Многовекторность и равноудаленность

Слагаемые успеха внешней политики Азербайджана

 

Участие Азербайджана на минувшей неделе в саммите такой авторитетной структуры, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), является показателем глубокого уважения к личности Президента Ильхама Алиева, который приобрел в мире большой авторитет как решительный и дальновидный лидер.

 

Это также можно считать наглядным подтверждением того, что наша страна играет роль важного моста между Востоком и Западом во всех сферах. Успешно развивая сотрудничество с этой влиятельной организацией, Азербайджан намерен получить статус наблюдателя в ШОС. В свою очередь получение Азербайджаном, который, динамично развиваясь благодаря дальновидной политике Президента Ильхама Алиева, стал самым авторитетным государством региона, статуса наблюдателя в ШОС имеет большое значение и для самой этой влиятельной структуры.

Одновременно в конце минувшей недели в городе Шуша прошел неформальный саммит Организации тюркских государств (ОТГ). Динамика внутри ОТГ, как политическая, так и экономическая, настолько интенсивная, а турбулентность в Евразии по периметру ОТГ настолько серьезная, что возникла необходимость координации своих действий на самом высоком уровне, чтобы определить свое место и роль в меняющейся системе координат, а также корректировки тех решений, что были приняты на официальных саммитах Организации тюркских государств с целью их ускорения или же повышения эффективности их исполнения.

 

Продолжая обсуждать итоги недавно прошедших масштабных мероприятий - Саммита ШОС в Астане и неформального Саммита ОТГ в Шуше, перспективы этих организаций, участие и роль Азербайджана в этих организациях, мы пригласили на беседу экс-главу МИД Азербайджана, известного отечественного эксперта Тофика Зульфугарова.

 

- Перечисляя в своей инаугурационной речи приоритеты внешней политики Азербайджана, глава государства в числе прочих назвал Организацию тюркских государств (ОТГ), Организацию исламского сотрудничества (ОИС) и Движение неприсоединения. При этом Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) не была названа. Но Азербайджан старается вступить в эту организацию. Зачем это нужно, если ШОС не входит в число приоритетов?

- Прежде всего следует отметить, что Азербайджан выстраивает многовекторную политику, и это связано с тем, что вокруг нашего региона - Южного Кавказа протекают турбулентные процессы. Очевидно, что сегодня мир разделился на различные лагеря, находящиеся друг с другом в серьезном конфликте. Баку использует многовекторность своей политики с тем, чтобы максимально обеспечить интересы своей страны и своего народа, а также сформировать вокруг себя со всеми игроками, вовлеченными в турбулентные процессы, равноудаленную позицию. Ничего нового в такой политике нет.

К примеру, Китай и Россия также выходят на какой-то новый уровень взаимодействия. Пекин, что в общем-то и ожидалось, проводит свою активную экономическую политику, выстраивает отношения со странами Центральной Азии. А эти страны, как сказал наш Президент, уже являются членами нашей семьи. В этом контексте нет ничего удивительного в том, что Азербайджан хочет принять участие в целом ряде экономических, транспортных проектов. Поэтому шаги, направленные Баку на интеграцию в Шанхайскую организацию сотрудничества, абсолютно естественны. Наши отношения с ШОС не направлены против каких-либо блоков или отдельных государств, равно и наоборот. Уверен, что целый ряд контактов азербайджанской стороны накануне Саммита ШОС с западными экономическими институтами, включая Евросоюз, продемонстрировали, что Баку на каждом треке выбирает свою систему интересов.

- Есть мнение, что ШОС со временем трансформируется в Евразийскую систему коллективной безопасности, которая придет на смену ОБСЕ. Что вы думаете по этому поводу?

- На просторах Интернета сейчас можно найти много различных мнений относительно того, что ждет ШОС в будущем. На самом деле ШОС  - это попытка сформатировать некий центр, полюс в рамках концепции многополярного мира, очень популярной когда-то. Приобретет ли он характер только экономического сотрудничества, или там будут присутствовать элементы безопасности, если участники организации сочтут это необходимым - вопрос достаточно сложный, так как в состав ШОС входят и геополитические противники, как Индия и Китай, Индия и Пакистан. С этой точки зрения трансформация ШОС в Евразийскую систему коллективной безопасности - это вопрос будущего.

