План Макрона не пройдет

 

Баку не позволит Парижу стать новым игроком с ядерным запалом на Южном Кавказе

 

Президент Ильхам Алиев, отвечая на вопросы экспертов Международного форума «СОР29 и Зеленое видение для Азербайджана», недавно прошедшего в Баку, в числе прочих выразил свое отношение к вопросу о делимитации и демаркации границы с Арменией.

Это еще один вопрос, который официальный Баку также всегда поднимает с точки зрения прагматизма.

«Конечно, граница должна быть делимитированной на основе принципов. Но в то же время есть такие участки этой границы, которые создают проблемы для обеих сторон. Это касается дорог, иногда вопросов безопасности, видимости глубины территории друг друга. Поэтому мы должны подойти к этому творчески», - подчеркнул глава государства, отметив, что следует быть разумными и договориться о такой границе, которая будет безопасной и удобной для обеих сторон.

О том, означают ли слова главы нашего государства взаимные компромиссы и уступки при делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы, и ситуации в регионе в эксклюзивном интервью корреспонденту газеты «Бакинский рабочий» рассказала доцент кафедры политологии Академии государственного управления при Президенте Азербайджанской Республики Елена Касумова.

- Мне не представляется, каково может быть окно возможностей для компромиссов со страной, которая нанесла Азербайджану глубочайший материальный ущерб, неисчислимые физические и моральные страдания беженцев и вынужденных переселенцев, - подчеркнула Елена Касумова. - Сейчас с помощью известных международных компаний идет подсчет культурного и экологического ущерба. Международные эксперты считают, что нашей стране необходимо около 30 лет и $25 млрд только для разминирования освобожденных территорий. Во второй Карабахской войне театр военных действий был на нашей земле, как следствие, у армянского руководства нет юридических оснований говорить о нанесенном азербайджанской стороной ущербе.

Азербайджан - потерпевшая сторона, действуя в рамках норм международного права, - освободила от агрессора свою территорию. Как субъект международного права Азербайджан правомочен выставить другому субъекту международного права условия компенсации за ущерб, причиненный в результате совершенного им международного правонарушения. Исторические аналоги компенсации за ущерб многочисленны и крайне суровы. В частности, США вскоре после капитуляции Японии настояли на включении в конституцию этой страны запрета на создание собственной армии, оставив за Страной восходящего солнца только право на самооборону. Немецкий федеральный банк выплачивал Франции, США и Великобритании платежи по денежным обязательствам, связанным еще с репарациями по итогам Первой мировой войны, вплоть до 2010 года.

- Вместе с тем упор в переговорном процессе по делимитации и демаркации границы с Арменией делается на политические составляющие. Насколько это реально?

- Президент Ильхам Алиев продемонстрировал сильную волю государственника, добившись освобождения Лачина большей частью  политическим путем. Поэтому сегодня у главы нашего государства есть основания выражать уверенность в том, что «мы сможем достичь всех наших целей политическими средствами, как мы уже продемонстрировали». Естественно, тактика политических мер в процессе делимитации границы с Арменией несет большие риски, прежде всего из-за хронически сложной внутриполитической обстановки в этой республике.

После восьмой встречи двусторонней комиссии по делимитации государственной азербайджано-армянской границы, прошедшей 23 апреля 2024 года, был запущен процесс определения координат на основе геодезических измерений. Для армянской оппозиции это стало триггером начать антиправительственные акции. Восемь лет назад в это же время толпа в прямом смысле носила Пашиняна на руках по улицам Иревана, а он приказывал останавливаться и под аплодисменты толпы разбивал дорожные камеры. Сегодня исторический бумеранг продемонстрировал в Армении свое главное свойство - возвращаться, в результате чего протестующие бьют уже не только камеры, но и полицию при поддержке части военных, выступающих против шагов Пашиняна по возвращению Азербайджану оккупированных сел. Естественно, что протесты в Армении не поднимают настроение президенту Франции, который стремится занять геополитическую нишу на Южном Кавказе, что даст ему серьезные преференции в борьбе с Германией за лидерство в ЕС. В то время как США и ЕС официально выразили полную поддержку начавшемуся процессу делимитации, Франция подчеркнуто многозначительно промолчала.

