Не было бы счастья...

Трагедия в Гяндже как отправная точка укрепления государственности

 

Спустя три десятилетия с лишним после мятежа во втором по численности населения городе Азербайджана все более выпуклыми становятся как уровень некомпетентности тогдашних властей наряду с масштабами трагедии, так и роль личности в истории государственности.

 

С высоты пройденного времени не только в Баку, но и во всех мировых столицах очевидно, что успешная реализация Президентом  Ильхамом Алиевым стратегии развития общенационального лидера Гейдара Алиева в соответствии с требованиями времени превратила Азербайджан в сильное, современное, влиятельное государство на международной арене.  Историческая Победа в 44-дневной Отечественной войне, освобождение земель от оккупации и полное восстановление территориальной целостности Страны огней в результате точечной антитеррористической операции

19-20 сентября прошлого года поставили жирный восклицательный знак в вопросе неоспоримого величия народа, сумевшего сплотиться вокруг своего лидера ради одной единой цели - сделать свою Родину достойным и сильным в глобальном масштабе государством со своей четкой и непоколебимой позицией.

 

Но не владея полной и объективной информацией о событиях окаянных дней национальной смуты, вряд ли получится по достоинству оценить роль, степень решимости и стремления общенационального лидера спасти свою родину от реализации сомнительного сценария с призрачной «демократией». Исходя из фактов гянджинских событий 1993 года, которые поначалу грозили перерасти в кровавое затяжное противостояние с исчезновением единой государственности, можно трезво оценить сегодняшние реалии. Помнится, не было в июне 1993 года ни одного «чайханного политика», который бы не смотрел в прямом эфире единственного в ту пору телеканала агрессивные выяснения отношений между парламентариями.

 Преследуя собственные интересы, не имея при этом ни жизненного, ни управленческого, ни тем более политического опыта, а только яростное стремление к власти, представители Народного фронта и мусаватисты ввергли республику в упадок и лишь еще больше обострили царивший хаос. Вместо того, чтобы объединить республику и все имеющиеся в ней политические силы с целью устранения засилья советской империи и ее прихлебателей в лице нацистской верхушки армян, давно позарившихся на земли Южного Кавказа и отчуждавших в течение полутора веков земли наших отцов и дедов, разрозненные круги посредством частных батальонов, полков и бригад вели борьбу за власть - представьте, что совокупная численность их солдат и офицеров превышала регулярные части зарождавшейся в ту пору Национальной армии.

Надо признать еще один ключевой фактор: с захватом ключевых постов в руководстве республики все данные Народным фронтом обещания, в которых звучали такие понятия, как «неделимость родины», «верховенство закона», «правовое государство» и «демократия», были благополучно преданы забвению. Да, больше не было ненавистной советской власти, с ее не социалистическими и интернациональными, а шовинистически-христианскими предпочтениями, однако все больше усугублялся внутренний общественно-политический и социально-экономический кризис, а страна попала в самую настоящую международную блокаду. Вместо того чтобы «погрозить пальчиком» зарвавшемуся агрессивному Иревану, Конгресс США в октябре 1992 года принял

907-ю поправку в отношении официального Баку, а затем Совбез ООН принял четыре резолюции, в которых от непонятно каких вооруженных сил требовалось вывести войска с оккупированных земель суверенного Азербайджана. Все это делалось для того, чтобы мы по факту признали НКАО и сели с ее преступными «властями» за стол переговоров.

При этом в рамках постсоветского пространства были оборваны все интеграционные экономические цепочки, в результате чего встали промыслы, заводы и фабрики, а символические бюджетные расходы наряду с челночной торговлей стали единственным источником существования некогда процветающего края. Телевидение было отдано на откуп парламентским и бандитским разборкам, «благодаря» которым население узнавало о геноциде в Ходжалы, назначении преподавателя вуза по математике Рагима Газиева «министром обороны» и дальнейшей предательской сдаче города Шуша, преступном создании «талыш-муганской республики», попытке полковника Сурета Гусейнова выделить западные районы в отдельный автономный регион, «лидеров» движения «Садвал» - создать «независимый лезгистан»… То есть парад профанации и суверенитетов в небольшой стране был в самом разгаре, свидетельствуя об аморальном намерении заказчиков создать этническое «лоскутное одеяло» на территории 86,6 тыс. кв. км.

