Изысканное издевательство

 

Пашиняна в Брюсселе похлопали по плечу, не предложив никакой серьезной помощи

 

Мы продолжаем обсуждать ситуацию в нашем регионе. Сегодняшний наш гость - историк, политолог Зураб Тодуа делится с газетой БР своим взглядом на происходящие события.

- По итогам встречи в Брюсселе глав ЕС-США-Армения так и не был подписан ожидаемый договор о гарантиях безопасности Армении со стороны Запада…

- Трехсторонняя встреча в Брюсселе широко рекламировалась в европейских СМИ. Речь шла ни много ни мало о «судьбоносном пакете мер по безопасности Армении со стороны Запада». Однако прошедшая 5 апреля встреча в основном носило декларативный характер. В сухом остатке ничего нет. Никаких гарантий безопасности, нет даже намека на них, одни только разговоры и туманные обещания. По сути, Пашиняна похлопали по плечу, предложили продолжать в том же духе, мол там видно будет. Эта практика манипулирования из 90-х годов, когда таким же способом Запад оказывал влияние на политику России, Украины и других государств постсоветского пространства.  

На деле Западу трудно предложить какие-либо серьезные гарантии безопасности Армении. Во-первых, серьезные действия (а не слова) в этом направлении, при условии, что до этого дойдет дело, непременно натолкнутся на позицию такого влиятельного члена блока НАТО, как Турция. Во-вторых, ЕС и США не будут осложнять отношения с Азербайджаном. Американские и западные нефтяные компании принимают участие в разработке нефтяных и газовых месторождений на Каспии. Шесть из восемь европейских стран, получающих газ из Азербайджана, члены НАТО. В итоге встречи в Брюсселе все завершилось декларациями о «процветающей, суверенной и демократической Армении» и заверениями о поддержке «реформ». Стандартные слова в тех случаях, когда нечего сказать по делу.    

- Еще три года назад Евросоюз обещал выделить Армении 2,6 млрд евро, но как выяснилось по итогам встречи в Брюсселе, в реальности выделит всего 270 млн евро, и то в течение четырех лет. С чем связано такое резкое, почти 10-кратное сокращение выделяемых средств Армении со стороны Брюсселя?

- За три года обстановка в Европе серьезно изменилась. Десятки миллиардов евро и долларов ушли на поддержку Украины. Лишних денег нет. В Европе происходит стремительная деиндустриализация. Доходы уменьшаются. Конечно, они могут восполнить потери, просто напечатав новые деньги. Но тогда возникнет угроза роста цен, инфляции и дальнейшего снижения уровня жизни в Европе, который и так значительно подорван неразумной экономической и миграционной политикой. 

Кроме того, вполне возможно, что на данном этапе Запад просто не видит особой необходимости в денежных вливаниях в Армению. Страна и без того постепенно дрейфует в сторону Запада, так зачем напрягаться? $65 млн от США и 270 млн евро от ЕС на 2024-2027 гг. - это даже не подачка, а, пожалуй, изысканное издевательство. Особенно если учесть, какие огромные средства идут на поддержку Израиля и Украины.

- Кстати, появились разговоры, что основные переговоры прошли секретно и там были достигнуты нужные договоренности о гарантиях безопасности Армении…

- Это крайне маловероятная версия. Для того чтобы такие документы были разработаны, необходимы достаточное время и учет, в той или иной форме, интересов Турции и Азербайджана. Пожалуй, только Франция способна, без оглядки на другие страны, пообещать свои «гарантии» и прислать несколько сотен военнослужащих либо «солдат удачи» из Иностранного легиона. Излишне говорить, что это никак не повлияет на расклад сил в регионе, но послужит сильным раздражающим фактором.

Впрочем, Макрон уже грозился отправить 2 тыс. солдат из Иностранного легиона в Одессу. Вот и посмотрим, куда они отправятся первыми. После войны в Индокитае (1945-1954) легионеры принимали участие только в боевых действиях колониального типа. То есть, против заведомо слабо обученного и вооруженного противника. Проявят ли наемники стойкость в столкновениях с военнослужащими, которые хорошо вооружены и отлично мотивированы, - большой вопрос.

Вместе с тем, так называемая «секретная» часть переговоров могла касаться дальнейшего отдаления Армении от России, участия военнослужащих стран Запада и США в обучении армянских военных,  статуса 102-й российской военной базы. Пользуясь тем, что Пашинян и его окружение пребывают в иллюзиях, Запад будет и дальше подталкивать Иреван (здесь и далее правка наша - Ред.) к разрыву контактов с Москвой. Если предположить, что Армения на каком-то этапе потребует вывести российских военных, вот тогда никакой безопасности для нее точно не будет. Точнее, она будет только в тех пределах, которые очертят в Анкаре и Баку.

- В последнее время не только Франция, но и Индия предпринимает активные шаги по милитаризации Армении. Также об углублении военного сотрудничества с Иреваном недавно заявили Афины. Имеются планы по оказанию военной помощи Армении в рамках Европейского фонда мира. Какую цель преследует Запад, вооружая Армению?

