Продолжая мутить воду

 

Париж пытается диктовать свои условия Москве, Баку и Анкаре

 

Конец года - это традиционное время для подведения итогов уходящего года и формирования хотя бы предварительных, примерных прогнозов на год будущий.

В этот раз политические итоги года с нами подводит известный российский политолог, основатель экспертно-аналитической сети PolitRUS Виталий Арьков.

- Под занавес уходящего года Азербайджан вступил в D8 - «исламскую восьмерку». Как вы оцениваете это событие?

- После вступления в организацию Азербайджана она стала D9, и примеру Страны огней, полагаю, последует и ряд других исламских стран, разделяющих цели и задачи участников данного объединения. Сегодня все больше членов международного сообщества признает Турцию если не центром мирового ислама, все же привычно воспринимать таковым исторически Саудовскую Аравию, то уж точно его лидером, прикладывающим неимоверные усилия для восстановления мира и взаимопонимания.

Стремительно набирающий экономический и политический вес Азербайджан как ближайший соратник Турции оказывает ей максимальное содействие. Поэтому его вступление в данное сообщество, где религия является ключевым, но далеко не единственным объединяющим фактором, стоит рассматривать не только с позиции интересов Баку, но и усиления веса теперь уже D9 за счет его авторитета. С приходом в проект Азербайджана можно говорить о его перезапуске и выходе на новые цели.

- В уходящем году было заметно, как США активизировали свою позицию в отношении скорейшего заключения мирного договора между Азербайджаном и Арменией. Однако американские попытки не увенчались успехом. Чем была вызвана такая активность и почему Вашингтон постигла неудача?

- Демократов в Белом доме, равно как и их сателлитов в Евросоюзе, не интересовал результат - им важен сам процесс. Первая, но отнюдь не главная задача - использовать условное миротворчество между Азербайджаном и Арменией в предвыборных целях. К слову, их оппоненты - республиканцы во главе с Дональдом Трампом с этой же целью «оседлали» тему посредничества США в примирении России и Украины. При этом миротворчество США при демократах выглядело больше, как игра на стороне Армении: из Вашингтона в адрес Баку по нарастающей летели ложные обвинения и угрозы. Главная задача состояла в том, чтобы, используя для начала условное посредничество, со временем как максимум превратить страны региона в безропотных марионеток - по примеру республик Прибалтики, как минимум восстановить свое прежнее влияние на всем пространстве Южного Кавказа, просевшее после самоустранения Вашингтона от урегулирования ситуации в период второй Карабахской войны. Тогда, как мы помним, в США проходила кампания по выборам 46-го президента, которая едва не переросла в гражданскую войну, поэтому Белому дому, Госдепартаменту и пр. было не до Карабахской войны. Ее удалось остановить Москве, запустив результативный мирный процесс между Иреваном (правка моя собственная отныне и повсюду. – Р.Т.) и Баку. Вашингтон же, опомнившись, попытался снять с этого «сливки».

- В последнее время армянский премьер стал делать конструктивные заявления. В частности, он наконец-то поддержал идею Президента Азербайджана о роспуске МГ ОБСЕ, согласился не размещать силы третьих стран на уже делимитированных участках армяно-азербайджанской границы и высказывал сожаления по поводу того, что поздно признал Карабахский регион частью Азербайджана. С чем связано такое прозрение премьера Армении?

- Бескомпромиссная позиция лидера Азербайджана Ильхама Алиева как в отношении «похороненной» уже Минской группы ОБСЕ, так и в отношении т.н. мониторинговых групп (в реальности же это сотрудники спецслужб западных стран) поставила крест на том и другом. Когда на Западе осознали, что изменить позицию Баку им не удастся, то соответствующее указание получил от них и Никол Пашинян. И «запел другую песню». Вообще он демонстрирует чудеса пластичности мнения. С другой стороны, что еще остается делать, когда служишь сразу нескольким хозяевам…

- Каковы на ваш взгляд перспективы заключения мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией в 2025 году?

