Палка о двух концах

Опасные дипломатические маневры Армении чреваты лишением суверенитета

 

Современные геополитические катаклизмы создают уникальные, порой парадоксальные альянсы, на международной арене происходят всевозможные стратегические игры.

 

Особое внимание привлекают динамичные и зачастую противоречивые отношения между странами, которые, стремясь укрепить свои позиции, выбирают различные подходы к внешнеполитическим вопросам. На этом фоне особое место занимают попытки малых государств, таких как Армения, использовать сложившиеся конфликты и напряженность в отношениях с привлечением влиятельных игроков, таких как США, ЕС, Россия и Иран для достижения собственных целей. Одним из таких примеров является постконфликтный Южно Кавказский регион, где после сокрушительно победы Азербайджана в Отечественной войне и полной ликвидации остатков сепаратистского режима страны Запада в поисках новых путей реализации своих внешнеполитических амбиций прибегают к различного рода приемам.

 

Об этом и многом другом в беседе с нашим корреспондентом рассказал заведующий сектором Центра социальных исследований, политолог Ильяс Гусейнов.

 

-Как вы оцениваете попытки Армении усилить напряженность в отношениях между Азербайджаном и Ираном после Отечественной войны 2020 года? Какие политические дивиденды официальный Иреван надеется извлечь из этого маневра, и как на это реагирует иранская сторона?

- После завершения второй Карабахской войны Армения продолжила активное сотрудничество с Ираном, надеясь использовать это партнерство как противовес стратегическому альянсу между Азербайджаном и Турцией. Армянское руководство осознает, что укрепление связей с Ираном могло бы помочь сбалансировать влияние турецко-азербайджанского союза в регионе, предоставив Армении дополнительные рычаги давления в геополитических вопросах.

Иран в свою очередь воспринимает это сотрудничество как возможность усилить свое влияние на Южном Кавказе и снизить возрастающее влияние Турции и Азербайджана в регионе. Как следствие, Армения, пытаясь не упустить шанс для нагнетания напряженности между Азербайджаном и Ираном, надеется извлечь из этого политическую выгоду, играя на возможных противоречиях между двумя странами.

Однако, несмотря на эти усилия, отношения между Азербайджаном и Ираном продолжали развиваться в позитивном ключе. Важным моментом стало проведение встречи лидеров Азербайджана и Ирана на государственной границе, которая вывела отношения между Баку и Тегераном на новый уровень доверия и сотрудничества. Этот жест в Баку и Тегеране был воспринят как символ нового этапа в азербайджано-­иранских отношениях, основанного на взаимном уважении и стремлении к развитию двусторонних связей.

Еще одним символом «перезагрузки» отношений между двумя странами стало открытие посольства Азербайджана в Тегеране в новом и величественном здании. Это событие свидетельствует о том, что Баку и Тегеран стремятся укрепить политические, экономические и культурные связи, несмотря на попытки внешних игроков внести разлад в эти отношения. Обе страны понимают важность стабильности и сотрудничества в регионе и готовы идти навстречу друг другу ради достижения общих целей. Иначе и не должно быть, ведь наши народы издревле связывают исторические, духовные и культурные узы.

- Насколько изменились отношения между Арменией и Ираном после трагической гибели президента Ирана Ибрахима Раиси и избрания на его место Масуда Пезешкиана? Какова реакция Запада на сближение Иревана с Тегераном, учитывая приоритеты Армении в интеграции с Западом и усиление антироссийской риторики Пашиняна?

- Армянские эксперты не упустили возможность интерпретировать гибель президента Ирана Ибрахима Раиси в вертолетной катастрофе в своих интересах. После того как Масуд Пезешкиан был избран новым президентом Ирана, армянский политический истеблишмент вновь продемонстрировал свое лицемерие. Премьер-министр Армении Никол Пашинян, выбравший курс на интеграцию с Западом в условиях усиливающейся антироссийской риторики, неожиданно принял участие в инаугурации Пезешкиана, что ясно указывает на его стремление укрепить отношения между Иреваном и Тегераном. Перед лицом внутренних проблем, связанных с церковью, а также диаспорой и карабахскими армянами, Пашинян решил обратиться к Ирану за поддержкой.

