Встретимся в раю…

Состоялась презентация картины Рамины Саадатхан

 

Живопись является одним из средств художественного выражения переживаний творческой личности, который неразрывно связан с искусством. Ибо картина передает эмоции, чувства, она досягаема и понятна каждому восприимчивому зрителю, результат и воплощение многолетних творческих поисков стиля и самовыражения. Из этого рода картина азербайджанской художницы Рамины Саадатхан «Я жду тебя в раю», презентация которой состоялась на днях в Баку.

 

Мероприятие было организовано представителями дипмиссий зарубежных стран и проходило в непринужденной и дружеской атмосфере. На вечере знатными гостями были сотрудники посольств, аккредитованных в Азербайджане, а также художники, искусствоведы, ценители и любители живописи. Общение вылилось в искренние добрые пожелания в адрес виновников торжества - художницы Рамины Саадатхан и Микелы Каваньин (Michela Cavagnin), сотрудницы итальянского посольства, которая заказала и приобрела картину «Я жду тебя в раю», на которой художница оставила свой автограф алыми, как кровь, красками. Все это сопровождалось приятной мелодичной музыкой. Гости знакомились, созерцая картины, и вели степенную беседу о прекрасном, искусстве и творчестве.

 

Общению не владеющих иностранными языками гостей помогал переводчик Марлен Гачаев.

Теймур Даими, художник, философ, режиссер, знаком с Раминой Саадатхан с девяностых годов. Когда она организовала свою первую персональную выставку графических работ. Она была одной из студенток Художественного училища имзима Азимзаде. Уже тогда у нее были свой почерк, свое видение мира, свое восприятие. Это очень важный момент, потому что, иметь свое устойчивое видение мира, причем довольно-таки фундаментальное в 17-летнем возрасте, редкий случай.

 

- С тех пор я слежу за ее творчеством, - говорит Теймур Даими. - В 1998-м состоялась первая ее выставка, затем последовал долгий период затишья. Но она продолжала работать, пробовала себя в разных направлениях, в разных техниках, в разных жанрах. И постепенно пришла к живописи, к признанию той Рамины, которую сегодня хорошо знают не только наши, но и зарубежные ценители искусства. Придя к живописи, она полностью раскрепостилась, обрела свое лицо.

 

- Вы, наверное, согласитесь со мной, что фотографии - это отражение реалии жизни и ракурс видения фотографа, а живопись - более широкая сфера отображения того, чего подчас нет в реальной жизни…

 

- Да, в этом есть нечто уникальное. Фишка здесь в том, чтобы найти форму выражения своего видения. Ведь не каждый находит метод проявления внутреннего потенциала. Многие художники боятся открыть душу, стать уязвимыми. Чего не скажешь о Рамине. Она искренна, ее работы не просто декоративные. Когда мы говорим декоративный, это немного принижает планку живописи. Ее работы чисты и локальны. Рамина умело использует специфическое сочетание цветов. В этом ее суть - детское непосредственное восприятие… В этом смысле она - счастливый человек.

 

Найти адекватную формулу выражения своего внутреннего потенциала - это большой успех. Рамина заняла свою нишу в контексте современного азербайджанского искусства.

 

 

 

Микела Каваньин, сотрудник Посольства Италии в Азербайджане, преподаватель итальянского языка Азербайджанского государственного университета языков очарована и загипнотизирована творчеством азербайджанской художницы:

 

- Идея проведения этого мероприятия принадлежит моему другу, дипломату Пьеру-Антуану Феррасину. Мы с друзьями и единомышленниками из дипломатического корпуса Италии, Франции, Чили и других стран решили провести эту презентацию. Мой интерес к работам Рамины ханым возник из-за сюжетов ее картин, она на полотнах отражает дикий животный мир. Ее работы напоминают мне произведения двух художников - француза Анри-Эмиля Руссо и итальянца Антонио Лигабуэ. И еще мне нравится, как Рамина работает с цветом. Она очень смело использует яркие насыщенные тона. Это впечатляет. Сегодня я приобрела картину «Я жду тебя в раю».

 

Риккардо Курзи, сотрудник Посольства Италии в беседе с нами поделился своим впечатлением от выставки:

 

- Весной 2022 года Рамина участвовала в 59-м Венецианском биеннале, она вошла в число семи азербайджанских художников, чьи работы были отобраны Фондом Гейдара Алиева для представления на форуме.

 

Творчество Рамины Саадатхан отличается особым стилем, своеобразным подходом. В своих работах она отсылает нас к технике и манере европейских художников. В Азербайджане развитие искусства стремительно развивается, не стоит на месте, и азербайджанское общество по достоинству ценит настоящее искусство. Подобные мероприятия проводить очень важно, ибо искусство сближает людей. Я очень рад, что мне посчастливилось поучаствовать в этом мероприятии. И еще хочу заметить, что вот мы сейчас с вами беседуем при помощи переводчика, а язык искусства не требует перевода и изложения переводчика и это прекрасно.

