Тюркское единство в новом измерении

Создание военно-политического блока требование времени

 

Тема международной безопасности обретает все большую актуальность в условиях глобализации и возрастающих геополитических катаклизмов. В этом контексте, единство тюркоязычных народов приобретает особую значимость.

 

Исторически тюркские народы, разбросанные по различным регионам Евразии, сохраняли культурные и языковые связи, которые объединяли их в одно большое сообщество. Однако, в современном мире, для обеспечения устойчивой безопасности и стабильности, необходимо превратить эту символическую связь в реальную политическую и военную кооперацию.

 

В этом смысле в тюркоязычных республиках Центральноазиатского региона одной из острых проблем является защита конституционного строя от внутренних и внешних посягательств, сохранение общественно-политической стабильности, обеспечение национальной безопасности и территориальной целостности государства. Речь идет о предотвращении всевозможных государственных переворотов, так называемых цветных революций и масштабных массовых беспорядков, террористических атак и гибридных войн. Все это упирается в создание нового регионального военно-политического блока.

 

Об этом и многом другом в беседе с корреспондентом газеты «Бакинский рабочий» рассказал кыргызский аналитик Медербек Корганбаев.

 

- Какова роль единства тюркоязычных народов в контексте глобальной безопасности?

 

- Единство тюрков в сфере обороны и безопасности требует реальных шагов, а именно создание нового регионального военно-политического блока. В данном контексте мы рассматриваем конкретный тюркоязычный регион - Центральную Азию, которая представляет интерес для мировых игроков, террористических движений и деструктивных сил. В регионе всегда существует высокий риск возникновения вооруженных конфликтов, проявление террористической активности и появление очагов политической нестабильности и сепаратизма.

 

В 1990-х и в 2000-х годах тюркоязычные республики в целях обеспечения безопасности и получения военно-технической помощи были вынуждены опираться на поддержку мировых держав. Соответственно возникала геополитическая зависимость от той или иной державы. Сегодня, с укреплением Турции, ростом ее экономической и военной мощи, ситуация изменилась в лучшую сторону. Анкара начала налаживать военное сотрудничество со странами Центральной Азии. Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан получили новую и надежную альтернативу в сфере безопасности в лице братской Турции. К Турции присоединился Азербайджан, который, по сути, стал новым военно-политическим и экономическим игроком в Центральноазиатском регионе. В настоящее время Азербайджан и Турция оказывают помощь Кыргызстану в плане перевооружения. Турция поставляет оружие и военную технику Казахстану, Узбекистану и Туркменистану.

 

Центральная Азия нуждается в создании независимого военного альянса тюркских государств, готового обеспечить интересы тюркоязычных государств ЦА и тюркского мира в целом.

 

Надо признать, что сегодня в тюркоязычных республиках Центральноазиатского региона одной из острых проблем остается защита конституционного строя от внутренних и внешних посягательств, сохранение общественно-политической стабильности внутри своего государства, обеспечение национальной безопасности и территориальной целостности. Речь идет о предотвращении возможных государственных переворотов, так называемых оранжевых революций и масштабных массовых беспорядков, террористических атак и гибридных войн.

 

Безусловно, тюркоязычным странам ЦА в одиночку сложно противостоять вышеупомянутым угрозам. Военно-политическая консолидация тюркоязычных стран способствует предотвратить возможные госперевороты и массовые беспорядки.

 

Учитывая риски, я выступил с предложением по созданию военно-политической организации с участием тюркоязычных государств под условным названием - Центральноазиатский союз безопасности (ЦАСБ), в состав которой войдут Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, Азербайджан и Турция получат статус наблюдателя, со штаб-квартирой в Бишкеке. В случае чрезвычайного положения штаб-квартира ЦАСБ по решению Совета ЦАСБ может быть перенесена в любую столицу страны-участницы организации. Девизом ЦАСБ должно стать - «Единство тюрков во имя мира».

 

- Как вы представляете работу ЦАСБ?

 

- Высший орган управления - Совет ЦАСБ, состоящий из президентов стран-участниц, исполнительный орган - Секретариат ЦАСБ. Блок ЦАСБ должен преследовать следующие цели и задачи: совместное обеспечение внешней и внутренней безопасности Центральноазиатского региона; борьба с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом и наркотрафиком; сотрудничество в сфере правовой помощи (по линии судебных и правоохранительных органов, специальных служб стран ЦА); оказание военной, правоохранительной и военно-технической, гуманитарной помощи членам ЦАСБ в случае иностранной интервенции, террористической угрозы и дестабилизации внутренней обстановки.

