Навстречу институциональному партнерству

 

Еврокомиссия делом доказывает намерение сотрудничать с Баку

 

Мир убежден в том, что Президент Ильхам Алиев является не только надежным партнером, но и инициатором углубления многосторонних отношений во имя межрегиональной стабильности и развития.

Особенно наглядно проявилась эта тенденция на втором Консультативном совете по «зеленой» энергетике, где национальное правительство показало высочайший уровень готовности к новой для себя роли - организатора развития невиданных ранее мощностей морской, ветряной и солнечной энергетики, включая рыночную интеграцию на общеевропейском пространстве и готовность кадрового потенциала к образцовому выполнению поставленных задач.

Надо сказать, и партнеры не подкачали - прежде всего речь идет о Еврокомиссии в лице ее верховного комиссара по энергетике Кадри Симсон, которая накануне прямо высказалась о предстоящей программе возглавляемой ею структуры по сближению позиций Баку и Брюсселя при наличии объективных предпосылок для этого, более 10 лет назад созданных Президентом Ильхамом Алиевым.

Именно глава нашего государства настойчиво предлагал продвижение крупного трубопроводного проекта, причем неважно было его название (раньше музыкально настроенные активисты придумали Nabucco, но там было столько подводных камней, в том числе намерение проложить магистраль через Иран и Армению, что идея заглохла сама по себе).

Затем долгое время сами европейцы, особенно в Елисейском дворце, а с его подачи и в Европарламенте, торпедировали «Южный газовый коридор» (ЮГК), несмотря на четкое научно-техническое обоснование, где «на пальцах» разъяснялось, что он ориентирован на кризисное обеспечение достаточных запасов природного газа.

Кабинетные сидельцы в Брюсселе в начале десятых годов плохо представляли, что такое война на пороге относительно сытого Евросоюза прямо в сердце континента. Это сейчас они кажутся такими умными и даже прозорливыми, а до присоединения Крыма к России вовсе полагали, что любая трагедия просто обязана обойти их стороной. И только череда эпохальных событий, включая непризнанные референдумы, в том числе в так называемых «ДНР» и «ЛНР», подвигла чиновников коллективного Запада понять, что вентиль на трубах предназначен не только для поставки газа, но и для перекрытия «голубого топлива» в случае форс-мажора.

Следовательно, государства Евросоюза, не согласные быть все более зависимыми от политически мотивированного импорта, особенно на фоне международных санкций в отношении экспорта энергоносителей Ирана после 2006 года и ряда препятствий на пути строительства Транскаспийского трубопровода по дну Каспия, пришли к выводу, что путь, предлагаемый официальным Баку, - самый оптимальный.

Там была еще и финансовая подоплека: «хитрые» европейцы, не желающие вкладывать свою часть денег в общий пирог стоимостью немногим более $40 млрд, подождали, пока правительство Азербайджана само потратится, чтобы на всем готовом подписывать соответствующие меморандумы и контракты.

На основе выкладок они усвоили еще один выгодный момент - четыре пятых всех мировых запасов природного газа (прежде всего это Туркменистан, Иран и Катар) расположены так или иначе в пределах физической доступности к ЮГК, а на Балканах и южнее имеется семь стран Евросоюза, чья экономика и население страдают особенно зимой от нехватки топлива. А так как Брюссель отказался в перспективе от угля, на передний план повестки сместился экологически чистый газ.

Для нас же важно, чтобы труба проходила через братскую Турцию и союзную Грузию, чтобы они получали экономическую выгоду в виде доходов от транзита, по этой причине и Трансанатолийский (TANAP), и Трансадриатический (TAP) газопроводы считаются надежной спайкой взаимовыгодных интересов Баку, Анкары и Тбилиси. Понятно, что экономика Турции признана одной из самых динамично развивающихся, но для такой страны, как соседняя Грузия, в которой нет обилия природных ресурсов, укрепление ее роли в качестве нефтегазового транзитного узла обеспечивает жизненно важный источник дохода. Таким образом, национальное правительство, как показывает практика, вносит реальный вклад в континентальную безопасность, с прицелом на диверсификацию источников и маршрутов поставок топлива для объединения интересов всей Евразии.

Если в сухих цифрах, то поставки природного газа из национального сектора Каспия по итогам минувшего года на рынок Евросоюза достигли 11,8 млрд кубометров, что на треть больше расчетной мощности в декабре 2020 года, когда топливо впервые «перешагнуло» за границы Турции. Что касается самой братской страны, примерно 22% импорта газа приходится на Азербайджан, и это - не предел, так как, судя по контрактам, через три года совокупные объемы поставок вырастут почти вдвое за счет новых морских месторождений, в соответствии с коммерческой целесообразностью и неуклонно повышающимся рыночным спросом.

И это не последнее слово на треке положительных связей и сотрудничества официального Баку не только с Еврокомиссией, но и Европейским Советом, начиная с первого президента Хермана ван Ромпея, затем Дональда Туска, а теперь и Шарля Мишеля, при посредничестве которого был проведен ряд прямых встреч лидеров Азербайджана и Армении, что немаловажно. Тем более что и его риторика, и стилистика вызывают доверие, так как он постоянно подчеркивает важность мира и сотрудничества в регионе, и в этом вопросе его подход совпадает с внешнеполитической позицией руководства нашей страны.

Однако несмотря на точки соприкосновения по многим вопросам, есть на континенте еще одна структура под громким названием Европарламент, члены которого делают заявления, идущие вразрез со стратегическими целями и задачами инстанций исполнительной власти.

