Обоснованная уверенность

Баку и Брюссель продолжат равноправное сотрудничество

 

Руководство Евросоюза благодаря твердой воле высшего политического руководства Азербайджана начало осознавать пагубность собственной позиции о том, что отношения со странами постсоветского пространства предполагают их вассальную зависимость от коллективного Запада.

 

Президент Ильхам Алиев, выждав тактическую паузу в несколько дней, направил поздравления главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен в связи с переизбранием, а также президенту Совета Евросоюза Антониу Коште в связи с началом деятельности на высшем посту крупнейшего межгосударственного образования.

 

Для того чтобы обосновать осторожный оптимизм, вспомним, как по-профессорски вежливо глава государства 14 октября принимал верительные грамоты новоназначенного Чрезвычайного и Полномочного Посла Бельгии в нашей стране Жюльена де Фрайпона. Мы не случайно вспомнили именно этот момент, так как Брюссель - столица не только Бельгии, но и ЕС, а теперь уже бывший глава Совета Евросоюза Шарль Мишель также является гражданином упомянутого королевства, и именно он прилагал немало личных усилий для сближения позиций Баку и Иревана, хотя его страна почему-то предпочла быть в фарватере Елисейского дворца.

Прием посла состоялся менее чем за месяц до успешно проведенной глобальной климатической конференции СОР29, а потому практически вся повестка международных связей в те дни «вращалась» вокруг знакового для истории глобального события.

Касаясь дипломатической практики, глава государства настоятельно рекомендовал структурам Евросоюза придерживаться нейтралитета в вопросе армяно-азербайджанских отношений. «Официальный Брюссель никогда не проявлял активности в этом вопросе во время оккупации наших земель, ссылаясь на наличие Минской группы ОБСЕ. После завершения военной фазы конфликта очевидна активная вовлеченность ЕС, однако, к сожалению, некоторые в штаб-квартире организации откровенно поддерживают позицию Армении, что непродуктивно и только порождает наше недоверие, изолируя Евросоюз от процесса нормализации. Я бы рекомендовал ЕС ради продолжения продуктивного двустороннего сотрудничества не следовать по деструктивному пути двойных стандартов Франции и не попадать под ее влияние», - намеренно отметил глава государства, ориентируя официального посланника на стандарты позитивного партнерства.

Президент Ильхам Алиев также искренне подвел собеседника к осознанию того факта, что недоверие Баку к Брюсселю появилось, что называется, не на пустом месте. «Была ли необходимость в продлении срока так называемой «миссии европейских наблюдателей» на границе без нашего согласия или даже без консультации с нами?! В октябре 2022 года в Праге Азербайджан дал согласие на то, что эта миссия пробудет там 2 месяца и будет состоять из ограниченного числа отставных офицеров, однако при продлении срока никто с нами не посоветовался, да и сейчас ведутся переговоры о его продлении на дополнительный период. Само поведение членов так называемой «биноклевой дипломатии» совершенно неприемлемо и выходит за рамки нормальных стандартов политической культуры, и азербайджанская сторона в будущем также намерена поднимать этот вопрос в контактах с Евросоюзом», - заявил глава государства, дав понять, что между сторонами не должно быть недомолвок, если обе хотят и дальше углублять отношения.

А развивать и углублять их есть куда, исходя из истории тесных отношений. Правда, парламентские «сидельцы» в Страсбурге имели завышенные ожидания от европейской части постсоветского пространства, полагая, что тот же Баку будет рад одному только рукопожатию со стороны коллективного Запада. Однако общенациональный лидер Гейдар Алиев в выступлении 25 января 2001 года в штаб-квартире Совета Европы, перед которой был торжественно поднят Государственный флаг Азербайджана, дал понять, что этап унификации пройден еще в советские времена, и у Страны огней есть свои национальные интересы, с которыми следует считаться. Гениальный патриарх современной геополитики почти четверть века назад предупреждал о недопустимости «прокрустова ложа», напомнив самодовольным парламентариям всего коллективного Запада о том, что мир давно уже не черно-белый.

«Мы готовы пополнить европейскую палитру новыми ценностями, которые будут способствовать укреплению демократической стабильности на континенте и помогут европейцам больше и глубже понять судьбы восточных народов. Азербайджан заинтересован в развитии демократии и в соседних странах, что, на наш взгляд, является гарантией региональной безопасности и стабильности. Демократия не может развиться в обществах, охваченных идеологией агрессивного национализма и национального превосходства, при условии территориальных притязаний к соседним государствам. Примирение с агрессией, признание результатов противоправных действий, отсутствие своевременной адекватной реакции со стороны международного сообщества приводит к трагическим последствиям, подрывая устои суверенных государств и вызывая гуманитарные катастрофы. В единой Европе не может быть места двойным стандартам. Наше пространство неделимо и все конфликты требуют к себе в равной степени серьезного и принципиального отношения», - заявил общенациональный лидер в расчете на то, что его не просто услышат все присутствующие, но и донесут правду до центров принятия решений.