Таким образом искусственно были созданы условия для ситуации, когда «пришла беда - отворяй ворота». Самая лояльная на тот момент официальная Анкара не могла в силу обязательств перед НАТО выделить нам хотя бы пару вертолетов для визуального патрулирования фронтовой зоны. И это в то время, как у соседней Армении были налажены международные отношения практически со всеми странами коллективного Запада и условной G8. Все это было результатом разрушительной и губительной для Азербайджана политики, которую диктовали кураторы из-за рубежа. Теряя территории, которые переходили под контроль армянских оккупантов, кучка людей, преследовавших сугубо свои интересы, грызлась ради кресел - кормушек во власти. Эти люди не имели ни малейшего представления о государственном устройстве, условиях и принципах формирования демократического общества, строительстве армии и установлении общественно-политической и экономической стабильности. Из бесед с частью из них даже сегодня ясно, что многие до сих пор не понимают причин, по которым их бездарная деятельность той поры отбросила развитие национальной государственности на несколько десятилетий.

Победа Народного фронта Азербайджана в борьбе за власть на фоне неудач особенно на Кяльбаджарском и Лачинском направлениях, была, несомненно, крайне алогичной, абсурдной и противоречивой. По сути, она свидетельствовала о том, что ради сиюминутной власти временщики готовы были пожертвовать не только национальными интересами, о которых не имели даже приблизительного представления, но и тактическим преимуществом, когда армянские вооруженные силы готовы были к переговорам. Но после того, как Сурет Гусейнов отвел свою боевую технику с Ходжавендского направления, враг воспрянул духом и, воспользовавшись фактическим предзнаменованием гражданской войны в нашей стране, начал оккупацию равнинных и предгорных районов Карабаха и Восточного Зангезура. Локальные неудачи того времени были обусловлены прежде всего отсутствием единства народа и власти, поляризовавшей и даже политизировавшей армию вместе с правоохранительными органами. Чего стоят демагогические лозунги той поры вроде «другом тюрка может быть только тюрок, остальные нам - враги», иначе говоря, на государственном уровне проводилась политика этнической дискриминации, когда безответственные «истинно народные» ревнители недобросовестной конкуренции, по сути, не учитывая интересы других этнических групп азербайджанского народа в целом, подготовили идеологическую почву для предоставления широких возможностей этническому сепаратизму, что и поставило под угрозу унитарное устройство Страны огней.

За примерами далеко ходить не надо, так как целый ряд республик постсоветского пространства сегодня из-за внутриполитического хаоса либо лишились реального суверенитета, находясь на грани потери государственности, либо «подкатились» к пропасти гражданской войны, повторяя наш опыт тех лет. Тогдашнее политическое руководство Азербайджана 4 июня 1993 года вначале отдало приказ бомбить город Гянджу, но когда ситуация вышла из-под контроля, а пилоты отказались выполнять, мягко говоря, неумное распоряжение, после чего президент той поры Абульфаз Эльчибей просто вынужден был обратиться к общенациональному лидеру Гейдару Алиеву с просьбой «о политических консультациях», а сам без видимых причин покинул столицу, переехав в горное родовое село.

Для того чтобы охладить «кипящую» атмосферу ненависти путчистов к властям, уже 9 июня тогда еще в бытность Председателем Верховного Меджлиса Нахчыванской Автономной Республики Гейдар Алиев добился принятия решения об амнистии лиц, участвовавших в мятеже, а также о создании депутатской комиссии для расследования гянджинских событий. Следом за этим общенациональный лидер в сопровождении ряда парламентариев и журналистов отправился в город Гянджу. К тому времени мятежная бригада, фактически захватив несколько районов, свергла власть НФА на местах, назначив условных «людей Сурета Гусейнова» на руководящие должности, не понимая, что тем самым усиливает режим полного хаоса в регионах страны.

