«Мир» пишут, конфликт в уме

 

Коллективный Запад установит «демократию до последнего армянина»

 

Вашингтон и Брюссель даже без движения руки, легким пополнением банковских счетов превращают армянское руководство из некогда «надежного» проводника российских интересов в инструмент «демократии» на Южном Кавказе.

Единственная константа в данном уравнении - «христианская цивилизация», которая в сознании коллективного северо-запада считается отличительной чертой «человека разумного».

Однако история расставляет все по местам, и новым хозяевам армян, особенно тем, чьи предки расселились по той стороне Атлантики каких-то полтысячи лет назад, еще предстоит выяснить, кто есть кто на этом свете. А пока в сухом остатке мы имеем предварительные итоги трехсторонней (она же четырехсторонняя) встречи в Брюсселе, столице как Евросоюза, так и НАТО, с участием госсекретаря США Энтони Блинкена, председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, главы дипломатии ЕС Жозепа Борреля и премьер-министра Армении Никола Пашиняна.

Если кто-то считает данный «союз ужа и ежа» идеальным набором проводников «демократических ценностей», ошибается хотя бы потому, что даже каталонский разведенный социалист Боррель и немецкая «буржуйка», мать семерых детей фон дер Ляйен в рамках одного правительства имеют кардинально разные представления о жизни, дружбе и партнерстве. А Блинкен, представляющий элиту «глобального гегемона», вообще свысока относится к «подопечным паразитам», пусть даже полезным в так называемой «борьбе с авторитаризмом».

Задолго до встречи было понятно, что разговор пойдет о деньгах в обмен на «продолжение и развитие», но не на углубление сотрудничества, вопрос был в количестве средств, и тут выяснилось, что даже для первого раза сумма грантов не впечатляет - Брюссель и Вашингтон пообещали предоставить Армении 270 млн евро и $65 млн соответственно.

Однако при этом неожиданно для наблюдателей из приоритетных сфер вообще выпала тема безопасности, которая руководством Армении была анонсирована в качестве ключевого вопроса на фоне «опасений приграничной агрессии в отсутствие прочного мира с соседним Азербайджаном».

О том, что это было, лучше всех высказался в официальном отчете знакомый нам тот самый помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О'Брайен, который 15 ноября прошлого года распинался о том, что без учета капризов Иревана не может быть осуществлен ни один региональный проект и что после зачистки буйного сепаратизма 19-20 сентября «с Азербайджаном не может быть нормальных отношений, пока не будет прогресса в мирных переговорах». А затем он же напросился на прием к Президенту Ильхаму Алиеву и на голубом глазу заявил, что «Соединенные Штаты будут приветствовать ожидаемые визиты председателя Центрального банка и министра энергетики Азербайджана в Вашингтон».

Так вот, говоря о том, как высокие стороны в два счета обаяли «восходящую звезду армянской демократии», представитель Госдепа выразился приторно и без дипломатических изысков: «Они выразили восхищение демократическими реформами в Армении, осуществленными после Бархатной революции 2018 года, и поддержку создания глобальной экономики и политической системы, отражающей демократические устремления армянского народа».

А далее последовала точная оценка происходящего: «Была обсуждена роль США и Евросоюза в предоставлении помощи Армении, включая диверсификацию экономики, политические реформы и гуманитарную помощь (!)»

Обычно так обращаются с развивающимися странами Океании и тропической Африки, когда под словами «мы восхищаемся вашим мужеством и героизмом в борьбе с колонизаторами и готовы предоставить вам три кило фантиков» следует понимать желание бенефициара занять место старого хозяина природной кладовой. Стало быть, соседняя страна заняла достойную нишу в системе мировой иерархии, созрев до того позорного состояния, когда ее откровенно называют бесхозной территорией и при всех предлагают сменить «нерадивого старого хозяина» на двух или даже четверых (с учетом Франции и ФРГ со своими планами) состоятельных нуворишей.

Ну и ладно, скажете вы, сославшись на дела житейские, но загвоздка в том, что дяденьки глаз положили на соседние с нашей страной территории, которые могли быть суверенными при определенном раскладе и рачительном обращении, да не стали. И теперь даже без консультаций с участковым можно сказать, что вскоре рядом с нами начнется крайне шумное столпотворение - периодически будут сталкиваться чужими лбами вооруженные провокаторы и дебоширы, что приведет на Южном Кавказе к непредсказуемой эскалации напряженности.