- С одной стороны, мы видим продвижение в процессе согласования пунктов будущего мирного договора. Не с той скоростью, как того хотелось бы, но однозначно лучшем, чем ничего. Обращу внимание: Москва мотивирует Иреван продолжать движение в данном верном направлении. Насколько это возможно при нынешнем уровне отношений между Кремлем и проспектом Баграмяна. С другой стороны, стоит учитывать фактор Франции, нынешние власти которой имеют огромное влияние на Пашиняна. О США, как я уже сказал выше, пять лет назад было не до внешней политики. Во Франции же сегодня тяжелейшие экономический и внутриполитический кризис. Эмманюэль Макрон может оказаться первым в новейшей истории страны президентом, который досрочно покинет свой пост. Казалось бы, погружайся в решение собственных проблем, спасай Францию от национальной катастрофы. Но нет, Макрон «мутит воду» в Киеве, Тбилиси и особенно в Иреване, не скрывая своих намерений по срыву подписания мирного договора и провоцирования Армении на очередную военную авантюру. А уж она совершенно точно завершится национальной катастрофой для армянского народа.

- Как бы вы оценили российско-азербайджанские отношения в уходящем году и чего вы ожидаете от грядущего года?

- На мой взгляд, самый лучший ответ на ваш вопрос дали лидеры наших стран - Ильхам Алиев и Владимир Путин во время переговоров в Баку, которые прошли в традиционной для прочного российско-азербайджанского сотрудничества атмосфере полного взаимопонимания и глубокого доверия. Национальные лидеры Азербайджана и России подчеркнули важность подписанной в Москве 22 февраля 2022 года Декларации о союзническом взаимодействии, подтвердили высокий уровень межгосударственного диалога и положительную динамику развития всестороннего сотрудничества, отметили важность дальнейшего развития сотрудничества по вопросам, представляющим взаимный интерес, в международных организациях и на других многосторонних площадках.

Азербайджан в текущем году при всесторонней поддержке России повысил свой статус в ШОС до страны-наблюдателя, а также в год председательства России в БРИКС подал заявку на вступление в самое мощное на сегодня сообщество ведущих экономик мира. Москва выразила свою готовность содействовать скорейшему принятию Баку.

- Как будет развиваться ситуация в Грузии в новом году - грозит ли ей цветная революция или новые парламентские выборы?

- События в Грузии - предсказуемые последствия того, когда руководство страны концентрируется на экономике, не уделяя должного внимания гражданскому обществу, которое продолжает оставаться под иностранным влиянием. Грузию принято считать точкой схождения интересов России и США. Это по-прежнему так. Однако есть нюансы, при том весьма существенные. Пока Москва и Вашингтон бились за контроль над Тбилиси там закрепился… Пекин. Сегодня китайский товарищи в значительной мере контролируют телекоммуникационную, энергетическую и транспортную сферы Грузии. Особый интерес к уникальному географическому расположению Грузии, которое открывает широкие перспективы для масштабных транспортно-логистических проектов. Китайские компании China Communications Construction Company Limited и China Harbour Investment уже приступили к строительству черноморского порта в Анаклии на границе с Абхазией, рассчитанного на океанские контейнеровозы грузоподъемностью до 150 тыс. тонн. Реализацию данного портового проекта я бы увязывал с уже начатым мегапроектом президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана по строительству 45-километрового глубоководного судоходного канала «Стамбул» и идеей строительства судоходного канала Евразия по Маныческой впадине в Нижнем Поволжье, который бы соединил Каспийское море с Черным через теперь уже полностью подконтрольное России Азовское море.

Транспортно-логистические возможности Грузии манят и Францию. Но в отличие от Китая, России и Турции вкладываться в мегапроекты там не настроены. Их интересует свободный транзит грузов (приоритетно военных) из черноморских портов Грузии в Армению, а также контроль над проложенными через территорию Грузии газо- и нефтепроводами третьих стран. Таким образом Париж рассчитывает диктовать свои условия Москве, Баку и Анкаре. Для чего в Тбилиси Франции недостаточно иметь одного только «свадебного» (декоративного) президента, каковой являлась Саломе Зурабишвили. Важно иметь контроль над правительством и формирующим его парламентом. Ни прежний, ни новоизбранный таковым не являются. Отсюда и «многосерийные» протесты на проспекте Руставели, и требующая новых парламентских выборов Зурабишвили.

Занятное наблюдение: манипуляторы из Елисейского дворца применяют в Тбилиси те же самые методы управления протестными массами, какие в Париже использовались против Макрона и К0 при знаменитых акциях движения желтых жилетов. Критикуя «Грузинскую мечту» за в целом щадящий разгон «мирных демонстрантов», Макрон напрочь забывает о своих зверствах в аналогичной ситуации…

 

Роман ТЕМНИКОВ

 

Бакинский рабочий.-2024.- 29 декабря (№247).- С.4.