Бесценный шанс, данный судьбой…

Джаваншир Гулиев - бренд национальной музыки

 

Недавнее ухудшение состояния здоровья известного композитора, автора знаменитого Əsgər marşı, с которым воодушевленные сильнейшим патриотическим духом марша наши бойцы освобождали оккупированные земли родного Карабаха, заслуженного деятеля искусств Джаваншира Гулиева расстроило всех, кто знаком с его богатейшим творческим наследием.

 

Личное внимание первой леди Мехрибан ханым Алиевой к лечению маститого композитора и яркого представителя национальной интеллигенции позволило, к счастью, вырвать из пучины смерти человека, бытие которого так ценно, значимо и необходимо азербайджанскому народу и национальной музыкальной культуре.

Сегодня все мы должны приложить имеющиеся усилия и возможности, чтобы   высокопрофессиональная и проникновенная музыка азербайджанского композитора звучала не только в его родной стране, но и во всем мире наряду с произведениями наших корифеев - Узаджибейли, К.Караева, Ф.Амирова, Ф.Ализаде и других, обогативших мировую культуру.

Представляем вашему вниманию беседу нашего корреспондента с заслуженным деятелем искусств Джаванширом Гулиевым, из уст которого узнаем о последних новостях его творчества.

- В нашем последнем интервью пару лет назад вы говорили, что работаете над оперой Fatih Sultan Mehmet. На какой стадии эта работа и где планируется ее поставить?

- Работа над оперой продолжается, но, к сожалению, не с такой скоростью, как это было на Кипре, потому что в Баку у меня не так много свободного времени, как это было там, поскольку часто приглашают на теле- и радиоканалы и порталы для интервью по самым разным темам, что тоже отнимает время. В Баку жизнь более динамичная и напряженная, а на Кипре, как вы знаете, она более расслабленная и неторопливая, как на курорте. Соответственно, и времени для творчества там было больше, и я мог заниматься написанием не только этой оперы, но и других произведений.

- В этом плане можно сказать, что кипрский период вашей жизни был тем не менее более плодотворным и насыщенным на новые творческие идеи и их реализацию. А какие творческие предложения вы получили после возвращения на родину и над чем работаете сейчас?

- Есть и другие планы и заказы, как вы знаете, я всю жизнь занимался также песенным творчеством, которое продолжаю, и, несмотря на нехватку времени, пытаюсь работать, и дела, слава Богу, продвигаются. Творческие предложения, конечно же, есть. Должен отметить, что на АzTV готовится продолжение съемок многосерийного спектакля-эпопеи Fatehlərin divanı режиссером Рамизом Гасан-оглу. Как вы помните, в предыдущих сериях главным героем был завоеватель Тамерлан, а в нынешних - герой уже другой, и именно он будет отвечать на небесном суде.  

- Замечательно! Уверена, эта новость обрадует многих, кто помнит этот легендарный спектакль и тот резонанс, который он породил в обществе!

- Съемки начнутся с наступлением теплых весенних дней, а я со своей стороны уже начал размышлять и даже работать над музыкой к этому спектаклю. Также есть предложение написать музыку к нему. Из гостелевидения поступило еще одно предложение - написать музыку к другому телеспектаклю по мотивам пьесы

А.Ахвердиева.

На горизонте просматривается большой серьезный фильм о Карабахской войне. Это пока проект, поскольку он связан с определенными работами, ждущими своего осуществления, ибо съемки предполагаются сложные, требуют высокой технической оснащенности съемочной группы, профессионализма самих участников и т.д. Наряду с этим я также работаю над жанром песен, которые заказывают наши певцы.  

- Ваш грандиозный проект Dede Qorqud из 12 балетов: ожидается ли постановка уже написанных двух балетов?

- Как вы отметили, два балета закончены, осталось только их оркестровать, следующие два балета пока на стадии эскизов, еще несколько других тоже находятся на таком же подготовительном этапе, впереди еще предстоит много работы. Объять необъятное невозможно, я начертил для себя массу планов и справиться с ними за короткое время довольно сложно, а тут еще моя болезнь, которая в определенной мере тормозит работу. Посмотрим, как получится, иншаллах.

Что касается постановки, должен сказать, что хотел бы поставить другой свой балет Oğuznamə, написанный еще в 2006 году. В последние годы приобрела актуальность тема сближения тюркоязычных государств, создана единая консолидирующая организация - Организация тюркских государств. Этот балет об истории древнетюркского мира, история одного из первых тюркских правителей Огуз хана, которому удалось объединить племена и создать единое тюркское государство. Очень хотел бы поставить этот балет, но как вы знаете, театр пока на ремонте.