- Очевидно, что ряду стран не нравится тот факт, что Армения потерпела поражение в войне 2020 года, не устраивает также усиление позиций Азербайджана и Турции в регионе. Вероятно, они бы хотели частично восполнить военно-технические потери Иревана и модернизировать армянскую армию. Но проблема в том, что Армения утратила ту пассионарность, которая была у страны в 90-е годы. Ее граждане не хотят воевать. Они хотят красиво жить: ходить в рестораны, ездить в престижных автомобилях, отдыхать на добротных курортах. От сближения с Западом ждут серьезных денежных вливаний и резкого роста уровня жизни, как в свое время надеялись в Грузии и сейчас ожидают в Молдове. 

Охлаждение отношений с Москвой официальный Иреван обосновывает тем, что, мол, «Россия не обеспечила безопасность Армении» и не помогла «отстоять Карабах». Хотя внешней агрессии не было; конфликт был связан с территориальными притязаниями к Азербайджану. Но во время войны 2020 года очередей в военкоматах Армении с желающими отправиться на фронт не наблюдалось. И это о многом говорит.   

- Есть мнение, что основной целью недавнего визита генсека НАТО Йенса Столтенберга на Южный Кавказ было прощупывание позиций государств региона на предмет открытия второго фронта против России. Насколько вообще реально это?

- Скорее всего так оно и есть. Если выразиться точнее, его задача состояла в том, чтобы изучить возможности для встраивания стран региона в единую антироссийскую коалицию, и, конечно же, оценить перспективы открытия так называемого «второго фронта». Риторика Столтенберга заметно отличалась от того, что было в Баку, по сравнению с тем, что он говорил в столицах Грузии и Армении. Азербайджан придерживается внеблокового статуса и Баку выстроил прагматичные, взаимовыгодные отношения со всеми важными для себя государствами: Россией, Турцией, США, Ираном, странами ЕС и Ближнего Востока. Азербайджан как суверенное государство на равных ведет диалог с внешними партнерами. Неудивительно, что Столтенберг был предельно вежлив и корректен в Баку. Напротив, в Тбилиси генсек НАТО уже изменил тональность, прямо указав премьер-министру Ираклию Кобахидзе и далее проводить реформы и развивать «демократические ценности». В этом контексте он упомянул предстоящие осенью текущего года парламентские выборы в Грузии. Это был прямой сигнал: мы следим, мы наблюдаем. Интересно, что Кобахидзе ничего не сказал о перспективах сотрудничества с НАТО, не упомянул Абхазию и Южную Осетию. Хотя вблизи города Очамчира Россия выстроила военный порт. В свою очередь Столтенберг не вспомнил и не высказался в защиту (по крайней мере официально) бывшего президента Грузии Михеила Саакашвили, который отбывает срок в заключении.

 

Армении же была предложена программа «индивидуально адаптированного партнерства Армения-НАТО».

«Второй фронт» против России на Кавказе сейчас невозможен. Грузия начинать военные действия не намерена. Сложности у Москвы могут быть только в Армении: после «заморозки» участия страны в ОДКБ гипотетически могут последовать движение в сторону разрыва связей в рамках СНГ, требование вывода российских военнослужащих и ликвидации 102-й базы.  

- Усиливая свои позиции в Армении посредством наблюдательной миссии ЕС, чье пребывание на армянской территории может быть продлено до 2027 года, Запад намерен вытеснить Россию с Южного Кавказа, а затем из Центральной Азии. Как в такой ситуации будет действовать Москва? Следует ли ожидать от нее шагов превентивных мер?

- Даже если наблюдательная миссия ЕС будет усилена в 10 раз, это не приведет к вытеснению России с Южного Кавказа и Центральной Азии. Об угрозе утраты влияния России говорят все 30 с лишним лет после распада СССР. Реальная опасность такого развития событий была в 90-е годы, когда Россия серьезно ослабла и на Северном Кавказе решался вопрос о ее территориальной целостности. Сейчас ситуация другая. Надо быть реалистами и признать, что 17 тыс. санкций не подорвали экономику России. Наоборот, они заставили ее встряхнуться и окончательно избавиться от либерального дурмана 90-х. В 2023 году в российской экономике был зафиксирован рост в 5-7%. В этом году уже наблюдается рекордный рост производства и доходов в бюджет. Раньше деньги, которые Россия получала от экспорта своих товаров за рубеж, так называемые «эффективные менеджеры» финансового блока правительства предпочитали держать в американских и европейских ценных бумагах. Сейчас все доходы остаются в стране и идут на развитие различных сфер промышленности, науки и в оборонный сектор.

Одновременно успешно развивается сотрудничество России со странами Центральной Азии. На Южном Кавказе в первую очередь с Азербайджаном. С Грузией у России нет дипломатических отношений, однако экономические связи крепнут и развиваются. Последние два года экономика Грузии показывает устойчивый рост. Миллиарды долларов страна получает от деятельности российских фирм, которые перевели свою деловую активность в Тбилиси, от экспорта в Россию и туризма.

Потому, думаю, принимать какие-либо превентивные меры нет необходимости. Нужно просто продолжать развивать экономические связи, взаимовыгодные отношения и купировать потенциальные угрозы.

Мир стоит на пороге серьезных перемен. Меняются геополитический расклад сил и конфигурация безопасности. В этой новой системе безопасности, которая сложится в будущем, влияние России на Кавказе и в Центральной Азии не уменьшится. Скорее наоборот, оно усилится.   

 

Роман ТЕМНИКОВ

 

Бакинский рабочий.-2024.- 16 апреля, №65.- С.4.