Между Востоком и Западом

 

Органистка Нигяр Гахраманова своей  музыкой объединяет цивилизации

 

В Зале камерной и органной музыки Азербайджанской государственной академической филармонии имени Муслима Магомаева прошел вечер органной музыки в сопровождении Государственного камерного оркестра имени Гара Гараева под руководством художественного руководителя и главного дирижера, народного артиста Фахреддина Керимова.

Солистка, лауреат республиканских и международных конкурсов, президентский стипендиат и выпускница Королевского колледжа музыки (Лондон) и Норвежской музыкальной академии Нигяр Гахраманова подарила публике незабываемый вечер органной музыки. Одним из ключевых моментов программы стало исполнение концерта для органа и струнных инструментов норвежского композитора и органиста Юна Лауквика, который прозвучал в Баку впервые.

В программе концерта также впервые в Баку прозвучали произведения для органа и оркестра Генриха Шмидта и Севды Ибрагимовой. Особое внимание было уделено исполнению концерта Севды Ибрагимовой, который был написан более 25 лет назад. Ноты концерта долгое время находились в архивах Национальной библиотеки Азербайджана, и спустя долгие годы это произведение вновь прозвучало на родине композитора в исполнении Нигяр ханым.  В честь 85-летнего юбилея композитора она получила разрешение от семьи Севды Ибрагимовой на публикацию произведения и планирует издать его на собственные средства.

В настоящее время Нигяр Гахраманова работает музыкальным директором в церкви Sоndre Slagen в Тенсберге (Норвегия). В своей карьере Нигяр ханым добилась уже значительных успехов: она обладательница президентской стипендии для молодых талантов Азербайджана, а также наград Норвежского культурного фонда и Норвежского общества музыкантов. В числе инструментов, на которых она исполняла, - исторические органы в Париже (Нотр-Дам, Автей, Мадлен, Сен-Сюльпис), американские церкви, Лондон (Вестминстерский собор, Лондонский ораторий и католическая церковь Фармстрит), Лейпциг (церковь Святого Фомы с историческим органом Саурера и орган Ладегаста в церкви Святого Николая, где работал И.С.Бах), а также знаменитый орган Флентропа в кафедральном соборе Святого Бавона в Харлеме, Нидерланды. Запомнились ее концерты в крупнейших соборах и храмах Норвегии, включая Берген, Боде, Скиен, Тенсберг, Драммен и Осло.

«Успешно завершив первый этап своей жизни - обучение, я вернулась на родину, чтобы представить отчет, который имеет для меня особое значение. 11 лет назад, после прощального концерта с родиной, я пообещала себе, что вернусь только тогда, когда завершу свое образование и почувствую себя подготовленной», - призналась солистка в интервью корреспонденту газеты «Бакинский рабочий», подчеркнув, что таким образом она выражает свою благодарность всему азербайджанскому музыкальному сообществу - музыкантам, своим преподавателям, а также государству, которое взрастило и поддерживало ее на пути становления как профессионала.

Рассказывая о концерте, Нигяр Гахраманова подчеркнула, что ее главной целью было продемонстрировать орган как инструмент, который может звучать наравне с оркестром, быть его равноправным партнером.

- Каково было для вас исполнить произведение Юна Лауквика в его присутствии? - интересуюсь я.

- Этот концерт стал для Баку настоящей премьерой, ведь произведение Юна Лауквика прозвучало в нашем городе впервые. Композитор приехал при поддержке Норвежского союза композиторов, чтобы лично услышать свою работу в моем исполнении. Для меня это большая честь - не только потому, что сам композитор оказался в Азербайджане, но и потому, что он имел возможность ознакомиться с нашей музыкальной средой и послушать произведение азербайджанского композитора для органа и оркестра. Азербайджанская публика в свою очередь узнала о творчестве Лауквика и услышала его произведение. Это был уникальный опыт - и для меня, и для зрителей. Это был сложный и ответственный момент, и я считаю, что выполнила свою миссию. С особым трепетом я отнеслась к исполнению концерта для органа и оркестра композитора, народной артистки Азербайджана Севды Ибрагимовой. Впервые он был исполнен 25 лет назад, и спустя четверть века мне выпала честь вновь представить его бакинской публике. В этом году Севде Ибрагимовой исполнилось бы 85 лет. Она первый азербайджанский композитор, написавший произведение для органа и оркестра. Я исполнила его с большой любовью и гордостью, стремясь показать зрителям, что, несмотря на ограниченную известность органной музыки в Азербайджане, у нас есть уникальные произведения, созданные нашими композиторами. Азербайджанская музыкальная школа обладает огромным потенциалом и способна создавать великие музыкальные произведения.