 

Каждый член ЦАСБ в обязательном порядке формирует на постоянной основе войска быстрого реагирования численностью не менее трех тысяч военнослужащих. В обязанности данной группировки войск входит постоянное боевое дежурство на территории своего государства. Ежегодно, страны ЦАСБ проводят совместные командно-штабные учения, антитеррористические и иные учебные мероприятия в сфере безопасности и обороны в стране ЦАСБ, на которую возложено председательство. В учениях принимают участие войска быстрого реагирования ЦАСБ каждой страны-участницы. Кроме учений, члены ЦАСБ на постоянной основе обмениваются опытом, ведут совместные курсы повышения квалификации и обучение в оборонной сфере и в антитеррористическом направлении, а также по линии внутренних дел, пограничной службы, обеспечение охраны высшего руководства. При необходимости, члены ЦАСБ оказывают друг другу содействие в охране границ, где имеется вероятность прорыва/атаки террористических групп. В случае угрозы иностранного вторжения на территорию того или иного члена ЦАСБ, общим решением Совета ЦАСБ для оказания военной поддержки и предупреждения конфликта в ту или иную республику перебрасываются войска быстрого реагирования. В случае их недостаточности, общим решением Совета ЦАСБ в целях оказания военной-помощи могут быть направлены дополнительные воинские подразделения и военная техника членов ЦАСБ. ЦАСБ, учитывая тюркское происхождение и общие культурно-исторические связи стран-участниц, вправе привлекать для военно-политического сотрудничества тюркоязычные страны из других регионов.

 

 

В случае возникновения опасности свержения действующей легитимной власти в стране-участнице ЦАСБ, Совет ЦАСБ вправе оказать необходимую помощь своему партнеру. Данная поддержка заключается в переброске на территорию республики полицейских и военных подразделений для разгона массовых беспорядков и нейтрализации деструктивных элементов.

 

- Может ли культурное наследие тюркоязычных стран способствовать укреплению международных отношений и каким образом?

 

- Развал Советского Союза пробудил спящие чувства тюркских народов. После обретения независимости тюркоязычные страны начали устанавливать дипломатические и межгосударственные отношения. Разумеется, здесь были свои сложности и преимущества. Культурное наследие наших предков и единый тюркский язык сыграли положительную роль в становлении тюркоязычного братства Центральной Азии, Турции и Азербайджана. Наши предки тюрки завещали нам жить в мире и согласии, уважать и поддерживать друг друга. Именно вышеназванные принципы сформировали международные связи тюркоязычных республик. Однако, в 1990-х и 2000-х годах тюркское взаимодействие было неполным и не охватывало собой масштабные вопросы. Создание Организации Тюркских Государств (ОТГ) в 2009 году принесло ощутимую пользу в объединении тюркских государств. ОТГ не стоит на месте, теперь члены ОТГ от формальных встреч переходят к реальным действиям. Сегодня инициативы Азербайджана по укреплению отношений тюркских стран еще больше усиливают роль ОТГ на мировой арене как нового геополитического и экономического союза. Образование ЦАСБ также возможно именно благодаря возрастающему влиянию ОТГ.

 

- В какой степени технологические инновации могут повлиять на эффективность военных альянсов, таких как ЦАСБ?

 

- Само существование ЦАСБ подразумевает совершенствование военных навыков, освоение принятых на вооружение новых видов оружия и технических средств. В современном вооруженном конфликте победа достается той стороне, которая обладает высокоточными военными технологиями и боевыми системами. Формирование ЦАСБ с участием и поддержкой Турции и Азербайджана открывают неограниченные возможности для оборонных ведомств тюркоязычных государств ЦА. Турецкий и азербайджанский военно-промышленные комплексы способны обеспечить вооруженные силы Кыргызстана, Казахстана, Туркменистана и Узбекистана высокоточными боевыми и технологически прогрессивными видами оружия - от стрелкового до высокоточных комплексов и БПЛА. В случае реализации проекта по созданию ЦАСБ, центральноазиатские республики уже не будут зависимы от европейской или американской военной продукции и тюркам ЦА не придется доказывать свою лояльность кому-либо для получения военной помощи. В перспективе на территории стран ЦА в рамках партнерства ЦАСБ необходимо создать учебные центры по подготовке военнослужащих. На учебно-военных базах азербайджанские и турецкие офицеры будут передавать приобретенный бесценный опыт своим тюркским братьям. Также исходя из военного опыта Турции и Азербайджана, в ЦА необходимо внедрить единые стандарты обучения, подготовку военных кадров.

