Магистраль надежной дружбы

 

Баку выступает за предсказуемый мир не только на Южном Кавказе

 

Добрососедство, региональная стабильность и процветание являются визитной карточкой Азербайджана, который, несмотря на непростой геополитический расклад, всегда выступает за тесные межгосударственные отношения, основанные на принципах невмешательства в дела друг друга и взаимного уважения.

Официальный Баку, наученный горьким опытом оккупации и многочисленных попыток государственных переворотов, старается превентивными мерами минимизировать напряженность не только по периметру собственных границ, но и далеко за их пределами. И это единственно верная тактика, судя по интенсивности вовлечения в конфликты России и Ирана, борьбе братской Турции с навязанным ей курдским террором, аннексии двух регионов Грузии и подпитываемому «заступниками христианских ценностей» неугомонному армянскому реваншизму.

Недавняя террористическая атака в подмосковном «Крокус Сити Холле», прошлогодняя октябрьская вылазка террористической организации ХАМАС, обернувшаяся десятками тысяч невинных жертв среди мирного населения на территории Израиля, за два десятилетия до этого унесшая жизни более 330 человек устрашающая трагедия в Беслане, с захватом заложников, взрывы в городах Турции, где мишенью также выступают простые люди, актуализируют вопросы борьбы с международным терроризмом во всем мире.

Азербайджан, пожалуй, больше других соседних стран, начиная с 1988 года и вплоть до сегодняшних дней, последовательно выступает за усиление борьбы с проявлениями экстремизма, помноженного на нацизм и этническую исключительность.

Старшее поколение помнит, как во времена так называемой поздней «перестройки» и на заре государственной независимости наша республика пережила десятки атак армянских террористов, в ходе которых были взорваны автобусы, поезда, а накануне Новруза в 1994 году на станции «20 Января» столичного метрополитена был осуществлен взрыв бомбы с часовым механизмом. Счет человеческим жертвам до сих пор продолжает пополняться ввиду подрыва неисчислимого количества мин и неразорвавшихся снарядов на территориях Карабаха и Восточного Зангезура, освобожденных от оккупации. По мнению экспертов, понадобится еще несколько десятилетий для того, чтобы в основном решить проблему, хотя отголоски террора наряду с экологической войной поборников «цехакрона» будут слышны гораздо дольше, чем хотелось бы.

Исходя из вышесказанного, следует, что азербайджанское общество, возможно, как ни одно другое, осознает весь ужас и преступность террористической деятельности. Не случайно руководство республики в числе первых откликнулось и на октябрьскую варварскую акцию в Израиле, и на трагедию в «Крокус Сити Холле», выразив соболезнования народам близких стран. Более того, исключительно профессионализм отечественных силовых структур, и прежде всего Службы государственной безопасности, является преградой на пути изощренных методов того же французского разведывательного сообщества, обеспокоенного усилением тюркского мира.

Примером тому является нашумевшая история, развернувшаяся здесь, в Азербайджане, главным действующим «героем» которой тоже является неудачная шпионская сеть, под стать президенту Франции Эмманюэлю Макрону. Помнится, в середине декабря в зарубежную прессу, посредством издания Identificator со ссылкой на собственные источники, просочилась информация о том, что в результате успешной операции отечественных спецслужб была раскрыта обширная резидентура агентов страны воздушных шаров и мыльных пузырей. Отмечалось, что внутренняя резидентура французского посольства в Азербайджане «весьма уверенно и спокойно» осуществляла разведку против представителей стран, известных как «партнеры» Франции. «Наряду с этим резидентура, используя широкие связи, активно перемещалась в странах региона, формируя новые задачи и расширяя сферу влияния», - сообщило упомянутое издание.

Спустя какое-то время этот факт был подтвержден пресс-службой МИД АР, сообщившей, что послу Франции Анн Буайон была вручена соответствующая нота и до ее сведения было доведено, что двое сотрудников посольства объявлены национальным правительством персонами нон грата (нежелательными лицами) за ведение деятельности, не соответствующей их дипломатическому статусу и противоречащей Венской конвенции 1961 года «О дипломатических сношениях».