Об этом весьма дипломатично, хотя и с законной обеспокоенностью, высказался Президент Ильхам Алиев, принимая накануне бывшего главу внешнеполитического ведомства братской Турции, ныне руководителя делегации в Парламентской ассамблее НАТО Мевлюта Чавушоглу. Глава государства, коснувшись Брюссельской встречи между переговорщиками США, Евросоюза и Армении, особо отметил, что «начертанные ими планы создают очередной источник опасности для Южного Кавказа и в будущем могут привести к большой катастрофе». Что пытаются привести в качестве аргументов задабривания дипломаты коллективного Запада? Упомянутые высокопоставленные лица как в Вашингтоне, так и Брюсселе в ходе телефонных разговоров, состоявшихся по их инициативе, пытались убедить Президента Ильхама Алиева в том, что «эта встреча не направлена против Азербайджана». Однако возникает логический вывод о том, что она все-таки имеет военно-политический наконечник, направленный против кого-то, и эти «кто-то» расположены не на Луне, а на севере и юге от нашей страны, что уже является источником реальной опасности для региона. Коль уж три стороны заговорили о «восхищении демократическими реформами в Армении» и даже сделали упор на этом, значит администрация Джо Байдена не собирается откладывать создание на Южном Кавказе разделительных линий по космополитическому принципу «лагерь демократии против лагеря автократии», без учета национальных интересов целого ряда государств постсоветского пространства.

Мы видим, как после точечной сентябрьской операции Национальной армии по искоренению сепаратизма, продлившейся менее суток, французы первыми увидели опасность того, что есть государство, которое учитывает не чужие амбиции и «пожелания», а исходит из собственной стратегической линии поведения. Для Парижа, привыкшего со своими колониями общаться языком силы, провокаций и шантажа, это неприемлемый метод, а потому он решил устами Борреля, кучки депутатов Европарламента, Совета Европы и особенно Сената Франции шельмовать официальный Баку, не понимая, что азербайджанский народ раз и навсегда покончил и с «НКР», и со всякими статусами, восстановив конституционный строй на всей территории страны. А видя, что перед ними совсем не Новая Каледония и не Гвиана, они решили пройти в регион через задний двор, с желанием превратить армянский флюгер в свой форпост на Южном Кавказе. А это не просто затягивает переговорный процесс и отодвигает мирный договор, но и провоцирует официальный Иреван на новые вооруженные провокации в надежде, что маячащий за ее спиной Запад сумеет прийти ей на помощь.

Тут так и хочется воскликнуть специально для неуемных реваншистов: мы вместе перевернули страницы Отечественной войны, а затем и взятия нашими солдатами стратегических высот на условной границе во избежание большой крови в ходе военных провокаций. Вам ведь не помогли тогда те, на кого вы кивали в расчете на то, что их солдаты будут умирать за ваши территориальные претензии к суверенному соседнему государству. Именно тогда вы «заморозили» участие в ОДКБ по причине того, что в Москве, Минске, Астане и других столицах военно-политического блока сидят вполне умные руководители, предпочитающие искреннюю дружбу с Президентом

Ильхамом Алиевым невнятным отношениям с многоликим «соросенком».

Неужели в Иреване не видят, что и в НАТО, и в Евросоюзе, и в других авторитетных межгосударственных и международных структурах сложилась точно такая же картина. Причина в том, что адекватное политическое руководство всех стран от Южного до Северного полюса давно перестало делить человечество на «своих» и «чужих» по религиозному признаку, используя конфессиональную ненависть в качестве инструмента воздействия на неуступчивого оппонента.

Для тех, кто заигрался в «демократические процессы» и «голос народа», особое пояснение - правительства и в Вашингтоне, и в Брюсселе готовятся к очередному электоральному циклу в ожидании того, что население проголосует за них или за их партии. Они ведь, в отличие от армян, чья «многострадальность» не более чем оборот речи, понимают, чьим другом является местный деловой, иными словами, политэкономический истеблишмент, который и определяет в соответствии с системой сдержек и противовесов, где будет тот же Энтони Блинкен или Жозеп Боррель по итогам выборов.