 

Туран Керимбейли, художник-модельер, арт-менеджер и куратор проектов Рамины Саадахан, знает художницу с юности. Они вместе учились в художественном училище:

 

- Я - свидетель ее творчества с самого начала и по сегодняшний день. Ее работы - это настоящее искусство, прекрасная современная живопись. Их приобретают и хранят в личных коллекциях очень известные люди по всему миру.

 

А искусствоведу Мехпаре Аббасовой нравятся своеобразное видение художницы, ее подход ко всему, колорит, композиционное решение, выбор тем:

 

- Ее работы несут положительные эмоции, прекрасный посыл. Вообще она сама весьма позитивный человек, неоднократно организовывала у себя в мастерской несколько таких артэвентов, проводила дни открытых дверей и в качестве поддержки своих друзей-художников организовывала вечера, на которых происходила и продажа их картин. Все это для друзей она делает бескорыстно.

 

Шахрияр Мардиев, художник-керамист:

 

 - Работы Рамины ханым красочны, мне они очень нравятся. Ее картины вдохнули в мою студию новый дух, настроение. Они наполнены жизнью, счастьем. Мне хотелось бы, чтобы в будущем эту студию использовали для подобных мероприятий. Мечтаю внести свою лепту в азербайджанское искусство.

 

Катана Гази-Шарифова, художница, рассказала, что преподавала Рамине, когда та занималась в детской художественной галерее. Это была юная, красивая, немногословная девочка, которая сильно раскрывалась в своих рисунках. Ее графика настолько необычна, что можно было бы организовать индивидуальную выставку. К живописи она пришла не сразу. Рамина сама красочный человек, потому и состоялась как живописец.

 

Улучив момент, мы беседуем с хозяйкой выставки Раминой Саадатхан:

 

- Я получила заказ от Микелы Каваньин написать для нее большую картину, которую она сегодня презентует, - рассказывает Рамина ханым. - В экспозиции представлены и картины наших современных художников Адиля Юсифа, Гусейна Ахвердиева, Турала Муюфова. Сегодняшний воркинг нацелен на то, чтобы наши художники имели возможность познакомиться с сотрудниками зарубежных посольств, чтобы у них завязались творческие связи. И в дальнейшем планируем проводить здесь такого рода мероприятия. На них неплохо продаются работы моих друзей.

 

На прошлом Венецианском биеннале я представляла Азербайджан. Наш павильон размещался на площади Сан Марко. Моя инсталляция «Энергия хаоса» была большая, в 25 метров. Я активно участвую в международных симпозиумах, различных артэвентах, выставках. Все прошлое лето я проработала в резиденции у бахрейнского шейха Рашида Аль Халифа. Он член королевской семьи, приезжал сюда с выставкой, которая состоялась в Центре Гейдара Алиева, приобрел несколько моих работ, посетил мою мастерскую и пригласил к себе в резиденцию работать. Там я создала 17 монументальных картин для фонда RAK Art Foundation.

 

- Как вы пришли в искусство?

 

- Я окончила художественное училище, затем художественную академию, отделение живописи у Надира Абдурахманова. Будучи студенткой, участвовала в международных выставках - и на ВДНХ в Москве, и в Париже в Лувре. Стараюсь каждый год делать отчетные выставки. В Баку в прошлом году я организовала четыре выставки. В болгарском Бургасе я выставлялась с такими мировыми звездами, как Айдан Салахова, Марина Абрамович, Тамара Лемпицка, Алмагуль Менлибаева.

 

Такие мероприятия несут заряд энергии, эмоций, которые придают мне силы. Мое творчество всегда поддерживало меня. Сколько ты вложишь в эту жизнь, столько от нее и возьмешь. В 16 лет я занималась черно-белой графикой, не было ярких полотен, потом я стала заниматься фотографией, тоже черно-белое творчество. Черно-белая художественная фотография мне нравится больше всего. Занималась документальной фотографией и сдала один проект из морга и кунсткамеры. После этого три дня есть не могла…

 

Тогда и переключилась она на цвет и стала заниматься живописью. Но фоторепортаж из морга и кунсткамеры ей был необходим, чтобы выйти из зоны комфорта, после увиденного там переосмыслить свою жизнь.

 

- Мои полотна наполнены жизнью. Эти не просто яркие краски, на самом деле за ними стоит долгий путь исканий. Точно так же, как Пикассо пришел к своему кубизму. Примитивный, наивный стиль - один из самых сложных. Пиросмани, Жан Дюбюффе писали в этом стиле, это неотесанная чистая энергия.

 

- Как называется картина с леопардом?

 

- «Побег».

 

- Почему побег, что вы этим самым хотели сказать?

 

- А мне интересно ваше мнение… Ведь работа художника - это половина работы. Вторую ее часть должен завершить зритель…

 

- Ну я не совсем зритель, в мои обязанности входит спрашивать… Так и быть скажу, я вижу обезглавленное тело, стремительный бег леопарда, вернее его задние ноги, голова и передние ноги за пределами полотна. Кажется он за дичью гонится… Но картина называется «Побег», может, он убегает от ужаса увиденного…

 

- На самом деле это обезглавленное женское тело, она мертва, но из груди льется кровь с молоком…

 

- А мне показалось, что это части арабского шрифта, - умышленно меняю тему разговора.

