Красота глобального значения

 

Новый Баку освобождается от груза прошлого

 

Если раньше синонимом урбанизации было третье, а затем и четвертое измерение, с микрорайонами и бесконечными рабочими кварталами, сегодняшний Баку хорошеет день ото дня, прежде всего за счет удобства, уюта и соответствия всемирным стандартам гостеприимства.

Недавно справивший 60-летие привычный в представлении обывателя мост «Джаваншир» на территории Хатаинского района столицы, связанный в народе с именем первого космонавта Юрия Гагарина, тоже стал достоянием летописей.

Президент Ильхам Алиев, накануне принявший участие в открытии новой автомобильной дороги городского значения, построенной на месте былой достопримечательности, придает огромное значение всем мероприятиям, проводимым в нашей стране, так как понятие «бакинский» стало нарицательным, и не только с точки зрения географии, но и цивилизации в целом. Это не только университет, бульвар, Конгресс-центр, Глобальный гуманитарный форум, но и одноименный процесс, причем все они служат одной цели - объединению интересов стран и континентов.

Кстати, второй по счету Глобальный медиафорум хоть и прописан в Шуше, однако по духу и сути он также продолжает традиции, заложенные главой государства.

А если ко всему упомянутому букету добавить еще и предстоящую в ноябре сессию Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата - COP29 (не сомневаемся в успешности ее проведения, несмотря на шум в ряде СМИ коллективного Запада. - Ред.), будет дополнен смысловой ряд инициатив официального Баку.

Сегодня столица Страны огней объективно лидирует во всех рейтингах, и тут вспоминается совместное заявление от 7 декабря прошлого года, когда Администрация Президента Азербайджана и аппарат премьер-министра Армении разделили мнение о представившейся исторической возможности для достижения долгожданного мира в регионе. Экспертам тоже важно было зафиксировать нормализацию двусторонних отношений без вмешательства третьих лиц и декларацию о намерении достичь мира на основе уважения принципов суверенитета и территориальной целостности. Но давайте, не вдаваясь в подробности гуманитарных символических жестов, вынесем главный урок - официальный Иреван отозвал свою кандидатуру в качестве площадки проведения той самой СОР29 в пользу Баку. В сухом остатке, тут нет никакой доброй воли, просто армянская сторона знает правила игры.

Во-первых, единовременный прием десятков глав государств и правительств влетает организаторам в копеечку, а во-вторых, если хозяин с высокой трибуны призывает гостей финансировать, например, сокращение выбросов метана в атмосферу, он должен заявить, что готов пожертвовать на эти цели условный миллиард.

Президенту Ильхаму Алиеву не привыкать: во время феноменально успешного председательства в Движении неприсоединения Азербайджан не только упредил распространение пандемии, но и заказал дополнительно 1,5 млрд доз вакцин не только для своего населения, но и для беднейших стран третьего мира. А потому все адекватное человечество склонно верить честному слову Президента

Ильхама Алиева, когда он на недавнем форуме в Шуше откровенной и искренней лекцией вынудил попросить модератора мероприятия из телеканала Euronews пояснить способы разоблачения ложной информации и борьбы с дезинформацией. Госпожа Маклафлин-Истхэм не оговорилась, когда спросила, «насколько сложна ситуация, в которой все мы (!) оказались, и насколько тяжелым является кризис». Глава государства охотно раскрыл скобки в свойственной ему манере: «Иногда нас удивляет, что информация, распространяемая об Азербайджане в международных СМИ, соответствует действительности, ведь мы привыкли к манипуляции фактами и лживым байкам о нас. Различные иностранные гости, видевшие своими глазами реальность, признавались, что не ожидали такой разницы между истиной и навязываемыми слухами, которые не только наносят ущерб репутации страны, но и вредят ее деловому потенциалу. Из-за потока лжи мы долгое время были лишены инвестиционных возможностей, а глобальные СМИ преподносили все так, будто соседняя с нами страна подвергалась этнической чистке и оккупации почти 30 лет, а мы выглядели агрессорами и даже необоснованно подвергались санкциям».

