Мудрость по наследству

Возвращение четырех сел - величие политики Ильхама Алиева

 

Буквально пару дней назад имело место небольшое по масштабам, но очень важное по смыслу событие в переговорном процессе между Азербайджаном и Арменией.

 

На границе между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения в рамках работ по уточнению координат на основании геодезических измерений на местности был установлен первый пограничный столб.

Как сообщалось ранее, в соответствии с договоренностями по итогам восьмой встречи Государственной комиссии по делимитации государственной границы между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения и Комиссии по вопросам делимитации государственной границы и пограничной безопасности между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой произошло возвращение четырех приграничных, неэксклавных сел, ранее оккупированных Арменией, азербайджанской стороне.

 

Также в соответствии с достигнутыми договоренностями экспертные группы двух стран приступили 23 апреля к процессу уточнения координат на основании геодезических измерений на местности.

Эти договоренности, а также факт установки первого пограничного столба демонстрируют факт наличия реальных и уникальных шансов на заключение мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией, и две страны никогда ранее не были так близки к миру.

Свою точку зрения на переговорный армяно-азербайджанский процесс, визит Президента Ильхама Алиева в Москву и ситуацию в регионе в целом в интервью газете «Бакинский рабочий» изложил известный российский политолог, основатель экспертно-аналитической сети PolitRUS Виталий Арьков.

- Какова ваша оценка визита Президента Ильхама Алиева в Москву и сквозь эту призму российско-азербайджанских отношений в целом на сегодня?

- Повод для рабочего визита Ильхама Алиева в Москву был событийный - 50-летие БАМа. Как мы знаем, курировать поражающую своей смелостью и масштабами тогда всесоюзную стройку высшее руководство СССР доверило поистине легендарному Гейдару Алиеву. Президенту России Владимиру Путину посчастливилось быть лично знакомым с общенациональным лидером азербайджанского народа Гейдаром Алиевым и активно взаимодействовать в укреплении российско-азербайджанской дружбы, решении общих задач в рамках СНГ. Владимир Владимирович с теплотой вспоминает свои встречи с Гейдаром Алиевичем и, я уверен, отмечает мудрость настоящего патриота и государственника, передавшуюся его сыну.

Несомненно, за рамками юбилейных торжеств и протокольных мероприятий у лидеров наших стран были обмен мнениями по текущей непростой международной ситуации, а также согласовывание действий по стоящим перед Россией и Азербайджаном вызовам.

- На днях Азербайджан и Армения договорились о возвращении азербайджанской стороне четырех неэксклавных сел в рамках процесса делимитации границы. Можно ли этот успех считать доказательством того, что мирный договор между двумя странами скоро будет подписан?

- Ранее приходилось слышать мнение, мол, возвращаемые населенные пункты маленькие, зачем они Азербайджану, и так уже вернувшему свои значительные территории. Однако это большой успех азербайджанской дипломатии и огромный шаг в направлении мирного договора, о необходимости заключения которого - как ключа к новому будущему всего Южного Кавказа - неустанно говорит лидер Азербайджана

Ильхам Алиев. Мудрость его политики вновь убедительно подтверждается.

К тому же возвращение данных сел имеет не только важное политическое и идеологическое значение - их расположение не менее важно в военно-стратегическом плане для обеспечения безопасности Азербайджана. О чем постоянно думает Баку, особенно на фоне нарастающего политического кризиса в соседнем государстве и уже очевидного многим попадания Иревана в зависимость от Парижа и Вашингтона. Отношения последних с Баку в настоящее время сложно назвать дружескими. Возможно, ситуация начнет выправляться после смены обитателей Елисейского дворца и Белого дома.

- Как вам известно, на минувшей неделе начался вывод российского миротворческого контингента из Карабахского региона Азербайджана…

- Соглашение о пребывании российского миротворческого контингента в Карабахе действует фактически до конца 2025 года. Однако ситуация в регионе после известных событий сентября 2023 года претерпела изменения. Сразу после восстановления властями Азербайджана полного контроля над Карабахским экономическим регионом на повестке встал вопрос дальнейшего пребывания в нем российских миротворцев, но Москва согласилась с предложением Баку о продлении их пребывания, т.к. на повестке остро стоял вопрос мирного сосуществования оставшихся в Карабахе жителей армянской национальности и азербайджанской администрации региона.

Инженерно-саперные группы российского миротворческого контингента совместно с азербайджанскими коллегами проводят разминирование территории Карабаха. Данная работа, возможно, будет продолжена, т.к. российская сторона располагает превосходящим западные аналоги оборудованием и необходимыми компетенциями, что важно для обезвреживания мин и неразорвавшихся боеприпасов советского производства, которые массово применялись т.н. «армией обороны НКР» и ВС Армении.