19 июля 2022 года Президент Ильхам Алиев, принимая делегацию во главе с председателем комитета по внешним связям этой организации Дэвидом Макалистером, в своем выступлении детально проанализировал и раскритиковал «вечно» проармянскую позицию некоторых членов Европарламента, назвав ее необоснованной: «Против нас огульно звучат неподтвержденные обвинения и оскорбления, намеренно распространяется лживая информация. Я даже уже не помню числа антиазербайджанских резолюций, принятых в различное время Европарламентом - их количество перевалило за десяток. В частности, одна из них была принята сразу по итогам Отечественной войны осенью 2020 года, и она вызывает отдельное беспокойство, потому что авторы так называемого «документа», не побывав на месте с оценочной миссией, сидя в кабинетах, ссылаются на якобы имеющее место разрушение армянского культурного наследия в Карабахе. Это ничуть не соответствует действительности и не добавляет авторитета Европарламенту».

И это была не первая проплаченная выходка «избранников народа» «идеального» коллективного Запада против Азербайджана. Помнится, в период оккупации Арменией наших признанных мировым сообществом территорий члены этой структуры в рамках символической поддержки совершали незаконные визиты не только в города Ханкенди и Шуша, но и в более мелкие населенные пункты, проводя встречи с сепаратистами, настраивая тем самым против нас. Даже были факты «побратимства» между рядом европейских муниципалитетов. Так что чиновники Брюсселя, Страсбурга и Парижа, ряда других столиц и провинций континента лично были свидетелями лунного ландшафта в Карабахе и Восточном Зангезуре, где армяне не оставили камня на камне, разрушая либо намеренно оскверняя в течение 30 лет школы, больницы, религиозные храмы и памятники культуры. Однако почему-то ни разу за это время «слуги народа», «носители христианских идеалов и 10 заповедей» не то что не приняли резолюций, но элементарно не заявили об увиденном даже на деревенских сайтах.

Напротив, в течение длительного времени европейские депутаты спокойно, а главное дружно, словно под копирку, умалчивали о разрушении вандалами жилых домов, детских садов и даже госпиталей, о массовых убийствах и пленении многих тысяч мирных жителей только ввиду их принадлежности к тюркской этнической ветви населения Евразии. Похоже, эти депутаты в разное время бывали и в самой Армении, где хайские племена выкорчевали не только памятники истории и культуры, но даже топонимы, объявив войну исконным названиям не только поселений, но гор, озер и рек, даже проселочных дорог. Ведь сами европейцы так не поступают - на примере названия аж 22 американских штатов, среди которых у нас наиболее популярны Техас, Вайоминг, Арканзас и Массачусетс с Миссисипи, плюс остров Манхэттен в Нью-Йорке, множество холмов и речек, можно сделать вывод об уважительном отношении выходцев Старого Света к завоеванным землям, откуда вытеснено местное население, вырезанное либо перемещенное в резервации. Так почему же тогда не видно следов возмущения армянским варварством в отношении азербайджанцев, с которыми они бок о бок прожили долгие столетия, имея даже немало смешанных браков.

Ну да бог с ними, армянами, но возникает вопрос: почему на протяжении многих лет, буквально с начала государственной независимости Азербайджана, Европарламент пытается всячески вбить институциональный клин между официальным Баку и Брюсселем, поддерживая оккупантов, захватчиков, а теперь еще и реваншистов с сепаратистами? Ответ на поверхности: несмотря на широко освещенный в вузовских учебниках истории Нюрнбергский процесс и осуждение Холокоста, из общественного сознания коллективного Запада до сих пор не вытравлен «белокурый бестия», который волен делать все, что ему выгодно здесь и сейчас. Европейцы, в частности норвежцы, до сих пор чуть не молятся на Андерса Брейвика, который летом 2011 года на одном из островов устроил массовый расстрел в лагере для подростков-мусульман. В тот день от выпущенных им пуль пострадали полторы сотни человек, 77 из которых - погибли. Да, суд дал ему 21 год тюремного заключения, но в камере он издал популярный на Западе манифест «2083: Декларация независимости Европы», про него сняли документальный фильм, и за авторские права он получил более 7 млн евро, а потому не без основания подает апелляцию на досрочное освобождение.

Между тем континентальные политики поддерживают его бред про недопустимость «исламизации Европы, устроенной марксистами», так что нацистские идеи не при Гитлере, а в наши дни пустили крепкие корни и до сих пор вдохновляют последователей самого знаменитого норвежского стрелка.

Понятно, что Европарламент - не более чем говорильня для 750 депутатов, но резолюции, принимаемые даже 7% «радетелей христианства», все же отравляют дух институционального партнерства Брюсселя и Баку. Национальное правительство старается не обращать внимания на душок цивилизационного «превосходства», на самом деле свидетельствующий о низком уровне так называемых евродепутатов, которые не могут пройти сито электорального отбора в своих странах, а потому примыкают к различным лагерям, в надежде пройти в парламент по партийным спискам.

Что касается правительств Азербайджана и Евросоюза, в совместной повестке дня немало стратегических точек сближения, в том числе продвижение производства возобновляемой энергии, энергетическая эффективность и даже возобновляемый «зеленый» водород, являющиеся важными столпами энергетического партнерства.

Для того и существуют площадки обсуждений, чтобы не путать деструктивные призывы одной структуры Евросоюза с конструктивными делами другой, нацеленными на максимальное использование возможностей, в том числе в рамках совместной подготовки к предстоящей в конце календарного года глобальной конференции COP29 с участием десятков тысяч гостей, где Азербайджан вновь будет гостеприимным хозяином, традиционно объединяющим страны и континенты.

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2024.- 2 марта, №42.- С.1, 5.