Посол вернулся, но осадок остался

 

На фоне сближения Азербайджана с Германией Париж будет стараться улучшить отношения с Баку

 

На днях в отечественных СМИ распространилась информация о том, что посол Франции Анн Буайон вернулась в Азербайджан и приступила к продолжению выполнения своей дипломатической деятельности.

Напомним, что 17 апреля французский дипломат была отозвана из Азербайджана для консультаций на фоне натянутых отношений между Баку и Парижем. По возвращении в Париж дипломат имела встречу с президентом Франции Эмманюэлем Макроном, который, по всей видимости, дал поручения по поводу дальнейших действий в отношениях с Баку. Как известно, французская сторона официально аргументировала свой шаг тем, что действия Баку якобы вредят двусторонним отношениям.

Таким образом, возвращение французского посла могло бы показаться со стороны подтверждением того, что действия Баку, выражаясь языком французской дипломатии, отныне больше не вредят двусторонним отношениям. Хотя на практике качественных изменений в двусторонних отношениях за истекшие полмесяца не происходило.

Очевидно, что причина действий Парижа кроется в другом. А именно - в стремительно меняющейся региональной динамике.

Своим мнением по поводу политики Франции в регионе Южного Кавказа, а также перспектив мирного процесса между Азербайджаном и Арменией в эксклюзивном интервью газете «Бакинский рабочий» поделился российский политолог, руководитель Центра стратегических исследований стран Южного Кавказа Евгений Михайлов.

- В свете последних достижений в армяно-азербайджанском переговорном процессе (недавнее освобождение четырех азербайджанских приграничных сел) появилось мнение, что Баку и Иреван близки как никогда ранее к подписанию мирного соглашения. В связи с этим высказывается возможность достичь соглашения между Азербайджаном и Арменией до COP29, по крайней мере по базовым принципам. Насколько это вероятно?

- Действительно, освобождение четырех азербайджанских сел является положительным моментом, ибо страны тем самым движутся к подписанию мирного договора. Однако разговоры о его скором подписании идут уже больше трех лет, но договор до сих пор так и не подписан.

Предварительное соглашение по базовым принципам и так было уже достигнуто в конце 2020 года. Но после был некоторый откат в армянской позиции и теперь снова стороны достигают однажды уже достигнутого. С этой точки зрения я допускаю, что в решающий момент Армения может отказаться от своих принципов. Сейчас там наблюдается очень высокая внутриполитическая турбулентность. Более того, там проходят антиправительственные митинги, оппозиционные националистические группировки кричат о реванше, о новой войне с Азербайджаном, о предательстве России.

В то же время, наряду с возвращением азербайджанской стороне четырех приграничных сел, нерешенным остается вопрос еще четырех азербайджанских сел, находящихся под армянской оккупацией. Также пока нет сдвигов по теме Зангезурского коридора.

Разумеется, это хорошо, когда между сторонами идет мирный диалог. В то же время я не удивлюсь, если накануне СОР29 либо сразу после Иреван вновь пойдет на вооруженные провокации и обстрелы на линии условной границы.

Следует понимать, что Армения сама по себе ничего не решает, ее лишь используют для дестабилизации обстановки на Южном Кавказе. И даже если Пашинян приведет свою страну к мирному соглашению с Азербайджаном, то не будем забывать, что Армения никогда не славилась выполнением взятых на себя обязательств. Так что человек, который после Пашиняна придет к власти, легко может пересмотреть подписанный мирный договор.

Отношение Иревана к выполнению обязательств хорошо видно на примере армяно-российского «союза». У Армении было много обязательств перед Россией и сейчас всем хорошо видно, с какой легкостью Иреван от них отказывается. Армению ведут к полному разрыву отношений с Москвой и в этом не должно быть никаких сомнений.  

- Отвечая на вопросы экспертов на международном форуме «СОР29 и Зеленое видение для Азербайджана», Президент Ильхам Алиев заявил, что Азербайджан не будет сложа руки сидеть и ждать, пока Франция, Индия и Греция вооружают Армению против нас. Означает ли это тот факт, что в определенный момент Баку может нанести превентивный удар по Армении, когда вооружение и оснащение ее армии достигнут опасной черты?

- В данном вашем вопросе фактически содержится ответ на первый вопрос. То есть подписание любых базовых мирных соглашений не является гарантией от военного конфликта с Арменией. Дело в том, что это абсолютно контролируемое третьей стороной государство. Таким образом, Армения будет вам улыбаться, но с другой стороны получать финансы для перевооружения и переобучения своей армии, получать новые виды вооружений и запускать на свою территорию силы третьих стран. При этом никто не даст гарантий, что, перевооружившись таким способом, Иреван однажды не примет решение о реванше. Такой гарантии никогда не будет, пока третьи силы не прекратят воздействовать на регион Южного Кавказа посредством Армении. Тут не нужно питать иллюзий.

Соответственно, я не исключаю того, что однажды Баку может принять решение о превентивном ударе в ответ на вооружение Армении. Возможно, эти моменты следует внести в будущий мирный договор в виде того, что Армения будет располагать небольшой, чисто номинальной армией. Ведь ей никто не угрожает. Азербайджан добился практически всех своих целей. Стало быть, если армянская сторона будет резко усиливать свои вооруженные силы после подписания мира, то сразу станет ясно, что это делается лишь с одной целью - добиться реванша в отношении азербайджанской стороны. И превентивный удар Баку в таком случае будет полностью оправдан.      