Судя по официальным данным, подопечные Макрона не ограничивались провокациями на территории нашей страны - один из проживающих здесь бывших внештатных сотрудников французского разведсообщества, не довольных «размашистой» колониальной политикой Парижа, предоставил отечественным спецслужбам свидетельства и документы относительно деятельности французской резидентуры не только в регионе Южного Кавказа, но и Ближнего Востока, в Украине и Молдове.

Кстати, до эпохи сверхактивного нынешнего президента Франции межгосударственные отношения переживали ренессанс, включая нарастающий товарооборот, гуманитарные инициативы, обмен опытом и технологиями, однако начиная с осени 2020 года, особенно по итогам Отечественной войны, после разгромного провала мифов о непобедимости «поистине христианского духа армянского солдата», официальный Париж неожиданно объявил крестовый поход против всего азербайджанского народа. Скорее всего, это дань справедливости, но дипломатия Макрона тоже неоднократно сталкивалась с сокрушительными поражениями - все мы были свидетелями крушения надежд мирового армянства и их покровителей на неоднократные попытки МИД Франции провести антиазербайджанские резолюции в Совбезе ООН. Причем во всех случаях страна пармезана оставалась в одиночестве, а ее расчеты на поддержку не только США, но и представителей стран - членов Франкофонии были ошибочными в силу того, что эти государства входят в Движение неприсоединения и умеют сравнивать искренность и профессионализм глав государств.

Не оставляет Париж и тщетных попыток всеми силами воспрепятствовать подписанию мирного договора между Арменией и Азербайджаном, хотя на двусторонней основе предпринят ряд шагов, демонстрирующих перспективы взаимопонимания. И что бы ни говорили дипломаты, поставки соседней стране французского вооружения и поддержка там реваншистских настроений преследуют именно цель спровоцировать долговременное тление конфликта. Иревану следовало бы проявить хоть немного политической прозорливости и не попасться «на удочку» нечистоплотных политиканов, которыми движет отнюдь не любовь к «красивым армянским глазкам», а превращение всего Южного Кавказа в инструмент для своих грязных игр на основе конфессионального противостояния. Пора бы правительству соседней страны перестать мыслить былыми эгоистическими категориями и четко осознать, что все страны региона связаны друг с другом не только географически, а потому единственный выход из тупика - это предсказуемый мир с Азербайджаном и Турцией.

Благодаря современным технологиям и средствам объективного слежения сегодня официальный Баку настолько эффективен, в том числе, в борьбе с терроризмом, что лучше с ним налаживать взаимовыгодное добрососедство, чем бегать по иррациональному треку противостояния. Члены команды Никола Пашиняна, несмотря на молодость, все-таки застали советские времена, когда в 1975-1987 годах демонстрировался беспрецедентно символический мультипликационный сериал «Приключения кота Леопольда». Он как раз предназначается для особо непонятливых оппонентов, а его слоган «ребята, давайте жить дружно!» актуален как никогда, и для хулиганистых политиков тоже.

Правительству соседней страны надо бы усвоить, что, несмотря на наличие огромного количества региональных вызовов, в ежегодном рейтинге Global Terrorism Index 2024 (GTI) от Института экономики и мира именно Азербайджан в связке с союзнической Грузией получил индекс 0 и признан одним из самых безопасных регионов, оказавшись в одном ряду с такими странами, как Дания, Южная Корея, Катар и Финляндия. У Армении же показатель противоядия террору гораздо ниже, и причины этого лежат на поверхности.

Между тем Франция, которая в последние годы выступает катализатором дестабилизации не только на Южном Кавказе, но и во многих других регионах мира, сама находится в зоне повышенного риска. Причина в том, что обе страны застряли где-то в средневековье, демонстрируя неадекватность в отношении ислама и забыв, что Азербайджан с возвращением во власть общенационального лидера Гейдара Алиева окончательно превратился в источник светского управления ветвями власти, с приоритетом так называемой «мягкой силы». Именно так была заново выстроена платформа государственности, преобразованы все отрасли общественно-политических институтов, преодолена нищета, создана социально ориентированная внутренняя стабильность, на арену выдвинулась удачно продуманная надежная внешнеполитическая модель. Список можно и продолжить, но благодаря тому, что успешный духовный наследник патриарха геополитики Президент Ильхам Алиев оказался еще и достойным продолжателем идей служения национальным интересам, приоритетом управления со временем стала уже «умная сила», рассчитанная на укрепление глобального престижа Страны огней.