- Складывается впечатление, что вас с личностью Севды ханым связывает нечто большее, чем просто любовь к ее творчеству. Как произошло ваше первое знакомство с ее музыкой?

- Мое первое знакомство с творчеством Севды Ибрагимовой произошло, когда мне было около 11-12 лет. Я училась в Музыкальной гимназии и во время урока вокала в класс постучала женщина, которая услышала мой голос в коридоре и решила, что он подходит для ее новой композиции. Это была Севда Ибрагимова, она предложила мне исполнить песню, посвященную 125-летию ее деда, Гурбана Примова, на юбилее в филармонии. Для меня это было большим источником гордости - исполнить песню под аккомпанемент самой Севды Ибрагимовой и с участием таких известных артистов, как тарист Сахиб Пашазаде и вокалист Анар Шушалы. После этого я начала изучать ее фортепианные пьесы, включая серию Azərbaycan təranələri. Это был важный этап на моем музыкальном пути.

- Как вам удалось найти ноты произведения Севды Ибрагимовой, которые долгие годы хранились в Национальной библиотеке?

- Когда я узнала, что Севда ханым написала произведение для органа и оркестра, я почувствовала, что мой моральный долг исполнить его. Однако я не могла найти ноты этого произведения, несмотря на все поиски в интернете и обращения к знакомым музыкантам. В конце концов я узнала, что все ее ноты были переданы в Фонд рукописей Национальной библиотеки. Позже выяснилось, что ноты могут быть выданы только с разрешения родственников Севды ханым. Мне удалось выйти на Сона ханым Ибрагимову, ближайшую ее родственницу, которая получила копию рукописи и отправила ее мне. Для удобства исполнения я нашла человека, который перевел рукопись в компьютерный формат. Это произведение оказалось одновременно и родным, и современным, как наша столица - Баку, где эпоха древности и современная архитектура прекрасно сочетаются. Так и это произведение объединяет мугам и современную музыку. Оно стало для меня очень близким и дорогим. Я благодарю всех, кто участвовал в этом процессе и помогал мне в реализации моей идеи. Надеюсь, что смогу внести свой вклад в издание этого произведения, и оно станет памятником для Севды ханым.

- Какие у вас планы на ближайшее будущее?

- В январе 2025 года я приму участие в фестивале ORGAN PLUS+ в Германии, где исполню концерт в дуэте с инструментами, включая орган. В рамках фестиваля будет представлен проект, над которым я работала с иранским композитором Мирсаидом Хусейни Панахом. Это произведение сочетает иранскую и азербайджанскую мугамные традиции. В 2022 году мы провели тур по пяти церквям Норвегии с проектом «Мугам Фантазия», название которого также носит произведение, заказанное мной у композитора. Я попросила его создать музыку для органа и сантуры, объединившую иранскую и азербайджанскую музыкальные традиции. Данный проект был поддержан Норвежским культурным фондом, который обеспечил гонорар композитора и покрытие расходов на тур. Одна из немецких органисток, присутствовавших на наших концертах, так впечатлилась проектом, что предложила исполнить его на фестивале.

Также планирую сольные концерты в Великобритании, Франции и Норвегии, а в будущем намерена развивать свой артистический бренд CantORganistA, сочетая исполнение на органе и вокал. Моя миссия - стать музыкальным мостом между Востоком и Западом, объединяя народную и классическую музыку разных культур.

 

Фарида АББАСОВА

 

Бакинский рабочий.-    2024.- 24 декабря (№242).- С.12.