Новая Каледония, до востребования

Канаки стремятся покончить с оккупационной политикой Франции

 

Франция под бездушным руководством президента Эмманюэля Макрона продолжает проводить свою уродливую колониальную политику, игнорируя призывы к гуманизму и межцивилизационному диалогу, которые являются единственным спасением в нашем быстроменяющемся и глобализирующемся мире.

 

Последние события в Новой Каледонии показывают, что Пятая республика, история которой богата кровавыми событиями, массовыми убийствами и геноцидом мирных и невинных людей, не только не извлекает уроков из своего темного прошлого и не предпринимает шагов по взятию ответственности на себя за многочисленные преступления на государственном уровне, но и, напротив, ищет еще более жестоких путей для поддержания своих оккупационных традиций. С этой целью Франция, пытаясь сформировать новые сферы влияния, продолжает подавлять народы, находящиеся в ее порабощении, присваивая их ресурсы и грубо нарушая не только фундаментальные права человека, закрепленные международным правом, но даже право на жизнь.

Канаки, чья численность сократилась до 40% от населения группы островов, называемых Новая Каледония, решили покончить с жесткой и антигуманной оккупационной политикой Франции, стремясь к свободе и независимости от метрополии и созданию нового национального государства под названием Канаки.

Как известно, правительство Франции на протяжении многих лет удерживает Новую Каледонию как свою колонию, а также нелегально заселяет на острова тысячи мигрантов с целью ассимиляции местных жителей - канаков.

Правительство Макрона приняло решение изменить избирательное законодательство этой страны вопреки воле Конгресса и народа Новой Каледонии. Франция стремится получить преимущество на референдуме о сохранении страны под своей оккупацией, предоставляя мигрантам право голоса. Цель совершенно ясна.

Несмотря на долгие призывы сторонников независимости Новой Каледонии прекратить незаконное расширение избирательной массы, правительство Макрона уже добилось принятия этого закона в обеих палатах французского парламента, игнорируя права коренных жителей острова.

Отношение канаков к преступной политике Франции однозначно. 2 марта 2023 года, во время визита в Баку для участия в Саммите Контактной группы Движения неприсоединения по борьбе с COVID-19, постоянный представитель Новой Каледонии по международным вопросам Микаэль Форрест в интервью местным СМИ заявил, что его народ десятилетиями борется за освобождение от французской колонизации: «Мы хотим, чтобы наше суверенное право было поддержано в соответствии с бандунгскими принципами в нашей борьбе за свободу против Франции. Считаем, что права нашего народа годами нарушались. Мы считаем важным донести до мирового сообщества проблемы, связанные с Францией и ее колониальной политикой, с платформы в Баку. Препятствия на пути к нашей территориальной целостности и суверенитету должны быть устранены. От имени нашего народа я довожу до всего мира страдания, которые Франция нам причинила».

К сожалению, мир по-прежнему не должным образом реагирует на лишения канаков, точнее, на преступления, совершаемые против коренного населения Новой Каледонии. Франция же готовится к отчаянному шагу, чтобы окончательно затянуть петлю на шее народа Новой Каледонии. Подавляя голоса мирных людей, добивающихся своих прав, с применением силы ввела армию на остров, что привело к десяткам жертв и сотням раненых.

Однако правительство Франции, несмотря на использование грязных методов, таких как ограничение доступа в Интернет, чтобы скрыть зверства армии в Новой Каледонии от мирового сообщества, не смогло добиться успеха. Представитель островного государства, который в настоящее время участвует в региональном мероприятии Специального комитета ООН по деколонизации, которое проводится раз в год, сообщил членам организации о резне, устроенной Францией в его стране, отметив, что среди убитых есть и молодежь.