Официальный Баку свято придерживается стратегической линии общенационального лидера на единение интересов всех народов континента, однако образовательная, в том числе вузовская, система многих европейских стран настолько «оболванивает» ведущих политиков в духе превосходства к прочим народам, включая ненависть к этносу турок, что «христианское заступничество» стало основой общественно-политического мышления во многих странах коллективного Запада.

И это при том, что Азербайджан - важный партнер Евросоюза, в данный момент имеющий договоры о стратегическом партнерстве с 10 странами, входящими в межгосударственное образование, почти два десятилетия обеспечивающий энергетическую диверсификацию и безопасность ЕС, а с 2020 года надежный поставщик «голубого топлива» не только в Грузию и Турцию, но на юг и юго-восток континента, включая Италию, Грецию, Болгарию, Румынию, Словению, Хорватию, Словакию и Сербию. И это неполный перечень возможностей проекта «Южный газовый коридор», так как во время знакового визита главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен в июле позапрошлого года в Баку был подписан Меморандум о взаимопонимании по стратегическому сотрудничеству в сфере энергетики, предполагающий не только двукратное увеличение поставок азербайджанского газа на европейский рынок к 2027 году, но и переход Страны огней на «зеленую» энергетику, что позволит в разы нарастить эффективность сотрудничества в ближайшей перспективе.

Руководству, особенно правительству Евросоюза, известны географические преимущества независимого Азербайджана, имеющего выгодное расположение на перекрестке транспортных путей, соединяющих север и юг, восток и запад Евразии. Не зря в этой связи Президент Ильхам Алиев распорядился инвестировать в такие важные инфраструктурные проекты, как строительство международных автомобильных дорог, аэропортов, морского торгового порта в поселке Алят близ Баку и расширение возможностей грузоперевозок по железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс.

А потому решение в начале этого года Парламентской ассамблеи Совета Европы о приостановке полномочий национальной делегации было хоть и неудивительным, но все же омрачившим перспективы, тем более что оно было принято под предлогом «нарушения прав человека». Истинной же причиной стало недовольство европейцев тем, что официальному Баку удалось полностью восстановить суверенитет на всех территориях (зря они думали, что разыгранный сценарий массового исхода карабахских армян из Ханкенди, Аскерана и прочих мест традиционного проживания в бывшей НКАО «напугает» национальное правительство, заставив принять ультиматум коллективного Запада о ряде уступок).

Но с какой стати мы обязаны идти на поводу у кого бы то ни было. Во-первых, глупо иметь обязательства о тесном политическом взаимодействии, а тем более об унификации перед тем же Евросоюзом, «получившим пробоину» после выхода из его рядов Великобритании, после чего на континенте разрослись скептические настроения, отразившиеся на результатах местных парламентских выборов.

Во-вторых, есть немало примеров того, как ряд столиц постсоветского пространства буквально страдает от излишнего рвения и тяготения к единому пространству, в расчете на сытую безбедную «бюргерскую» жизнь. Всем видно невооруженным глазом, что они получили, а чего лишились вместе с потерей суверенитета, а технологии «цветных» революций, включая сценарии расшатывания ветвей власти, и вовсе являются для нас индикатором того, «что такое хорошо, что такое плохо».

Новая реальность в отношениях Баку с Брюсселем наступила осенью 2020 года, когда народ Азербайджана начал Отечественную войну с соседней Арменией с целью выведения ее оккупационных войск из пятой части нашей страны. Тут следует отметить победу отечественной дипломатии, когда Евросоюз осенью 2017 года документально признал, что «однозначно поддерживает независимость, суверенитет и территориальную целостность» нашей страны - «важного и ценного партнера ЕС, в соответствии с пересмотренной политикой европейского соседства (ENP)». Тогда же был дан старт возобновлению взаимодействия и диалога на высшем уровне, в том числе путем начала переговоров по всеобъемлющему новому соглашению о модернизации и активизации двустороннего партнерства. А в совместном докладе по Азербайджану, опубликованном 20 декабря 2017 года Еврокомиссией и службой внешней политики ЕС, кроме общих слов было особое упоминание о том, что «официальный Баку традиционно привержен делу поощрения мультикультурализма и религиозной толерантности, а также начал важный процесс диверсификации экономики».