И только благодаря гроссмейстерским шагам великого стратега Гейдара Алиева мятежу был положен конец, тем самым предотвращен надвигающийся развал страны. После этого был создан фундамент для стабилизации общественно-политической ситуации, одиозный и глупый полковник временно был утвержден в должности премьер-министра, но лучше бы он не соглашался на роль «коверного», так как ни один его приказ не соответствовал даже уровню управдома - настолько мелким был масштаб его недалекого мировоззрения. Правда, внешние силы не унимались, пытаясь несколько раз спровоцировать попытки государственного переворота, которые не перерастали уровень бессмысленного бунта. Последняя из них наблюдалась 13-17 марта 1995 года, когда против народного волеизъявления выступило командование впоследствии расформированного ОМОН, и с тех пор, похоже, все амбициозные политические силы поняли, что конкуренция во власти хороша, но только когда не переходит грань общепринятой культуры.

Если бы в свое время Гейдар Алиев не принял единственно верное решение вернуться во власть по требованию народа, а достойнейший его духовный и политический наследник Президент Ильхам Алиев не продолжил приоритетное дело выстраивания фундаментальной государственности, положение в нашей стране было ненамного лучше, чем в ряде отсталых стран, раздираемых конфликтами по принципу «дай порулить». Благодаря твердой воле общенационального лидера многие из тогдашних руководителей ПНФА сумели-таки определиться со своим будущим - часть из них даже перешла в ряды системной оппозиции, активно участвуя в общественно-политической жизни страны, некоторые избраны в Милли Меджлис и даже занимают посты на том или ином ответственном правительственном участке…

Среди бывших есть и те, кто так и не сделал конструктивных выводов и наверняка не сможет определиться с политическими перспективами, чего не позволяет им сделать политическая безграмотность, упрямство и глупые амбиции. К сожалению, среди них есть и настолько жадные «деятели», которые готовы продать свою Родину и поступиться любыми принципами, лишь бы заработать денег. В семье, как говорится, не без урода, хотя в принципе нельзя на жизнь смотреть только сквозь черные очки, охаивая все и вся. И это показатель величия и долготерпения Президента Ильхама Алиева, который во время инаугурации 18 апреля 2018 года заявил: «За последние годы наблюдаются позитивные тенденции в области культуры политической борьбы, что еще раз показала избирательная кампания, когда в выступлениях моих оппонентов звучали довольно резкие критические мысли, не переходящие при этом общепринятых норм морали - я приветствую это и считаю позитивным фактом. Что касается антинациональной группировки, она окончательно стала маргинальной и ей нет места на политической арене Азербайджана - разве что на свалке истории, так как эти деструктивные элементы действуют за счет зарубежных грантов, выступая против своего государства и демонстрируя национальное предательство. Уверен, что народ никогда не позволит, чтобы управляемая из-за рубежа группировка заняла здесь хоть какие-то значимые общественно-политические позиции».

Так что пусть ни у кого не складывается впечатление, что политическое руководство молодой республики «ополчилось» против оппозиции или оппозиционного мышления. Крайне ответственный за последовательное развитие Страны огней Президент Ильхам Алиев вышеупомянутым посланием четко дал понять, как внутренней, так и внешней аудитории, что лично его гражданская позиция не приемлет тех, кто выступает против государственности, национальных интересов и собственного народа.

В Азербайджане действуют тысячи печатных и электронных, в том числе множество независимых и даже крайне оппозиционных СМИ, где есть масса мнений, мягко говоря, не совпадающих с официальной точкой зрения. Впрочем, это не случайно - благодаря гению общенационального лидера Гейдара Алиева за три десятка с лишним лет в стране окончательно сформировалась обстановка, где нет места мятежным временщикам от политики, а есть развитая демократия, высокий уровень прав человека и свободы слова, причем ни одно из этих понятий не гипертрофировано и не противоречит национальным интересам.

 

Бакинский ра­бочий.- 2024.- 4 июня, №99.- С.1, 3.