События в Новой Каледонии - результат насилия и жестокости, а не демократии и уважения прав местного населения. Страна, которая пытается учить мир демократии и правам человека, ведет себя в XXI веке как средневековое государство-колонизатор. Вместо того чтобы цивилизованно признать и извиниться за преступления, совершенные предшественниками и нынешним правительством, Франция пытается обвинить в происходящем в Новой Каледонии «внешние силы», в частности Азербайджан, который разрушил коварные планы Франции на Южном Кавказе. Оправдание зверств, совершенных жандармами под руководством министра внутренних дел и заморских территорий Франции Жерара Дарманена, с обвинением Азербайджана в столкновениях, мягко говоря, недостойно. Французский министр забывает, что в отличие от Франции, где грубо нарушаются права человека, а протестующих жестоко избивают и убивают, широко распространены исламофобия, нападения на мусульман и антисемитизм, в Азербайджане полностью обеспечены фундаментальные права и свободы представителей всех национальностей. Азербайджан как независимое и суверенное государство остается верным демократическим ценностям, здесь люди разной этнической и религиозной принадлежности живут в дружбе, безопасности и мире. В отличие от Франции, Азербайджан не оккупирует территории других государств и не удерживает их население в подчинении. Ведь мы сами десятилетиями страдали от оккупационной политики Армении, поддерживаемой Францией и их союзниками. Попытки французских чиновников, особенно министра внутренних дел, оправдать свои кровавые преступления, манипулируя Азербайджаном, не соответствуют ни этическим, ни правовым нормам.

Разве это не позор для Пятой республики, когда подкрепления французской полиции прибыли в Новую Каледонию на фоне продолжающихся беспорядков? Люди всего лишь требуют независимости и освобождения от французской оккупации. А Пятая республика использует свою армию для подавления выступлений коренных жителей, восстающих против колонизаторов.

Новая Каледония, где каждый пятый местный житель живет за чертой бедности, занимает второе место в мире по добыче никеля, прибыль от которого оседает в карманах французских бизнесменов. Франция  эксплуатирует богатый минералами остров, расположенный в юго-западной части Тихого океана, примерно в 1500 км (930 милях) к востоку от Австралии, уже на протяжении 180 лет, которому предоставила статус заморской территории в 1946 году.

В Новой Каледонии уже давно существует движение за независимость. Протесты канаков возглавляет Координационный центр действий на местах, который утверждает, что сегодня в протестах участвуют 80 тыс. человек. Им противостоит пропагандистская группа, которая является меньшинством в парламенте Новой Каледонии, называемая Ралли. Прогосударственные группы включают собственно канаков, Социалистический национальный освободительный фронт и другие партии. Франция может оправдать свой контроль над Новой Каледонией тем, что, дескать, референдумы не поддерживают независимость, и она смогла достичь этой неопределенной позиции, манипулируя демографией, вследствие чего численность коренных канаков сократилась до 40%.

Помимо Новой Каледонии, другие французские заморские территории включают Французскую Полинезию, Уоллис, Футуну и Клиппертон в Тихоокеанском регионе, а также Майотту, Реюньон в Индийском океане. Франция все еще считает себя мировой державой, хотя и утратила большую часть своего влияния после Второй мировой

войны в результате деколонизации. По мнению экспертов, Пятая республика не хочет отказываться от своих претензий на Новую Каледонию, потому что она находится между Австралией и Фиджи, и Франция считает, что она играет роль в балансе сил между Китаем и Соединенными Штатами.

Новая Каледония - это небольшое островное государство с населением более 300 тыс. человек. Франция рассматривает ее как стратегическую важную территорию в геополитике региона. Независимо от своих амбиций и стремлений оставаться мировой державой, ей трудно сопротивляться требованиям свободы со стороны коренных жителей. Потому Париж не может надеяться удержать колонию, оставшуюся от старой системы европейского господства в Азии и Африке. Канаки должны заручиться поддержкой других сегментов населения в своем стремлении к независимости.

Франции нужно найти другие способы играть свою роль мировой державы. Подобно Британскому Содружеству, франкоязычные страны в Азии и Африке образуют солидную группу. Но Франция проявила себя довольно неумело в использовании своей мягкой силы, что видно по недавним неудачам в Западной Африке в таких странах, как Мали, где ее военное присутствие было встречено с неприятием. Это вынудило президента Франции Эмманюэля Макрона вывести из страны французские войска.

Страх среди французских лидеров в Париже заключается в том, что как только Новая Каледония станет свободной, будет трудно удержать ее в сфере французского влияния. Недавние беспорядки заставили метрополию объявить чрезвычайное положение на 12 дней и направить дополнительный контингент из 500 солдат в Нумеа, столицу Новой Каледонии, где в результате насилия, последовавшего за протестами, погибли три коренных жителя и один француз. Это может быть лишь временной мерой, потому что это не может быть долгосрочной политикой.

 

Абульфаз БАБАЗАДЕ

Бакинский рабочий - 2024.- 21 мая, №90.- С.9.