Впрочем, сразу после Отечественной войны 2020 года внешнеполитическая активность Брюсселя, дебютировавшего в роли посредника, дала промежуточные плоды - к 22 мая позапрошлого года в столице Евросоюза состоялась третья встреча между высшим политическим руководством Азербайджана и Армении, с участием теперь уже экс-председателя Европейского совета Шарля Мишеля, который, как тогда казалось многим экспертам и наблюдателям, претендовал на роль очередного «главного посредника». Вкупе с более активным участием коллективного Запада в попытках «окончательно урегулировать конфликт» эти усилия даже принесли символические результаты: стороны обменялись пленными, признав территориальную целостность друг друга и заложив основу для более предметных мирных переговоров (правда, Иреван запомнился прежде всего передачей совершенно неточных карт минных полей, но это не испортило общей картины, так как официальный Баку изменил реалии на земле).

Однако после того, как точечной антитеррористической операцией 19-20 сентября прошлого года Азербайджан полностью выкорчевал сепаратизм, процесс урегулирования не только замедлился, но даже ознаменовался «похолоданием» с вынесением не выдерживающих критики резолюций сенатов Франции, Нидерландов и Европарламента, с попытками перенести эскалацию в стены Совбеза ООН.

Хотя справедливости ради отметим, что уважение к принципам международного права восторжествовало в том плане, что сколь-либо значимой практической реакции коллективного Запада на полное восстановление суверенитета официального Баку вполне ожидаемо не последовало. Особо ретивым негодующим звеном и сторонником разрыва отношений с Азербайджаном оказалась Франция, которая фактически инициировала начало деятельности так называемой «наблюдательной миссии» ЕС, а Минобороны этой страны решило «накачивать мускулы Иревана», поставляя ему военную технику.

Интересы Евросоюза, к счастью, не ограничиваются видением Елисейского дворца, продвигающего нарративы «христианской исключительности», и не более того - экономика крупнейшего в мире межгосударственного образования базируется на достижениях Германии, а Урсула фон дер Ляйен, как типичная представительница ФРГ, имеющая к тому же ученую степень и отличающаяся от коллег государственным мышлением, видит гораздо дальше парижских горизонтов. В Брюсселе учитывают, кроме прочего, нарастающую роль Организации тюркских государств, институционализация которой ускорилась сразу после подписания между братскими Азербайджаном и Турцией исторической Шушинской декларации 15 июня 2021 года.

На этом фоне ложными считаются выводы о том, что «отношения Баку и Брюсселя движутся к полному разрыву». Президент Ильхам Алиев, в частности, в поздравлении главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен в связи с переизбранием, отметил главную особенность двусторонних отношений: «Между Азербайджаном и Европейским Союзом существуют плодотворные партнерские связи в торгово-экономической, транспортно-коммуникационной сферах, в области безопасности, особенно в энергетическом секторе, носящем стратегический характер и играющем важную роль в обеспечении энергетической безопасности Европы. Уверен, что мы и впредь будем прилагать совместные усилия, направленные на всестороннее развитие сотрудничества между Азербайджаном и Европейским Союзом на основе взаимного уважения и равноправия».

Искренним, лаконичным, при этом всеобъемлющим посланием сказано все, и мало что сегодня указывает на вероятность реальных изменений в обозримом будущем, несмотря на «гневные» тексты резолюций мелких политиканов. Ключевая причина - сильная взаимозависимость. И это не только каспийский газ, стратегически важный для Евросоюза, но и международные торговые маршруты с незаменимостью Азербайджана на фоне войны в Украине и проблемами судоходства в Красном море из-за йеменских хуситов. Не зря сами европейцы рассматривают Средний коридор, как возможность привлечь масштабные инвестиции и считают его единственным способом получать доходы, сравнимые с нефтегазовыми. Еврокомиссия наряду с глобальными финансовыми институтами объявила об инвестициях в этот проект в размере 10 млрд евро.

Официальный Баку поступает мудро, отдавая приоритет экономическим интересам и используя растущее влияние для развития чисто деловых отношений с Брюсселем. Как показывает история, политическая и идеологическая конъюнктура изменчива, а межрегиональные проекты сближают народы на десятилетия вперед.

 

 

 

Хюгуг САЛМАНОВ

Бакинский рабочий - 2024.- 10 декабря, №232.- С.1, 3.