К сожалению, ни общество, ни руководство соседней страны не осознали пока, во что их втягивают лукавые «благодетели», в противном случае накануне встречи Пашиняна в Брюсселе их воинские подразделения в целях подготовки почвы для очередных провокаций не предприняли бы попыток «инженерных работ». Никто не против - люди должны работать, но «усовершенствование траншей» в непосредственной близости от позиций Национальной армии в направлении ряда населенных пунктов Товузского и Гядабейского района - это уже слишком. Кроме того, армяне решили обстрелять из стрелкового оружия позиции нашей Армии именно в тот момент, когда Пашинян на пресс-конференции рядом с «патронами» цинично заявлял, что «мы остаемся приверженными нормализации отношений с Азербайджаном на основе взаимного признания суверенитета и территориальной целостности друг друга в соответствии с Алма-Атинской декларацией 1991 года».

В столицах Турции и России, непосредственно вовлеченных в процессы, происходящие на Кавказе, Брюссельская встреча, мягко говоря, восторга не вызвала, а официальные лица Кремля и МИД РФ неоднократно заявляли, что подобные встречи нацелены на создание новых разделительных линий, принуждение стран региона следовать антироссийской повестке. Примечательно молчание в Тегеране на этом фоне, хотя именно теократический режим после Отечественной войны 2020 года громче всех кричал о «красных линиях» и выступал против появления на Южном Кавказе нерегиональных сил. О том, что Тегеран выступает против присутствия иностранных сил на Южном Кавказе, заявлял также в октябре прошлого года глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян, выступая на министерской встрече консультативной региональной платформы «3+3», отметив, что данный факт существенно осложнит процесс мирного урегулирования между Баку и Иреваном. Молчаливая реакция Ирана на брюссельский формат вызывает недоумение еще и потому, что ненавистные ему США - «большой шайтан», по определению муллокатии, - пытаются через Армению закрепиться в регионе не только политически, но и в военном плане. Хотя подобный подход Вашингтона и вторящего ему Парижа подвергается острой критике даже в самой Европе, да  и за океаном тоже.

Вспомним недавнюю жесткую критику замминистра иностранных дел Италии Эдмондо Чириелли в адрес главы французской дипломатии Стефана Сежурне, когда тот позволил себе провокационные заявления на совместном брифинге с Блинкеном. Цитата «Было бы уместно и полезно, чтобы французский министр не подрывал усилия тех, кто, руководствуясь здравым смыслом, продвигается вперед для достижения прочного мира в регионе», которая должна отрезвить всех, кто вместо объединения интересов во имя взаимовыгодного партнерства занимается детсадовским делением «песочницы» совочками.

В столице Страны огней, кстати, и ранее на высоком международном уровне высказывалась искренняя озабоченность политикой Франции, направленной, в частности, на милитаризацию страны, которая на протяжении почти 30 лет предпочитала дипломатии язык вооруженной агрессии, оккупации и этнических чисток, ни разу не отреагировав ни на одну из 4 резолюций Совбеза ООН, требовавших немедленного, полного и безоговорочного вывода оккупационных сил. Поэтому у нашей страны есть все основания полагать, что Брюссельская встреча носила односторонний и предвзятый характер и является продолжением демонстрации двойных стандартов. В этой связи отнюдь не случайно Президент Ильхам Алиев сделал важный акцент в ходе телефонного разговора с госсекретарем Блинкеном именно на региональной безопасности, выразив мнение, что трехсторонняя встреча с премьером Армении приведет не к миру и сотрудничеству на Южном Кавказе, а к возникновению разделительных линий и в конечном счете к напряженности.

Впрочем, во всей этой «бочке дегтя» есть ряд положительных моментов. Во-первых, главы Госдепа и Еврокомиссии, позвонив Президенту Ильхаму Алиеву, сочли важным внести ясность в вопрос многосторонних отношений. Во-вторых, в столице НАТО не прозвучало ни слова «о безопасности Армении», а это значит, что коллективный Запад считается с законными региональными интересами официального Баку и подвержен сохранению установленных связей с ведущей страной на Южном Кавказе. Самое главное - это показатель личного политического веса главы государства в системе глобальных сдержек и противовесов, а также очевидной роли нашей страны в региональной политике. Это также показатель того, что молодая Страна огней воспринимается сильными мира сего как уважаемое государство, способное отстаивать свою позицию и национальные интересы на международной арене, которое к тому же является важным партнером в энергетической сфере.

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2024.- 7 апреля, №62.- С.1;3.