Эффект пощечины

 

Поражение Renaissance на выборах в Европарламент - показатель ненависти французов к Макрону

 

Результаты недавно завершившихся выборов в Европарламент свидетельствуют о росте популярности правых. Так, партия Марин Ле Пен набрала 32% во Франции, тогда как правящая партия Эмманюэля Макрона оказалась сильно позади, получив 15% голосов.

На фоне этого Макрон объявил о роспуске Национального собрания и новых выборах, которые стартуют 30 июня.

В Австрии на лидирующие позиции вышла «Австрийская партия свободы» (АПС), та самая, что выступает против антироссийских санкций. Она набрала 27% голосов. Вскоре там пройдут и парламентские выборы, на которых они могут уже прийти к власти. Ультраправая партия в Германии смогла получить порядка 16%, обойдя социал-демократов с 14%. Причем в бывшей ГДР у правых и вовсе первое место с 27% голосов. Победу же на выборах в Германии с 30% голосов одержал блок «Христианско-демократического и Христианско-социального союзов» (ХДС/ХСС).

В Бельгии фламандские националисты и евроскептики взяли 21%. В Венгрии правоконсервативная венгерская партия ФИДЕС Орбана получает 45% голосов и побеждает на выборах, несмотря на худший результат за всю историю. В Италии крайне правая партия «Братья Италии» набрала приблизительно 30% голосов и опередила оппонентов с небольшим отрывом. В Греции по опубликованным результатам правящая партия потеряла голоса, а правые партии укрепили свои позиции. «Зеленые» увеличили свои показатели в Хорватии, Словении, Латвии и стали крупнейшей партией в Дании. «Социалисты» получили наибольшую долю голосов на Мальте, в Румынии и Швеции. Тем не менее, несмотря на усиление правых и ультраправых по итогам выборов в Европарламент, партии, входящие в правоцентристскую «Европейскую народную партию» (ЕНП), останутся крупнейшим блоком в пяти странах, включая Германию и Грецию. В итоге сбывается кошмар евробюрократии. С усилением правых Брюссель ждет сильнейший раскол. Европейцы все активнее бросают вызов неолибералам, загнавшим Европу в кризис.

Своим мнением по итогам выборов в Европарламент в интервью газете «Бакинский рабочий» поделился отечественный эксперт, политический аналитик Эльчин Мирзабейли.

- В Евросоюзе прошли очередные выборы в Европарламент, по итогам которых стало ясно, что правые движения и партии значительно усилились. Стоит ли в ближайшей перспективе ждать изменения политики евродепутатов в отношении Азербайджана после выборов?

- Учитывая, что в Европе, где все более углубляется кризис лидерства, а в ряде стран главы государств и правительств не выполняют данные избирателям обещания и проявляют неспособность разрешить социальные проблемы, затрудняются противостоять быстро растущей преступности и наплыву мигрантов, победа на выборах ультраправых была в общем-то ожидаема. Но я не думаю, что все это приведет к серьезным изменениям имиджа и деятельности Европейского парламента. Потому что проблема не столько в Европейском парламенте, который и без того превратился в пятое колесо телеги и состоит главным образом из коррумпированных пенсионеров и политиков, оказавшихся бесполезными в своих странах, а в том, что ЕС и в целом Запад допустили деградацию своих ценностей и созданной с опорой на эти ценности политической системы. Не ожидая кардинальных изменений, я допускаю возможность определенной корректировки в контексте интересов стран - членов ЕС. Будущий состав Европейского парламента нас интересует так же мало, как и сама эта структура. Есть куда более важные вопросы и институты, требующие внимания со стороны Азербайджана.

- Как известно, по итогам выборов в Европарламент правящая партия во Франции набрала почти вдвое меньше голосов, чем французские правые, после чего Макрон назначил внеочередные парламентские выборы в стране на 30 июня. Насколько велика вероятность поражения партии Макрона на этих выборах и, соответственно, смены французской политики в отношении Южного Кавказа?