 

- Это то, что осталось после людей. А животные у меня всегда с глазами, всегда живые…

 

- Но не в случае с леопардом…

 

- Ну и что, зато он в движении, он бежит (по-детски отстаивает свое видение Рамина ханым). В каждой из этих картин есть скрытый смысл. Я все лето прожила в арабской стране. Работала в резиденции шейха, написала там 17 картин. Возможно, после этого у меня на картине и появилась арабская вязь. Ведь каждой культуре свойственно влияние на человека.

 

- В ваших картинах присутствует обезглавленное человеческое тело. Вы представляете людей неживыми на фоне живой дикой природы. Почему?

 

- Трудно ответить на ваш вопрос. Требовать от художника, чтобы он объяснил свои работы, - это неправильно, он все равно вам правду не скажет. Знаете, с каждой картиной я умираю и заново рождаюсь, уже обновленная.

 

- Что для вас жизнь? Что есть смерть?

 

- Смерть для меня выход и вход одновременно в другую дверь. Я не боюсь умереть. Я жду этого момента, когда я умру и заново смогу возродиться… Иногда мне кажется, что смерть и есть рождение. Смерть для меня - это перерождение…

 

То, что я делаю, это моя генетическая память. Мои предки приехали в Азербайджан из Ирана. Отец родом из Сараба, а мать из Ардебиля. Они бежали от репрессий в Иране в 1922 году. И моя фамилия Саадатхан - иранская. Генетический код никогда не спит. Потому какие-то элементы появляются в моих картинах спонтанно.

 

Я слушаю свою собеседницу, не перебивая ее, может, ей надо высказаться, ведь об этом я ее не спрашивала. Я редко задаю вопросы на личные темы и всегда интересуюсь, можно ли задать вопрос, чтобы ненароком не ранить человека. Я слушала Рамину ханым и для меня прояснялась картина «Побега» и других картин с обезглавленными телами и алыми кровяными пятнами на других картинах. Побег от репрессий, побег от зла и жестокости, побег, чтобы спастись самому и спасти своих детей. И я вспомнила события в Баку, в Карабахе, в Ходжалы, а яркие краски - это побег к жизни, к солнцу, к свободе, к глотку воздуха…

 

 - Мне хочется добиться большей яркости в работах, - говорит Рамина ханым, - но только чтобы эти цвета не кричали друг на друга, не конфликтовали, а гармонировали…

 

- Как вы думаете, от счастья можно умереть?

 

- (задумалась…) Нет, конечно.

 

- Нет?

 

- Смотря что вы называете счастьем. Ведь у каждого человека понятие счастья разное.

 

- В снах видите свои работы?

 

- Во сне я рисую.

 

- На ваших полотнах биологические процессы жизни, кровь с молоком, естественные физиологические процессы, например, взять того же возбужденного долматинца в экстазе…

 

- Мне нравится абстракция. Я стараюсь показать формы на момент их разрушения или наоборот, на момент их формирования.

 

- Что для вас есть хаос?

 

 - Хаос - это море возможностей, это царство возможностей. Люди создают все ровное. Фриденсрайх Хундертвассер, австрийский архитектор и живописец, говорил, что в ровных домах человек не должен жить, он может заболеть. Кто-то держит нас в статике, в которой нет движения.

 

- Слушая вас, я вспомнила арабского архитектора-женщину…

 

- …Заха Хадид - она космическая. Смотришь на плавные формы ее зданий и кажется, что они двигаются. А ведь на самом деле они стоят…

 

- Текучесть форм создает иллюзию движения. Сколько времени вы работали над картиной, которую представили на презентации?

 

- Два месяца.

 

- Ваш посыл в этой картине…

 

- …мои светлые эмоции - моя радость.

 

- Вы иранских корней, родились и формировались в Азербайджане, впитали в себя и европейскую культуру, а на ваших полотнах животные тропических расцветок, этюды, мир животных… Я понимаю, что вы любите животных, и, может, поэтому они живее людей в ваших работах…

 

- Я изображаю животных как людей, а людей как животных. У людей, как и у животных, есть инстинкты. Кажется, что они не движут нами так, как животными, однако мы просто не замечаем их влияния. Человеческие инстинкты развились давным-давно, еще когда представители нашего вида были охотниками-собирателями и укрывались в пещерах.

 

- У вас превалируют и темные краски…

 

- После ночи всегда наступает день. Черное и белое, горе и радость. Это дает нам возможность ценить жизнь, то, что у нас есть.

 

- Как называется эта картина?

 

- «Я жду тебя в раю».

 

- В рай попадают через смерть?

 

- (задумывается) Вот когда я туда попаду, вам и расскажу… Встретимся в раю…

 

 

Басти Паша

Бакинский рабочий - 2024.- 24 апреля, №71.- С.7-8.