Но тут еще следует отметить заинтересованность Азербайджана в более тесном сотрудничестве с такой организацией, как БРИКС. Кстати, это тоже попытка выстроить некий геополитический центр или полюс. Но тут больше присутствует экономическая составляющая, которая пока доминирует. Однако и в БРИКС мы можем наблюдать различные процессы. К примеру, Бразилия решила ввиду позиции своего достаточно импульсивного президента, то ли выйти из БРИКС, то ли заморозить свое участие в организации. То есть там тоже идут сложные процессы. Надо понимать, что на всех этих площадках, как ранее на площадке Движения неприсоединения, Баку отстаивает определенные принципы, которые формируют некую систему, позволяющую укреплять суверенность Азербайджана, и эти принципы - суверенитет, возможность проводить независимую политику и т.д. разделяют многие государства в мире. Сегодня в мире наблюдаются попытки диктата различных традиционных центров силы - доминировать, создавать какие-то свои зоны влияния. Эти концепции озвучиваются как отдельными членами ШОС, так и некоторыми западными, в том числе европейскими структурами. Соответственно, в данном контексте в мире становится актуальной следующая формула: «мир больше, чем пятерка постоянных членов Совбеза ООН». Эту формулу в свое время вывел  Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Таким образом, нынешние мировые процессы более сложны и многогранны, чем то видение, которое нам хочет навязать пятерка постоянных членов СБ ООН.

- В конце минувшей недели в Шуше прошел неформальный Саммит ОТГ. Какова ваша оценка проведения ежегодно неформального Саммита ОТГ помимо и так ежегодно проводимого официального саммита? Что это дает странам - членам организации ?

- Во-первых, это внутренний сигнал, месседж, как принято сейчас говорить, который посылается главами государств общественности стран - членов ОТГ о том, что имеются основы для большей степени координации, взаимопонимания, так как нас очень многое объединяет. Такое вот единство, близость, демонстрируемые главами государств - это не только их личное отношение, это месседж народам, которые ощущают себя близкими друг другу в сегодняшнем неспокойном мире.

Во-вторых, это месседж мировому сообществу о том, что формируется новая геополитическая ось, которая претендует на новый центр силы. Если подходить чисто формально, то официальный это саммит или нет имеет второстепенное значение. Главное же заключается в том ощущении, которое рождает этот процесс в мире. То есть продолжается процесс укрепления взаимодействия между странами - членами ОТГ в различных сферах, в том числе и в гуманитарной. Сюда относится и всяческая поддержка Азербайджана, восстановившего свою территориальную целостность. А месседж, распространяющийся по всему миру, гласит о том, что это не только Азербайджан восстановил территориальную целостность, но речь идет и о территориальной целостности тюркского единства. И в этом плане проведение саммита в городе Шуша имеет символическое значение. Поэтому нет нужды зацикливаться на таком аспекте, как протокольная составляющая этого процесса.    

- В Карабахской декларации, принятой по итогам неформального Саммита ОТГ в Шуше, подчеркивается необходимость постановки более амбициозных целей перед организацией с учетом потенциала тюркских государств в глобальном масштабе. О чем может идти речь?

- Мы видим, как в любой из сфер жизнедеятельности каждого государства, включая тюркские государства, все еще остается большой потенциал для координации, взаимопонимания и сотрудничества. К примеру, возьмем такие сферы, как коммуникационная, транспортно-логистическая. Эти проекты на слуху. Есть большой потенциал в гуманитарной сфере. Хотя тюркские языки отличаются друг от друга, но вместе с тем имеется и единая база. Поэтому какие-то программы по сближению, взаимопониманию, возможно, использованию при этом языка, тоже вполне допустимы. Достаточно вспомнить пример Франкофонии, Британское содружество. У них ведь тоже имеются и гуманитарные программы.

Конечно, нельзя обходить стороной и такую важную сферу, как обеспечение безопасности. Координация соответствующих служб, возможна выработка каких-то координирующих структур. Ну и, конечно же, вопрос обороноспособности, куда я отношу также вариацию военно-технического сотрудничества по созданию и развитию оборонной промышленности, координацию усилий в этом направлении и т.д. В частности, Азербайджан уже, как известно, является участником турецкого проекта по созданию истребителя пятого поколения. То есть Баку является не только реципиентом, но и практическим участником. Мы знаем о больших достижениях в оборонной промышленности Казахстана, Узбекистана и т.д. Так что в будущем вполне возможны координация сотрудничества, распределение функций в сфере оборонной промышленности. Поэтому призыв использовать потенциал для более амбициозных проектов, на мой взгляд, связан именно с этим.

 

Роман ТЕМНИКОВ

Бакинский рабочий - 2024.- 11 июля, №122.- С.1, 4.