- Собственно, решение президента Эмманюэля Макрона о роспуске парламента и назначении досрочных выборов может быть воспринято как признание сокрушительного поражения возглавляемой им партии на выборах в Европейский парламент. Результаты этих выборов можно назвать эффектом пощечины - трудно иначе охарактеризовать тот факт, что коалиция во главе с Макроном набрала вдвое меньше голосов, чем ультраправые. Итоги выборов позволяют сделать вывод, что более 85% французов не просто не в восторге от Макрона, а ненавидят его. Причин для этого много, и главная состоит в том, что за минувший период правительство Макрона проявило полное бессилие в решении проблем, больше всего беспокоящих французов. В результате уровень жизни и покупательная способность населения значительно снизились. Еще одна причина - головокружительный рост преступности. Французы обеспокоены тем, что власти не могут обеспечить их безопасность. Наряду с этим им не нравятся стиль поведения Макрона, его явное самолюбование, театральность во внутренней и внешней политике. Избиратели критически настроены к позиции главы государства по отношению к заморским территориям, не имеющим к Франции никакого отношения. Все это значительно повышает вероятность неудачи нынешнего правительства и на местных парламентских выборах. В лучшем случае они могут добиться права сформировать коалицию с крайне правыми. Но наряду с этим может сложиться так, что левые партии наберут на выборах больше голосов, чем правые и правоцентристы. Я считаю, что следует провести разницу в отношении французских избирателей к Европейскому парламенту и к собственному законодательному собранию. Возможно, они ожидают, что правые в Европейском парламенте проявят больше активности в таких актуальных вопросах, как миграция, безопасность и др.

- Недавно Баку получил от армянской стороны очередной проект мирного договора. Как отметил глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов, в нем сокращено количество вопросов, остающихся открытыми. Правда по ряду статей наблюдается позитивный прогресс. Это все наводит на мысль о скором подписании мирного договора, тем более что официальный Иреван заявил о своей готовности в течение месяца завершить работу над мирным соглашением между Арменией и Азербайджаном и подписать его до конца года. Насколько это вероятно?

- Как обычно, позиция официального Иревана обращает на себя внимание ситуативностью, из чего можно заключить, что армянская сторона старается по возможности затянуть процесс. Не секрет, что для Баку одним из важнейших условий мира является очищение декларации независимости, конституции и других нормативно-правовых документов Армении от положений, содержащих территориальные притязания к нашей стране и к Турции. Известно также, что министр иностранных дел Армении заявил о необходимости обоюдного характера этого процесса. Однако ни в Конституции, ни в Конституционном акте о государственной независимости Азербайджана нет пунктов, содержащих территориальные притязания к другим странам, и армянским лидерам это, я думаю, известно. Так что неуклюжий маневр Арарата Мирзояна, направленный якобы на создание некоего паритета, нельзя воспринять иначе, как попытку затянуть переговорный процесс. Поэтому прогнозировать конкретные сроки подписания мирного соглашения в данный момент сложно.

- В то же время мы видим осложнение внутриполитической ситуации в Армении, вызванное непрекращающимися акциями протеста против власти Пашиняна. Может ли этот фактор замедлить или даже прервать переговорный процесс, так как по итогам протестов может смениться власть и не исключено, что у руля страны окажутся реваншисты?

- Маловероятно, чтобы реваншистские группировки, состоящие из сепаратистов, военных преступников и ультрашовинистов, могли в обозримом будущем добиться легитимной смены правительства в Армении. Акции протеста, проводимые под руководством церкви в лице епископа Баграта Галстаняна, больше напоминают поминки и, скорее всего, не будут длиться долго. Но возможно, что спустя некоторое время или, скажем, после какой-то новой договоренности с Азербайджаном в Армении начнется новая сезонная волна реваншизма.

- Как будет развиваться ситуация в Грузии: выстоит ли «Грузинская мечта» под давлением как со стороны местной оппозиции, так и со стороны Запада, вводящего санкции против официального Тбилиси?

- В настоящее время давление внешних сил и их «агентов влияния» на правительство Грузии направлено не против партии «Грузинская мечта», а против независимости этой страны. В сущности, картина достаточно ясна. В США закон об «агентах влияния» был принят около 90 лет назад, примерно тогда же во Франции, но это не помешало Байдену с Макроном принять совместное заявление с призывом к официальному Тбилиси отменить этот закон, угрожая в противном случае санкциями. Я считаю, что значительная часть грузинского народа уже разобралась в сути происходящего.

 

Роман ТЕМНИКОВ

 

Бакинский рабочий.-2024.- 13 июня, №106.- С.1;4.