Столь мягким образом Президент Ильхам Алиев приоткрыл завесу того, почему национальная дипломатия стала наступательной и для чего нам нужна «умная сила». В силу инсинуаций и умелого манипулирования мнением большинства членов Конгресса США и французского Сената армянскому лобби долгое время удавалось создавать впечатление, что миллион с лишним беженцев, оккупированные земли, гуманитарная катастрофа - это все про «самый многострадальный» народ.

Глава государства решил дилемму просто: «Спустя время мы поняли, что многие центры принятия решений не хотят знать правду и намеренно представляют ситуацию в перевернутом виде. А потому мы решили в Шуше создать традиционный Медиафорум, приглашая таких уважаемых объективных людей, как вы, в Баку, например, и в Карабах, чтобы было понятно, кто мы, каковы наши планы, ожидания, какую страну мы хотим построить и удалось ли нам это. Понятно, что субъективны все, но представители СМИ несут особую ответственность, так как их точка зрения и то, как они освещают события, во многих случаях влияют на жизнь людей в разных частях планеты».

Именно благодаря Президенту Ильхаму Алиеву сначала на

постсоветском пространстве, а затем даже в Южной Океании феномен soft power (мягкая сила) зазвучал подобно камертону, чутко отличающему чистые звуки от наносной фальши. И если раньше слово «авторитет» касалось постоянных членов Совбеза ООН, которые могли и свергнуть кого надо, и повесить, и даже статуэткой Свободы кому надо зуб выбить безнаказанно, с новыми веяниями все заговорили о необходимости продвижения национальных интересов на международной арене. Причем не столько силой, сколько путем популяризации культуры, спорта, образования, туристического и даже гастрономического потенциалов. При этом политологи стали переводить и воспринимать азербайджанский феномен скорее как мягкую власть или даже «гибкую мощь», поскольку успех внешней политики официального Баку формируется не за счет приложения целенаправленных усилий, а за счет создания условий, когда образ жизни государства, его достижения в сфере умных социальных услуг становятся привлекательными для других. Иными словами, национальную мощь формирует не столько политика государства, сколько совокупная деятельность различных институтов страны, включая прежде всего общественные и частные структуры.

Азербайджану в этом плане «повезло» - как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. И именно навязанный нам карабахский конфликт, хоть его военная фаза и завершена, стал тем фактором, который подталкивал политическое руководство страны к формированию направлений своей мягкой силы чуть раньше, чем это сделали другие государства постсоветского пространства. Проиграв в первой фазе войны и подписав Бишкекские соглашения, мы не просто потеряли контроль над 20% своей территории, но и получили мотивацию для восстановления исторической справедливости и принципов международного права. Правда, большинство экспертов и политиков иронично утверждали, что «хотеть не вредно», тем не менее признавали законность претензий Страны огней.

А для того, чтобы на деле реализовать амбиции, надо было решить две главные задачи: сделать Баку символом гостеприимства, а во-вторых, стереть из голов международного сообщества само понятие «нагорный карабах», в качестве де-факто неуправляемой сепаратистами «республики». Общенациональному лидеру Гейдару Алиеву в результате тяжелых переговоров удалось внушить всем оппонентам, что «армянские хотелки» - не «пуп земли». При этом его многоопытная команда создала предпосылки для понимания истины: если международное право не ставит под сомнение территориальную целостность страны, следовательно, со временем и коллективный Запад сможет переварить постулат о том, что «Карабах - Азербайджан!»

В рамках реализации этой политики 20 сентября 1994 года национальному правительству удалось ранее невозможное - заключить «Контракт века» со всеми ведущими нефтяными компаниями мира, причем одно из наиболее крупных месторождений так и называлось - «Карабах». Затем на мировые рынки была выведена высококачественная нефть Azeri light. А плотная работа с UNESCO и вовсе позволила, чтобы жемчужины национальной архитектуры, культуры и кухни вошли в список Всемирного материального и нематериального наследия.

Еще одна инициатива Азербайджана, имеющая к тому же вполне прикладной характер, была связана с включением в 2009 году в список нематериального культурного наследия UNESCO праздника Новруз, отмечаемого 21 марта целым рядом тюркских и персидских народов. Искусство ковроткачества тоже долгое время оспаривалось, особенно с учетом того, что национальные ковры (сотканные от Хамадана до Губы и Дербента) в мировых музеях преподносились, а часто и продолжают преподноситься как «иранские». То есть страна получила возможность отстоять свои права и на рынке антикварных ковровых изделий. Значимость темы ковроткачества для развития туризма и продвижения национальных брендов стала основанием для того, чтобы созданный еще в 1967 году Государственный музей ковра получил грандиозное современное помещение на Бакинском бульваре и пять лет назад был переименован в Азербайджанский музей ковра.