Имевшиеся поначалу между жителями армянской национальности и азербайджанской администрацией Карабаха недопонимание и опасения благодаря профессионализму российских миротворцев были сняты, и жизнь в регионе стала протекать в мирном русле. В Москве сочли миссию российского миротворческого контингента в этой части заключенных в ноябре 2020 года трехсторонних соглашений успешно выполненной и предложили Баку начать поэтапный вывод группировки.

- Недавно Франция отозвала своего посла из Азербайджана, обвинив Баку в односторонних действиях, наносящих ущерб отношениям между двумя странами. Почему Париж пошел на это и стоит ли ожидать дальнейшего ухудшения межгосударственных связей?

- У этого демарша Парижа есть несколько причин. Во-первых, попытка оказать давление на Баку - отзыв посла проходил на фоне звучащих со стороны французских политиков призывов о введении санкций в отношении Азербайджана на основе совершенно ложных обвинений. Все это по замыслу Елисейского дворца должно было напугать руководство Азербайджана и если уж не уподобиться соседней Армении, превратившейся в неоколонию Франции, то как минимум передать под управление контролирующих Эмманюэля Макрона крупнейших финансово-промышленных групп значительные «куски» в интересующих их сферах экономики Азербайджана: добыча и транспортировка углеводородов, в целом энергетика, химическое производство и, конечно, транспортно-логистические проекты, перспективы которых с учетом географического положения Азербайджана ошеломляющие.

Во-вторых, обострение отношений с Азербайджаном, как и обострение отношений с Россией, имеет откровенно популистский характер в свете европейских (2024 год), муниципальных (2026 год) и президентских (2027 год) выборов. На фоне откровенных провалов в решении серьезных внутрифранцузских проблем с рецессией в экономике, снижением уровня жизни сограждан и, напротив, ростом преступности, в т.ч. из-за наплыва мигрантов (вместо дешевой рабочей силы они стали дорогой ошибкой властей), Эмманюэлю Макрону и его команде срочно нужные внешние враги, на которых можно переключить внимание французской общественности и борьбой с которыми можно попытаться объяснить многое, чем она недовольна.

- С чем связано то, что США вслед за Францией также встали на путь милитаризации Армении?

- Это тот случай, когда не грех повториться: судьба Армении и судьба армянского народа не тревожат правящие элиты ни во Франции, ни в США. Как это сейчас принято говорить: от слова «совсем». Сколь бы это обидно ни звучало, но для Запада не только граждане Армении, но и все мы - проживающие вне их «райского сада» (достаточно вспомнить одиозное заявление главы евродипломатии Жозепа Борреля) - туземцы, варвары. И отношение ко всем нам соответствующее. Поэтому не нужно питать иллюзий о том, что, якобы, Франция и США встают на защиту Армении или той же Украины. Проявляя агрессивное поведение в отношении Азербайджана или России, они пекутся исключительно о своих интересах. Армения и Украина в данном случае - не более чем инструмент. Завтра инструментом могут стать другие страны, чьи власти являются марионетками Запада.

И в интересы Запада, в данном случае на Южном Кавказе, совершенно не вписывается, скажем, платформа сотрудничества в формате «3+3». Или то, что официальный Баку во главу угла ставит национальные интересы, а во внешней политике приоритетно ориентируется на исторически близких Турцию и Россию. Для Вашингтона ведь немыслимо, что кто-то в мире объединяется без их на то ведома и обсуждает региональные проблемы без участия в этом США.

Попытались было Евросоюз (застрельщиком чего являлась Германия), Россия и Китай формировать в интересах всей Евразии новую архитектуру взаимодействия на основе полицентричности, как сразу из-за океана «прилетело». Так, «стальную» Ангелу Меркель и аналогичных ей политиков заменили на «плюшевых» вроде Олафа Шольца, а право присматривать за Евросоюзом передали от Берлина Парижу, поскольку Эмманюэль Макрон выражает интересы не только спонсирующих его партию французских олигархов, но и четко следует инструкциям из Белого дома.

Осмелившуюся иметь собственное мнение и национальные интересы Россию втянули в конфликт в Украине, которую усердно готовили для последней в ее истории функции «террористки-смертницы». Одновременно заставив Евросоюз, к тому моменту уже вновь вошедший в состояние кролика перед удавом, присоединиться к самоубийственной для экономик его членов политике антироссийских санкций.

Накачивая вооружениями Тайвань и принуждая его власти делать выпады в адрес Пекина, пытаются драконить Китай, попутно угрожая Пхеньяну, на что также нервно реагирует Поднебесная.

Сквозь пальцы смотрят на бесчинства ЦАХАЛ в отношении мирного населения Газы и подначивают Израиль начать прямое военное столкновение с Ираном, которое взорвет весь Ближний и Средний Восток, а также Северную Африку.

 

 

 

Роман ТЕМНИКОВ

Бакинский рабочий - 2024.- 26 апреля, №73.- С.1, 6.