Показательно, что после того, как ядерная Великобритания официально вышла из ЕС, Макрон попытался обосновать лидирующее положение Пятой республики в Евросоюзе. Уже 7 февраля 2020 года, то есть ровно через неделю после выхода Великобритании, выступая перед выпускниками военных вузов, Макрон изложил ядерную стратегию Парижа и призвал страны ЕС сформулировать более скоординированную стратегию обороны  Европейского Союза, в которой ядерный арсенал Франции (а следовательно, и роль самого Макрона) будет играть основополагающую роль. С началом войны в Украине идея обмена тактическими ударами стала навязчиво муссироваться в международной военно-политической среде. Но в 2023 году фокус с тактического тихо смещается в сторону стратегического, и на этом фоне единственная ядерная держава Евросоюза рвется через Армению на Южный Кавказ далеко не в качестве мирного посредника.

Именно Макрон пытается создать военно-политическую ось Париж-­Афины-Иреван. С осени 2023 года, когда Армения и Франция подписали соглашение о поставках оружия и военной помощи, начались и безвозмездные поставки военной продукции режиму Пашиняна, включая бронетранспортеры Bastion, три радара GM200 и ракеты Mistral. В 2021 году Греция и Франция подписали соглашение о военно-техническом сотрудничестве на несколько миллиардов евро. Греция уже закупила 18 французских самолетов Rafale. 7 марта этого года официальный Иреван ратифицировал соглашение о военно-техническом сотрудничестве с Афинами. Соглашение предусматривает передачу технологий и техническую помощь в производстве оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, обмен информацией и опытом в сфере производства боеприпасов, создание совместных организаций по их производству и т.д. 

- Президент Ильхам Алиев заявил, что Азербайджан не будет сложа руки сидеть и ждать, пока Франция, Индия и Греция вооружают Армению против нас. Означает ли это то, что в определенный момент наша страна может нанести превентивный удар по Армении, когда милитаризация ее армии достигнет опасной черты?

- Более двадцати лет президентства Ильхама Алиева демонстрируют абсолютную защиту национальных интересов и последовательную стратегию прагматизма и конструктивности. Поэтому мы можем предположить, что будут политические, а возможно, и военно-политические решения этой проблемы. Все остальное - это прерогативы отечественных спецслужб, Совета безопасности АР и решений, принятых Президентом, Верховным Главнокомандующим Ильхамом Алиевым.

- Глава государства на днях принял участие в Сегменте высокого уровня «15-го Петерсбергского климатического диалога», прошедшем в столице Германии Берлине. Чем может быть полезно для Азербайджана развитие сотрудничества с Германией и делает ли это Баку просто «в пику» Парижу?

- Азербайджан проводит, как уже я отметила, прагматичную и конструктивную внешнюю политику, поэтому «пику» отвергаем сразу. Начнем с того, что Президент Ильхам Алиев был приглашен канцлером ФРГ Олафом Шольцем для участия в Сегменте высокого уровня «15-го Петерсбергского климатического диалога». В этом направлении открываются серьезные перспективы для экономической кооперации, так как канцлер Шольц особо подчеркнул заинтересованность немецких компаний в сотрудничестве в области водородной и возобновляемой энергии.

15 марта этого года Президент Ильхам Алиев встречался с представителями почти тридцати компаний, представлявших различные секторы экономики Германии, и уже были намечены внешнеэкономические перспективы в расширении Южного газового коридора, в сферах сбора и хранения СО2, сжиженного газа и др.

В контексте внешней политики показательна частота встреч первых лиц Азербайджана и ФРГ. Жесткие, перманентные и публичные ссоры Шольца и Макрона, обнажившие также все еще нерешенные старые противоречия двух ведущих европейских держав, стали внешнеполитической реальностью. На этом фоне укрепление отношений Берлина с Баку представляется значимым политическим сигналом поддержки нашей страны. За последние четырнадцать месяцев руководители двух государств встречались четыре раза, то есть почти раз в квартал, а, следовательно, двусторонняя внешнеполитическая повестка дня набирает стремительный темп развития. Своей решительной позицией Азербайджан, по сути, противостоит стратегическим планам Макрона стать на Южном Кавказе новым игроком с ядерным запалом. Баку не допустит реализации в нашем регионе французской традиции - трон не должен быть пустым (Le Roi est mort, vive le Roi! - Король умер. Да здравствует король!). Не случайно на пресс-конференции по итогам визита в Германию Президент Ильхам Алиев отметил, что обсуждались не только подготовка к СОР29, а в основном германо-азербайджанские двусторонние отношения и вопросы региональной безопасности.

 

Роман ТЕМНИКОВ

 

Бакинский рабочий.-2024.- 1 мая, №76.- С.1;5.