- Президент Ильхам Алиев привел в пример азербайджано-российские отношения как наглядную возможность выстраивания дружеских и взаимовыгодных отношений с Россией, не основанных на фобиях и стереотипах. Как вы думаете, это было своеобразное послание Западу не демонизировать Россию или что-то иное?

- Не секрет, что российско-азербайджанские отношения в настоящее время переживают расцвет. У нас сейчас действуют союзнические отношения, реализуются общие проекты, совместно принимаются решения по региональной безопасности и наличествуют прекрасные отношения между президентами двух стран. И тот факт, что Президент Ильхам Алиев привел в качестве примера российско-азербайджанские отношения, для Запада было не очень приятно. На этом фоне мы видим, что Запад пытается демонизировать не только Россию, но и Азербайджан. Довольно часто официальный Баку обвиняется на Западе в деспотии, преследовании различных меньшинств и т.д. Хотя Азербайджан всего лишь старается защищать национальные интересы. В частности, из страны были изгнаны недружественные общественные организации, действовавшие на дестабилизацию обстановки в Азербайджане, и все это, разумеется, не нравится Западу.

На этом фоне российско-азербайджанские отношения выглядят просто блестяще. Более того, Иревану необходимо брать пример с Баку. Как мне кажется, в своем ответе Президент Ильхам Алиев намекает и Армении в том плане, что если она и далее будет ухудшать отношения с Москвой, то исключительно все ранее занимаемые Иреваном выгодные позиции в российско-армянских отношениях займет Азербайджан. Тем более, что сейчас российско-азербайджанские отношения намного лучше и перспективнее, чем отношения России и Армении.

- Президент Ильхам Алиев на упомянутом форуме недвусмысленно заявил, что пока у Баку нет планов по вступлению в ЕАЭС, но они вполне могут появиться в будущем, если это окажется экономически выгодным. Значит ли это, что Азербайджан все-таки не отбрасывает, как ненужную, перспективу членства в ЕАЭС на фоне того, что наша страна устами Президента не видит себя в ЕС?

- Никто не затягивает Баку в ЕАЭС насильно. Если азербайджанская сторона посчитает этот вариант для себя выгодным (хотя вступление в ЕАЭС реально выгодно - Е.М.), то Азербайджан запросто может вступить в эту организацию. Принципиальная позиция Баку заключается в неприсоединении к военным блокам, но в присоединении к экономическим нет никаких помех. Именно от членства в ЕАЭС Армения получает наибольшую выгоду, и, возможно, именно поэтому Иреван пока воздерживается от полного разрыва отношений с Москвой. Будучи ключевой страной ЕАЭС, Россия всегда предлагает выгодные условия сотрудничества в рамках этой организации.

С этой точки зрения, если ЕС в целом проводит антиазербайджанскую политику и Азербайджан не видит свое будущее в рамках Евросоюза, то есть выбор - вступить в ЕАЭС. Тем более, что сейчас ЕС вошел в зону турбулентности, его всего трясет и вполне возможно, что он по итогу трансформируется в новый формат, пока непонятно какой. В то время как ЕАЭС стабилен, пока стабильна Россия. Тем более, что Москва всегда выполняла свои обязательства, в чем Баку мог не раз убедиться. Так что добро пожаловать Азербайджану в ЕАЭС в любой момент, когда он захочет там оказаться. Не думаю, что Россия и другие страны-члены будут против, кроме, разве что Армении. Но эта страна не обладает тем весом, чтобы помешать Азербайджану.   

- Президент Ильхам Алиев на днях совершил визит в Германию. Означает ли это, что Баку ввиду антиазербайджанской политики Франции будет развивать сотрудничество с Берлином, являющимся давним соперником Парижа за влияние в ЕС?

- Это знаменательный визит Президента Ильхама Алиева. Это четкий месседж ЕС и Германии прежде всего о том, что Азербайджан готов к диалогу с европейцами, но не готов поддаваться на провокации Макрона, Франции и армянской диаспоры в этой стране, оказывающей решающее влияние на мнение французских властей.

Безусловно, Берлин - это давний экономический соперник Парижа. Поэтому азербайджанской стороне сейчас лучше выстраивать отношения с Германией, тем более на фоне антиазербайджанской политики Франции. Но в то же время и разрывать отношения с Парижем не следует. 

- Означает ли возвращение французского посла то, что официальный Париж признает фактический провал своего демарша с ее отзывом?

- Факт того, что французский посол без громких заявлений вернулась в Азербайджан, может означать то, что Париж решил резко, но одновременно с этим тихо пересмотреть свои отношения с Баку. Это происходило как раз на фоне визита Президента Ильхама Алиева в Германию, диалога с немецким бизнесом. То есть французская сторона почувствовала, что рискует потерять большие экономические возможности в Азербайджане. Понятно, что Армения и армянская диаспора важны для Парижа, но Азербайджан тоже важен как развивающаяся экономика, как страна, обладающая запасами энергетических ресурсов. С этой точки зрения Баку намного привлекательнее Иревана. Теперь Франция будет пытаться наверстать упущенное в отношениях с Азербайджаном после всего того негатива, который в последние годы выплескивала на Баку. Разумеется, азербайджанская сторона не против нормальных отношений с Парижем, но осадок, как говорится, остался.

 

Роман ТЕМНИКОВ

 

Бакинский рабочий.-2024.- 2 мая, №77.- С.1;7.