Из импортеров в транзитеры

 

Возможно, уже в этом году туркменский газ через Азербайджан поступит в Турцию

На полях Бакинской энергетической недели был подписан ряд важных соглашений, касающихся энергетического сектора страны. 

В частности, между турецкой BOTAŞ и SOCAR были подписаны четыре соглашения. Согласно документам, азербайджанский газ будет транспортироваться в Европу через Турцию (транзитное соглашение), в Нахчыван из Турции (газопровод Игдыр-Садарак, строительство которого завершается), соглашение о транзите туркменского газа в Турцию через территорию Азербайджана и четвертое - это продление договора о поставках природного газа со Стадии-1 «Шахдениз» с 2025 года до конца 2030 года.
Кроме этого, венгерская MVM Group заключила договор купли-продажи с азербайджанским государственным предприятием ЗАО «Южный газовый коридор» (ЮГК) на приобретение 5-процентной доли в Соглашении о разделе продукции по шельфовому газоконденсатному месторождению «Шахдениз» и 4% акций компании «Азербайджанская газовая компания с ограниченной ответственностью» (AGSC) в трубопроводной системе доставки природного газа, добываемого на газоконденсатном месторождении «Шахдениз», в ЕС.

О том, какие преференции сулят Азербайджану эти соглашения, в беседе с нашим корреспондентом рассказал отечественный эксперт в сфере энергетики, руководитель Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан.
- По каким контрактам и сколько газа в целом будет экспортироваться из Азербайджана в Турцию?
- В настоящее время имеется один контракт между турецкой компанией BOTAŞ и консорциумом «Шахдениз», в рамках которого турки покупают газ с «Шахдениз-2» (6 млрд кубометров в год). Другой контракт - между BOTAŞ и SOCAR по первой фазе проекта «Шахдениз» (3,5 млрд кубометров в год). Вместе получается 9,5 млрд кубометров. Именно этот контракт - по «Шахдениз-1» и был продлен на Бакинской энергетической неделе. Срок действия старого контракта истекает в конце текущего года.  
Ранее были довольно пессимистические прогнозы относительно «Шахдениз-1», предполагавшие значительное падение добычи газа на первой фазе проекта «Шахдениз», начиная с середины текущего десятилетия. Однако реальность опровергла мрачные прогнозы. Несмотря на то, что «Шахдениз-1» находится в разработке с 2006 года, добычные скважины оказались настолько продуктивными, что до сих пор ежегодно производится около 10 млрд кубометров газа. И хотя по причине постепенной выработки «Шахдениз-1» добыча там будет неуклонно падать, но не такими быстрыми темпами, как это прогнозировалось ранее. Поэтому турецкая сторона решила продлить этот контракт до конца текущего десятилетия и азербайджанский газ, как и в предыдущие годы, в ближайшие пять лет будет экспортироваться с «Шахдениз-1» в Турцию.
- В Баку было подписано соглашение между Азербайджаном и Турцией о транзите туркменского газа. Каковы, на ваш взгляд, пути реализации данного соглашения?
- Тут есть своя нехитрая предыстория. Еще 1 марта этого года в Анталье между «Туркменгазом» и BOTAŞ был подписан меморандум о купле-продаже туркменского газа для нужд турецкого рынка. Спустя неделю турецкий министр природных ресурсов и энергетики Алпарслан Байрактар заявил о том, что рассматриваются три варианта доставки туркменского газа на турецкий рынок. Первые два варианта предполагают своповые поставки газа: один маршрут - через Иран и Азербайджан, другой - через Иран напрямую в Турцию. Третий вариант предполагает физические поставки туркменского газа в Турцию через Каспий. Причем не уточнялось, каким способом будет доставляться газ через Каспий - по трубе или танкерами. 
Позже, 14 мая, во время визита министра экономики Азербайджана Микаила Джаббарова в Турцию, был подписан меморандум о транспортировке туркменского газа через Азербайджан. 
Сейчас же был подписан более подробный документ между BOTAŞ и SOCAR. Разумеется, объемы поставляемого газа будут небольшими. Турецкая сторона имела возможность наблюдать в течение последних нескольких лет за своповыми поставками туркменского газа в Азербайджан через Иран. Так, только в прошлом году в нашу страну таким способом было поставлено чуть более 1,5 млрд кубометров туркменского газа и эти поставки продолжаются до сих пор. То есть это уже логистически опробованный и оправданный маршрут, по которому туркменский газ можно доставлять до Турции через Иран и Азербайджан, минуя Каспий. Таким образом, если до 2006 года Азербайджан был страной-импортером природного газа, с 2007 года стал страной-экспортером, то уже, возможно, в текущем году станет страной-транзитером природного газа. 
- По словам министра энергетики Парвиза Шахбазова, в 2024 году общий экспорт азербайджанского газа составит 24,3 млрд кубометров, причем больше половины в Европу. Насколько эти планы реалистичны? 