 

- Какие философские или исторические концепции могут быть применены для анализа современных международных военно-политических альянсов?

 

- Философия, концепция тюркоязычного военного блока проста - это военное братство тюркского мира с целью противостоять внешним и внутренним угрозам, влиянию извне мировых держав и создание безопасного региона, начиная с Южного Кавказа - образно говоря от азербайджанского города Шуша до туркменско-афганской границы. К сожалению, нынешние мировые военно-политические альянсы созданы мировыми игроками и следовательно используются в целях защиты интересов той или иной мировой державы в определенном регионе. Идет так называемая геополитическая Большая игра. Тюрки за исключением членства Турции в НАТО остаются в стороне и разобщены. Однако, тюркские народы невзирая на давление и соперничество держав, всегда отстаивали свои национальные интересы. Взять к примеру Среднеазиатское Восстание 1916 года или как его еще называют туркестанским. В региональном выступлении против произвола царизма принимали участие практически все коренные тюркоязычные народы Центральной Азии. Это свидетельствует о способности тюрков объединяться и не подчиняться политике мировых господ. Образование и функционирование ЦАСБ - это своего рода гарантия, защита тюрков, их территорий и ресурсов от посягательств мировых игроков и ответ на глобальные угрозы в виде терроризма, наркотрафика и международной преступности.

 

- Как, по-вашему, изменится ли роль традиционных военных альянсов в будущем в свете развития цифровых технологий?

 

- ЦАСБ подразумевает обеспечение участников всеми видами безопасности - начиная от военной и заканчивая информационной. В эпоху развития информационного шпионажа, хакерского вмешательства и взлома серверов данных цифровая безопасность становится все более актуальной. Членам ЦАСБ необходимо использовать единое защищенное цифровое пространство и программы, обеспечивающие кибербезопасность. Это закрытые каналы обмена сообщениями, зашифрованные виды голосовой и видеосвязи между военными ведомствами, спецслужбами и правоохранительными органами участников ЦАСБ. Также члены ЦАСБ получат доступ к спутниковой разведке Турции и Азербайджана для отслеживания определенных целей и координации действий.

 

- Возможно ли создание устойчивой мирной системы в Центральной Азии через военно-политические альянсы, и какие препятствия могут возникнуть на этом пути?

 

- Образование тюркского альянса ЦАСБ однозначно укрепит мир в регионе и исключит риск возникновения вооруженного столкновения между тюркоязычными республиками. Так как в соглашении ЦАСБ будет четко прописано о принятии участниками обязательств не нападать на друг друга, не осуществлять в отношении партнеров разведывательную и иную подрывную деятельность, не оказывать помощь и содействие иностранным государствам, которые могут навредить участникам ЦАСБ. Разумеется, появление ЦАСБ в регионе будет негативно воспринято теми или иными мировыми центрами силы. Ведь формирование подобного союза означает появление военной и геополитической самостоятельности участников ЦАСБ, тем более что члены тюркского блока постепенно перейдут на новые виды оружия, на военные стандарты ЦАСБ. Потому не исключены попытки внешних игроков оказать давление на ЦАСБ путем экономического и политического шантажа. Военное объединение тюрков - это страшный сон для мировых центров силы. В случае создания ЦАСБ в Центральной Азии появится мощнейшая единая тюркоязычная армия численностью более двухсот тысяч человек с многомиллионным призывным резервом. А это уже серьезная сила.

 

- Что нужно предпринять для сохранения стабильной деятельности ЦАСБ?

 

- Участники ЦАСБ должны мыслить категориями региона, а не только своими меркантильными интересами. Четкое и своевременное выполнение соглашений и требований является залогом долгожительства и эффективности ЦАСБ. Я убежден, что участники ЦАСБ навсегда изменят баланс сил и историю в Центральной Азии в пользу тюркского мира. Президент Азербайджана Ильхам Алиев направил месседж всему мировому сообществу сказал важную цитату: «Тюркский мир - это наша семья». В это фразе колоссальный смысл и послание тюркским народам. Мы действительно одна семья и мы обязаны уметь защищать друг друга. Другого не дано!

 

 

 

 

Абульфаз БАБАЗАДЕ

Бакинский рабочий - 2024.- 30 июля, №135.- С. 3.