Однако эти «визитные карточки» столицы, готовой принимать сотни тысяч гостей единовременно, едва ли способны конкурировать по психоэмоциональному воздействию на людей, проживающих в различных частях света, например, с песенным шоу «Евровидение». Да, его медийный охват крайне огромен, а участвует в нем даже Австралия, но и участники выступают скорее не как шоумены, а как музыкальные бренды своих стран. Именно поэтому участие в этом конкурсе стало для Азербайджана одним из проявлений его мягкой силы. Участники из Страны огней занимали на нем практически все призовые места, а целенаправленная работа на этом направлении и выступление в 2011 году в Дюссельдорфе (ФРГ) дуэта Элл и Никки принесли Азербайджану победу в конкурсе. Именно этот «простенький факт» в одночасье увеличил в десятки тысяч раз запросы в интернете о Стране огней, а через год поклонники конкурса уже собрались в Баку, чтобы в специально построенном зале Baku Crystal Hall насладиться ходом «Евровидения-2012». Мало того, мерцающие праздничные огни на Каспии наблюдала двухмиллиардная аудитория от Аляски до Восточного Тимора - словом, повсюду, где есть ретрансляторы. Эффект от участия в этом мероприятии был таков, что Баку стал претендовать на организацию более масштабного события, которое вновь привлекло бы внимание к Азербайджану.

Очертив границы новой задачи, национальное правительство обратило свой взор в сторону спорта и благодаря дипломатическим усилиям, опыту проведения крупных спортивных соревнований Баку получил право на проведение Первых европейских игр, которые успешно прошли c 12 по 28 июня 2015 года. При этом сама программа открытия игр была практически целиком нацелена на то, чтобы за короткое время предоставить зрителю максимум информации о стране и ее истории.

Следуя философии собственного развития, в котором для Страны огней важны хорошие отношения с различными центрами силы, год спустя еще одним важным спортивным мероприятием стали проведенные гонки «Формулы-1» на столичном автодроме. А уже с 2017 года стремительные болиды всемирно известных участников стали мчаться по центральным улицам столицы всемирного притяжения. При этом маршрут Baku City Circuit был проложен таким образом, чтобы телевизионная картинка в рамках трансляции включала в себя практически все достопримечательности Баку, в том числе шедевры архитектуры из списка Всемирного материального наследия UNESCO.

В том же году национальное правительство добилось права на проведение на берегах Каспия IV Игр исламской солидарности, что стало апогеем толерантности и умения объединять любые культуры. А если мы вспомним, что в последние десять лет здесь были проведены чемпионат и кубки мира и Европы по художественной гимнастике, Кубок мира по спортивной гимнастике, два кубка мира по шахматам, Кубок мира по пулевой стрельбе, чемпионат мира по таэквондо, мало какая столица сможет похвастать подобным разветвленным досье.

При всей привлекательности спортивных мероприятий, страна уделяет большое внимание продвижению своей повестки и на других уровнях. Так, в Азербайджане 11 лет кряду проводится Глобальный Бакинский форум, в ходе которого известные общественные деятели и ученые обсуждают проблемы современной мировой политики. В марте этого года темой глобальной дискуссии стало «Восстановление раздробленного мира», чего раньше никогда нигде не наблюдалось. А в ноябре прошлого года страна принимала Первый саммит глав государств и правительств государств - участников Специальной программы ООН для экономик Центральной Азии, хотя Азербайджан к региону имеет опосредованное отношение.

Об умении получать право на проведение различного рода международных форумов говорит и тот факт, что Баку сумел получить даже согласие Иревана на проведение СОР29, хотя между странами нет мирного договора, а их взаимодействие на мировой арене не отличается стабильностью.

Сегодня Азербайджан продолжает проводить продуманную политику по продвижению мягкой силы страны на различных направлениях для превращения Страны огней в объект не устрашения, а любви и уважения во всем мире.

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2024.- 7 августа (№141).- С.1;3.