В нашем случае - это регулярно проводимые международные конкурсы и соревнования, глобального масштаба мероприятия, такие, как конкурс «Евровидение» (2011 г.), первые Европейские игры (2015), «Формула-1» и Всемирная шахматная Олимпиада (2016), IV Исламские игры (2017), ряд бакинских гуманитарных форумов и многие другие культурные, спортивные и политические инициативы, призванные улучшить общий климат и имидж страны, а в целом - усилить воздействие своей «умной силы» во всем мире. Есть еще один немаловажный момент: это наглядный пример для развивающихся стран, как может за несколько десятков лет неизвестная когда-то республика постсоветского пространства «вдруг» быть не просто избранной непостоянным членом Совбеза ООН на период 2012-2013 годов, но и во время председательства реализовать десятки инициатив, в то время как те же французские попытки внести свои корректировки натыкались на явные или неочевидные преграды со стороны других участников обсуждений. Все это свидетельствует о том, что нельзя судить об авторитете государства и его политического руководства по квадратным километрам и наличию ядерного оружия, - видимые достижения официального Баку базируются на высоком уровне доверия мирового сообщества.

Естественно, все страны, как высокоразвитые, так и развивающиеся, и топчущиеся на месте, так или иначе проводят определенную политику в поисках обеспечения достойного «места под солнцем». Выигрывают немногие из тех, кто глубинными ценностями считает не примитивную эксплуатацию и продажу природных ресурсов в расчете на сиюминутные материальные интересы, а лидерство в действующей системе координат. Азербайджан как раз стал «восходящим» государством, которому удалось не только утвердиться, но и пересмотреть, и даже оспорить свое место в современной истории, причем при меняющемся миропорядке, что никому не удавалось до сих пор. В результате Старый Свет и вообще коллективный Запад слепо проявляют ревность: отчасти из-за этого официальный Баку довольно часто сталкивается с необоснованной критикой со стороны ПАСЕ, Европарламента, различных заокеанских неправительственных организаций, международных изданий и отдельных деятелей, которые в данном случае являются лишь рычагами давления и инструментами, используемыми более влиятельными силами.

Еще одним фактором их невнятного, к тому же бездоказательного недовольства, является «историческая несправедливость» - как получается, что вчерашняя заштатная социалистическая периферия послала на свалку истории Минскую группу ОБСЕ, в которую входили целых три постоянных члена Совбеза ООН, без чьей бы то ни было помощи обеспечив выполнение основ международного права. Да, Азербайджан сделал невозможное в представлении так называемых «сильных мира сего», освободив от незаконной оккупации не только оговоренные в Мадридских принципах пять районов, но и всю суверенную территорию.

Таким образом, минули те времена, когда политическое руководство Страны огней строило и внешнюю политику, и деловые отношения с международными организациями и транснациональными корпорациями во многом с учетом их взглядов сквозь призму карабахского конфликта. Амбициозные стратегии продвижения не только регионального, но и глобального лидерства во многом реализованы лично Президентом Ильхамом Алиевым на уровне его многочисленных переговорных инициатив и дипломатических миссий, как в кулуарах, так и на официальных приемах, в частности, на Мюнхенской конференции по безопасности. Так, 16 февраля на встрече с действующим председателем ОБСЕ Яном Боргом по инициативе последнего глава государства дал четко понять, что после точечной антитеррористической операции 19-20 сентября прошлого года была закрыта последняя страница истории искусственно созданного и взлелеянного сепаратизма на нашей земле, и что переговоры Баку с Иреваном будут продолжены исключительно на двусторонней основе, что сузит возможности вмешательства нерегиональных сил, с чем собеседник охотно согласился.

А что ему оставалось делать, если в переговорщики ему достался один из сильнейших политиков мира, отстаивающий не собственные, а исключительно национальные интересы…

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2024.-17 апреля, №66.-С.1;3.