На протяжении многих лет Армения находилась в тесном союзе с Россией, передав свои суверенные интересы Москве. Однако в последнее время, делая акцент на развитии отношений с Западом, Иреван пытается наладить добрососедские связи и с Ираном. Это ничто иное, как политика двойного стандарта, когда Армения одновременно стремится усидеть на двух стульях - угодить двум противоположным мировым центрам силы - Западу и Ирану, и создает дополнительные вызовы для страны. Ясно, что такое параллельное сотрудничество с противоборствующими мировыми державами в долгосрочной перспективе обречено на провал. Лишенная собственного эго армянское руководство вынуждено лавировать между различными геополитическими центрами сил, что только увеличивает напряженность и неопределенность в регионе, нанося ущерб мирному процессу. Возможно, в Иреване не задумываются о том, что опасные дипломатические маневры Армении чреваты лишением суверенитета.

- Официальный Тегеран неоднократно на различных уровнях выражал свое недовольство размещением в Армении миссии Европейского Союза и проведением там совместных военных учений США и Армении…

- Да, после размещения на территории Армении «гражданской» миссии Европейского Союза Иран выразил недовольство по этому поводу, тогда как Пашинян старался сохранить нарастающую динамику в отношениях с Европой. Совместные военные учения Eagle Partner между США и Арменией, частые визиты заместителей госсекретаря США в Иреван, постоянное присутствие с наращением численного состава «гражданской» миссии ЕС в Армении с перспективой превращения этой «миссии» в военную базу НАТО, деятельность сверхкрупного посольства США в Армении, приобретение вооружений из Франции, выделение средств из Фонда мира ЕС на модернизацию вооруженных сил этой страны и пр. должны стать сигналом и для официального Тегерана. Между тем посол Ирана в Армении Мехди Субхани не скрывает свое армянофильство, своими провокационными заявлениями не перестает наносить ущерб азербайджано-­иранским отношениям.

Самой странной и непонятной в этой ситуации является то, что когда дело касается отношений Армении с Россией, США воспринимают Иреван как «защитника демократии» и «преданного борца за демократию», тогда как на контакты Армении с Ираном они загадочным образом закрывают глаза. На деле получается, что Армения шпионит в пользу Запада и пытается изучить позиции Ирана...

На встрече с премьер-министром Армении Николом Пашиняном верховный лидер Ирана Али Хаменеи сделал провокационное заявление по Зангезурскому коридору, подчеркнув, что Иран по-прежнему считает, что идея Зангезурского коридора не отвечает интересам Армении, - об этом заявил верховный лидер Ирана Али Хаменеи на встрече с премьер-министром Армении Николом Пашиняном в Тегеране. Кстати, в последнее время представители России, США и Ирана все громче говорят об интересах Армении, в силу чего последняя, пытаясь выстроить равноправные отношения со всеми сторонами, не может освободиться от вассальной позиции.

В Иреване должны понимать, что упорство Армении и ее покровителей в вопросе открытия Зангезурского коридора в реальности может возыметь совершенно неожиданные последствия. Армения и ее союзники своей безответственной политикой добьются того, что Зангезурская дорога пройдет по территории Азербайджана.

Что касается шоу Армении под названием «перекресток мира», то оно, впрочем, как и другие нарративы, также не принесло результатов, и намерение Пашиняна вызвало лишь гнев со стороны Тегерана.

С другой стороны, критика верховного лидера Ирана Али Хаменеи в адрес Франции и оргий, происходивших на церемонии открытия Олимпийских игр в Париже, должны были бы заставить Пашиняна задуматься. Ан нет, Пашинян, как и его старший брат Макрон, продвигает идеи ЛГБТ, и для них подобные «шоу» на церемониях открытия являются нормой.

В геополитическом плане все центры силы пытаются убедить потерявшую свою субъектность Армению в правильности и идеальности того или иного общества, культуры, защитного зонта и экономической формации. Пашинян должен понять, что его контакты с государствами, которые имеют антагонистические позиции и участвовали в двух мировых войнах, могут привести к полному уничтожению армянской государственности. На протяжении истории мы были свидетелями печальных судеб политиков, которые пытались усидеть на разных стульях. И то, что эта незавидная участь постигнет Пашиняна - вопрос времени.

Бакинский рабочий - 2024.- 3 августа, №139.- С.1, 4.