- Это вполне достижимые цифры. Только в прошлом году мы экспортировали в Европу 11,8 млрд кубометров газа. В этом году к прошлогодним объемам следует добавить 100 млн кубометров газа, которые частично уже получила и до конца года полностью получит Венгрия. Еще 200 млн кубометров будут экспортированы в Сербию, а также еще примерно на 200 млн кубометров будут увеличены поставки в Болгарию по просьбе болгарского президента, побывавшего в этом году в Баку. Таким образом, получатся дополнительные 500 млн кубометров, что в целом даст 12,3 млрд кубометров экспорта азербайджанского газа по итогам текущего года в одну только Европу.     
- Также наш министр заявил, что подписанные соглашения о транзите газа через Турцию будут содействовать росту поставок азербайджанского газа в ЕС…
- Это интересный документ. Ведь если проследить за очень дипломатическими заявлениями Президента Ильхама Алиева на открытии Бакинской энергетической недели, то суть их сводится к тому, что со стороны Евросоюза не заметно особого энтузиазма по поводу финансирования расширения Южного газового коридора с целью увеличения поставок азербайджанского газа в Европу в ближайшие годы. Более того, и это также отметил глава нашего государства, Еврокомиссия не одобряет заключения долгосрочных газовых контрактов. Принимая во внимание такое отношение со стороны ЕС, не имеет смысла заниматься расширением TANAP, а потом и TAP до предусмотренных ранее 20 млрд кубометров в год. К тому же руководство TAP заявило, что у него имеются заявки со стороны некоторых европейских компаний, что приведет к расширению пропускной способности TAP всего лишь на 1,2 млрд кубометров к 2026 году. Из них дополнительно 800 млн кубометров захотела Италия и 200 млн кубометров - Греция, а также впервые пожелала получить 200 млн кубометров Албания. Такого рода небольшое увеличение запроса на азербайджанский газ со стороны европейских потребителей ставит под вопрос полноценное расширение Южного газового коридора, что представляет собой капиталоемкую процедуру. Поэтому Баку решил в вопросе поставок дополнительных объемов газа в европейские страны пойти другим путем. Отсюда и подписанный документ с турецкой BOTAŞ. Что означает, что для решения этой задачи будет задействована уже существующая трубопроводная система, связывающая ЕС и Турцию. Речь идет о Трансбалканском газопроводе. По нему до 2022 года российский газ доставлялся через Украину в Румынию, Болгарию и Турцию. Сейчас поставки российского газа по этой трубе не осуществляются, и она может начать работать в реверсном режиме. То есть прокачивать газ в обратном направлении - из Турции в Болгарию, Румынию и далее всем желающим. Таким образом, SOCAR будет поставлять свой газ в Турцию, откуда уже BOTAŞ будет отправлять по Трансбалканскому трубопроводу в Европу.                
- Почему Азербайджан пошел на сокращение своей доли в проекте «Шахдениз» на 5% в пользу венгерской компании?
- Тут свою роль сыграло несколько факторов. Во-первых, венгерский министр Петер Сийярто неоднократно заявлял, что его страна нуждается в диверсификации источников импорта природного газа, чтобы сократить свою зависимость от единственного ранее источника - России. В этом смысле Азербайджан является единственной альтернативой по поставкам трубопроводного газа. Так как Будапешт еще ведет переговоры по импорту газа из Катара и Алжира, но это уже будет СПГ. 
Во-вторых, как сказал Президент Ильхам Алиев, Венгрия среди всех стран - членов ЕС является самым близким нам государством. Нас объединяют узы тюркского братства, мы вместе сотрудничаем в рамках Организации тюркских государств. Таким образом, как политически, так экономически наши страны многое связывает. Венгрия нас поддерживает, уважает позицию Баку, и Азербайджан отвечает тем же. 
С точки зрения маркетинга, главным направлением реализации газа с проекта «Шахдениз» является именно Европа, так почему бы в состав консорциума не войти еще одной европейской компании?
- На Бакинском энергетическом форуме было заявлено, что основная цель SOCAR - стабилизация низких темпов добычи на АЧГ в рамках предотвращения снижения добычи нефти в стране и управление этим процессом. После достижения намеченных целей по АЧГ SOCAR переключится на вопрос разработки новых месторождений и скорее всего начнет с месторождения «Карабах» на Каспии, где есть подтвержденные запасы нефти. Возможно ли решение обеих задач?  
- Вначале хотел бы отметить, что стабилизация темпов добычи на АЧГ не означает прекращения падения добычи. Просто, если сейчас темпы падения составляют 11-12% ежегодно, то после принятия ряда мер темпы падения сократятся до 5-6%.  
Что касается вашего вопроса, то SOCAR вполне под силу решить обе задачи, но для этого необходима их параллельная имплементация. То есть нельзя эти задачи решать по очереди, так как это приведет к потере времени. Ведь для реализации намеченных целей на АЧГ потребуется не менее двух лет. А потом еще четыре года уйдет только на строительство всех необходимых объектов для начала добычи нефти на месторождении «Карабах». Зачем терять эти годы, когда лучше одновременно решать обе задачи.

 

 

 

Бакинский рабочий.- 2024.- 8 июня, № 103.- С.1, 6.