- На Кипре вы занимались преподавательской деятельностью, а нет ли мысли стать наставником молодых композиторов в Баку? Именно вы, как воспитанник корифеев, могли бы многое сделать не только в плане развития композиторского образования, но и в целом воспитания будущих представителей азербайджанской интеллигенции, которой, к сожалению, становится все меньше в наш меркантильный век?

- Верно, я преподавал на Кипре, но и здесь занимаюсь этим сразу в двух вузах - в университете «Хазар» и Бакинской музыкальной академии им.Узаджибейли. Кроме официального преподавания, ко мне также обращаются молодые музыканты с просьбами разного рода, и я стараюсь им помочь.

Что касается воспитания будущих композиторов, интеллигентов, считаю, что этот вопрос многоплановый, ибо человек воспитывается напрямую не только своим учителем, он, к сожалению, воспитывается и на дурных примерах, на том, что читает, видит, слышит, на литературе, музыке, кино и, если он от природы расположен к аналитическому мышлению, работая над собой, он может стать образованным, интеллигентным человеком. Этот момент также связан с таким понятием, как совестливость, у кого как, у одного она работает, а у другого - повешена на гвоздь, и от этого зависит многое, а помощь в этом деле я всегда готов оказать любому.

- Я бы сказала, что для человека, ищущего во всем смысл и ориентирующегося на такие личности - духовные маяки, как вы, достаточно даже из ваших ответов в самом маленьком интервью или беседе почерпнуть много полезной информации к размышлению. Джаваншир муаллим, не думаете ли вы, что давно назрели время и потребность в обществе организовать концерт из ваших чудесных песен, которые быстро распространяются в обществе и становятся любимыми?

- Организация концерта - дело многотрудное и с физической точки зрения очень сложное, потому что сегодня просто собрать людей в зал и представить на сцене песни современному зрителю не интересно. Нужно шоу, а оно связано со сценическими технологиями, что является делом дорогостоящим. Помимо этого, оно отнимает массу нервной энергии и сил, это похоже на айсберг, видимая часть которого - это сам концерт, а невидимая подготовительная - грандиозная многократно. С моим нынешним состоянием здоровья я пока не рискую заняться таким   мероприятием. Вы можете возразить, что может найтись некто, кто сможет взять на себя все проблемы разного характера, а мне останется только указывать, что и кому как делать, набирать репертуар и т.д. Но так не бывает, ибо если автор живой, он непременно должен участвовать в процессе, почти становиться художественным руководителем, ведь автор может иметь свое мнение по разным показателям и компонентам концерта. Это то же самое, что все делать самому, поэтому подобных планов у меня пока не предвидится.

- В одном из видеоинтервью в вашем кабинете я разглядела в книжном шкафу несколько книг под названием Divan. Как востоковед-переводчик знаю, что так назывались поэтические сборники средневековой поэзии. Антологию какого автора вы читаете наиболее часто?

- Вы правильно подметили, но Divan - он мой. Это двухтомник моих классических произведений, состоящий из серьезной музыки, песен, причем это произведения, которые в целевом отношении связаны между собой. Divan собран по этому принципу. В средневековье сборники   поэтов тоже составлялись не спонтанно, существовали конкретные правила - на каждую букву арабского алфавита надо было написать не менее 15 стихотворений, причем каждое должно было также заканчиваться этой же буквой. Учитывая количество букв арабского алфавита…

- Позвольте уточнить: букв в арабском алфавите 28 и стихотворения располагались в алфавитном порядке их рифм…

- …получалось огромное количество стихов, которые нужно было системно выстроить в ряд. Все это собиралось в одну книгу под названием Divan. Мой Divan также собран не случайно и, конечно же, не по такому принципу, но эту систему я придумал для себя сам и сейчас готовлю 3-й том. Divan - объединяющее название, сборники посвящены фортепианной музыке, есть сборник детской сюиты Günəşin musiqi dəftəri, посвященной моей внучке, готовятся сборники камерной музыки, квартетов (куда входят 2 струнных и духовой квартеты), сборник военно-патриотических песен и т.д. Я пытаюсь собрать воедино свое творчество, поскольку в нашем роду музыкантов, кроме меня, нет, и когда меня не будет, нужно, чтобы ничто не затерялось. А издание моих произведений отдельными сборниками будет понятным для людей, не разбирающихся в музыке.

- И последний вопрос. В каких новых фильмах мы услышим вашу музыку?

- Конкретных предложений у меня пока нет, но на горизонте высвечивается фильм о жизни и деятельности Джафара Джаббарлы, идея о котором витает в воздухе уже несколько лет. Есть надежда, что в этом году она обретет реальные очертания.

- Благодарю за интересную и содержательную беседу и желаю вам воплотить в жизнь все задуманное!

 

 

Афет ИСЛАМ

Бакинский рабочий - 2024.- 24 апреля, №71.- С.7.