Север-Юг. Процесс реализации этого ключевого регионального проекта был интенсифицирован в последние четыре года, и хотя работы существенно затормозились вначале из-за пандемии COVID-19, затем ввиду протестов в Иране, в настоящее время страны-участницы ощущают необходимость наверстать упущенное при новом витке исторического развития. Правда, трагические события в европейской части постсоветского пространства вносят нежелательные коррективы в процесс интеграции, тем не менее и Тегеран, и Москва не упускают из виду реализацию компонентов межконтинентального коридора.

Завершение противостояния в Карабахе предусматривает разблокировку всех региональных коммуникаций, в том числе восстановление железнодорожного и автомобильного сообщения между Азербайджаном и Нахчываном.

Ожидается также, что постепенное снижение градуса напряженности в регионе и реализация проектов по реабилитации транспортной, электроэнергетической, коммунальной инфраструктур, строительство домов и социальных объектов позволят всем странам региона принять участие в этих начинаниях как на правах подрядчиков, так и инвесторов.

Что касается Армении, по сути проигравшей войну и вынужденной принять жесткие условия мира, все ее иллюзии относительно возможности одностороннего экономического развития без учета интересов государств региона, разграбления чужих природных ресурсов и других преступных деяний похоронены окончательно. И ей придется заново и аккуратно выстраивать отношения с соседями. Это вполне очевидно, так как все надежды этой страны на строительство железной дороги и газопровода в Иран или совместные с Тегераном проекты по строительству НПЗ и ГЭС на реке Араз не состоялись и вряд ли будут реализованы в обозримом будущем. А полноценное партнерство с Россией в силу географического фактора невозможно без разблокирования коммуникаций с Азербайджаном. Поэтому, как точно выразился в упомянутом интервью телеканалам Президент Ильхам Алиев, Иреван должен переосмыслить свое место в этом мире и отказаться от территориальных претензий, а также враждебности к таким состоятельным соседям, как Азербайджан и Турция: «Мы не хотим противостояния. Мы хотим мира, несмотря на всю ту боль и трагедии, которые они принесли нашему народу. Поэтому думаю, что геополитические реалии должны развиваться в позитивном направлении, и мы со своей стороны, будем делать все, чтобы так и было».

Самое удивительное - общественность Армении знает, что их страна находится на стратегическом отшибе, так как географически удалена от обоих направлений - с севера на юг и с востока на запад, где Азербайджан является приоритетной территорией. Конечно, их политики, будучи наследниками барона Мюнхгаузена, рады бы проснуться в другой реальности, обменявшись с нами землями, но вот в чем загвоздка - их правительства и в этом случае ездили бы с протянутой рукой по европейским столицам, эксплуатируя «многострадальность», а Президент Ильхам Алиев продвигал бы свои партнерские проекты в новых условиях.

Об этом говорят и инициативы крупнейших глобальных инвесторов. Так, буквально сразу после завершения Оте­чественной войны 2020 года Всемирный банк обнародовал прогноз, согласно которому «появившиеся возможности разблокировки коммуникаций в регионе Южного Кавказа в среднесрочной перспективе приведут к значительному повышению эффективности транспорта и логистики и росту грузовых потоков». В переводе это значит, что всемирная структура готова выделить сколько угодно средств на реализацию планов. Она даже разработала стратегию и план действий по указанным направлениям в качестве приоритетов для Азербайджана и Грузии (!) с целью развития Транскаспийского международного транспортного маршрута с востока на запад. Тем самым банк официально поставил крест на «хотелках» неконструктивной Армении, понимая ее заказную зацикленность на противостоянии тюркским народам.

Самоизоляция и самолюбование привели к тому, что Иреван все глубже скатывается в выгребную яму, пролетев мимо всех стратегических инициатив Президента Ильхама Алиева. Так, доподлинно известно, что официальный Баку примерно к 2025 году намерен запустить ИКТ-проект, который в итоге превратит Страну огней в крупный региональный цифровой центр, охватывающий не только тюркские государства, но Ближний Восток и Южную Азию с населением порядка 1,8 млрд человек. Речь идет о программе Azerbaijan Digital Hub, в рамках которой уже прокладываются фибероптические кабели в Казахстан и Туркменистан по дну Каспийского моря. Проект, поддерживаемый программой ООН, одновременно внесет вклад в китайскую инициативу Belt and Road Initiative (BRI) - Азербайджан предоставит Поднебесной телекоммуникационный коридор, и это тоже немалый вклад в евразийское партнерство.

Турция и Казахстан - наши давние и надежные партнеры, что касается сотрудничества с близким этнически Туркменистаном, межгосударственное соглашение о прокладке по дну Каспия фибероптической кабельной линии протяженностью 300 км и пропускной способностью 2-3 терабит/с обеспечит высокоскоростную передачу данных не только на эту страну, но и в направлении Узбекистана, Афганистана, Пакистана и даже Индии, которая вовсе не прочь поучаствовать в общем деле. В итоге получается, что наша страна уже в обозримом будущем на мировой интернет-карте будет действовать как точка обмена интернет-трафиком наряду с такими городами, как Амстердам, Франкфурт, София, Лондон, Стамбул или Дубай.

С экономической точки зрения это приведет к цифровизации ряда сфер экономик, развитию ненефтяного сектора и открытию рабочих мест; средний вес IT-сектора в экономике Азербайджана вырастет. С политической точки зрения здесь просматриваются еще большие дивиденды. То есть, если вскоре после обретения независимости АР начала активно реализовывать энергетические проекты, став одним из региональных центров в этой сфере, а затем присоединилась к транскаспийским маршрутам в рамках проекта «Один пояс - один путь», превратившись в крупный транспортный центр, теперь наступает новая эра, которая преобразует Азербайджан в цифровой центр поставщика интернет-услуг, укрепит положение государства в системе международных отношений.

Стабильность в регионе благодаря этому проекту укрепится, процессы станут более прогнозируемыми, межгосударственные отношения укрепятся еще больше, так как откроются новые сферы сотрудничества, с многими тысячами увязанных друг с другом информационно рабочих мест.

И это еще одно подтверждение того, что не в деньгах счастье, а в надежных друзьях, которых трудно найти, но легко растерять при неадекватном поведении. Как видим, все проекты, реализуемые официальным Баку, влияют на процессы регионального преображения, и нам хочется, чтобы искренние инициативы Президента Ильхама Алиева сподвигли Армению не быть «чемоданом без ручки», от которого вскоре откажутся даже союзники, отвлеченные на выполнение других задач.

Официальный Иреван может отказаться от мелких подачек того же Парижа в обмен на тюркофобию и на общих правах пользоваться всеми благами многомиллиардных проектов. К сожалению, в Армении укоренились нацистские идеи, там грезят мнимым величием «от моря до моря», реваншизмом, что затмевает разум общества, за исключением нескольких деятелей науки и искусства.

Чтобы армяне не заблуждались, Президент Ильхам Алиев их неоднократно предупреждал, в частности, через популярную французскую газету «Фигаро»: «Бывший президент Армении Кочарян открыто заявил, что азербайджанцы и армяне не могут жить вместе, но посмотрите, как они живут вместе в Грузии и России. В нашей стране проживают десятки тысяч армян. Считаю, что раны, нанесенные войной, нужно заживлять политической мудростью и волей. После завершения горячей фазы конфликта обе стороны должны внести большой вклад, чтобы сделать все возможное для исцеления этих ран».

Вот оно, универсальное лекарство для душевных недугов нации, которой предстоит трудная интеграция в региональное сообщество.

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2023.- 26 января.- С.1,3.