Трое в лодке, не считая Армении

Грузии, Азербайджану и Турции не выгодна дестабилизация ситуации в регионе

 

Недовольство Запада самостоятельными действиями Грузии дошло до того, что американцы прямо пригрозили ввести персональные санкции против руководства страны.

 

В ответ премьер-министр Ираклий Кобахидзе назвал несерьезными обсуждения возможного введения санкций со стороны США. Репутация Америки  серьезно пострадала, когда в 2023 году Вашингтон ввел санкции против четырех грузинских судей, обвиняемых в крупномасштабной коррупции, напомнил Кобахидзе.

 

И хотя пока никаких официальных объявлений о введении санкций нет, грузинские власти ведут себя предельно осторожно, стремясь избежать насилия в адрес митингующих. Тем не менее ситуация в соседней дружественной стране остается достаточно сложной. На фоне протестов из-за закона об «иноагентах» в партии власти стали говорить, что теневые силы работают над подрывом внутренней стабильности и суверенитета страны.

Прояснить ситуацию наш корреспондент попросил грузинского эксперта Вахтанга Мгеладзе.

- Почему Запад так негативно воспринял шаги грузинских властей по принятию закона об «иноагентах», обвиняя Тбилиси в прокремлевской политике?

- Дело в том, что правый разворот грузинской бюрократии привел к войне с европейской бюрократией и американскими неолибералами. Ряд политиков ЕС и США засыпали Тбилиси грозными посланиями, требуя вернуться на их орбиту. Как раз в то время, когда Европарламент принимал довольно жесткую резолюцию по Грузии, бывший премьер Ираклий Гарибашвили критиковал европейских неолибералов с трибуны международной конференции правых консерваторов в Будапеште. Сейчас вся грузинская «системная оппозиция» пугает приостановкой безвизового режима с ЕС. Евробюрократия может наказать кандидата в члены «за хулиганство». Для этого достаточно лишь согласия большинства членов Евросоюза. В первый раз этот механизм может быть задействован на срок до 9 месяцев. Если же «проказник» не исправится, то срок наказания может быть продлен. Европарламентарии критикуют идею принятия закона о запрете модной пропаганды ЛГБТ. Там расценили это не иначе, как покушение на «истинные европейские ценности». Евробюрократия также требует от Тбилиси послушания, а заодно освобождения экс-президента Михаила Саакашвили. В частности, Брюссель грозит введением санкций против основателя правящей партии Бидзины Иванишвили и приостановкой безвизового режима. В Европе и в Америке также крайне недовольны идеей принятия закона «О прозрачности иностранного влияния».

Но суть происходящего заключается в том, что слишком долгое время грузинские медийные и гражданские проекты, финансируемые Западом, имели в Грузии статус священных коров. С ними считались. К их мнению прислушивались. Никто не смел их шельмовать. И в ЕС и США к этому привыкли. Поэтому некоторые силы на Западе восприняли это как попытку грузинских властей соскочить с короткого поводка.

Да, официальный Тбилиси развязывает себе руки. В случае маргинализации инструментов иностранного влияния уже не потребуется ярлык на княжение, например, признание результатов выборов. С учетом слабости оппозиции правящая партия и без того могла бы победить на выборах осенью 2024 года. Вероятно, тут стоит иная задача - не просто победа, а конституционное большинство.

Что же касается обвинений в прокремлевской политике грузинских властей, то это всего лишь форма шельмования, на фоне истерики. С другой стороны, не могу не заметить того факта, что со своим разворотом Бидзина Иванишвили, возможно, чересчур поторопился. В какой-то степени он побежал впереди паровоза, что с позиции государственных интересов было нелогично. В июне пройдут выборы в Европарламент и ожидается, что позиции антигрузинского лобби заметно ослабнут. Титанические сдвиги ждут в этом году и Америку. Все это создает благоприятный фон для переговоров.

- Процессы, происходящие на протестных акциях против законопроекта «О прозрачности иностранного влияния» в центре Тбилиси, аналогичны тем, которые происходили в Украине в 2014 году, - это попытка устроить «революцию доноров», заявил генеральный секретарь правящей партии «Грузинская мечта», мэр Тбилиси Каха Каладзе. Так ли это на самом деле?

- На акциях протеста открыто выступали политики и даже министры иностранных дел некоторых европейских стран. Состоялся даже забег бродячих министров вместе с протестующей грузинской молодежью по ночным улицам столицы. Что это, если не открытое вмешательство во внутренние дела суверенного государства? Более того, подобная клоунада наглядно свидетельствует о реальном статусе официальных лиц этих стран в табели о рангах центров принятия решений.

- В силу усиливающейся критики грузинских властей со стороны Запада официальный Тбилиси старается упрочить отношения с ближайшими соседями в лице Азербайджана и Турции. Можно ли эти шаги называть признаками возможного поворота во внешней политике Грузии в случае введения санкций со стороны Запада?

- Вспоминается, как в ходе визита в Тбилиси Президент Азербайджана Ильхам Алиев в октябре 2022 года заявил о том, что в мире и в регионе создается новая реальность, в которой Тбилиси и Баку представлены на одном фронте. Стратегические интересы Грузии, Азербайджана и Турции совпадают, тут все прозрачно и однозначно, и, по существу, никакого разворота нет. Мы и так плывем в одной лодке. Это вполне естественно, так как, в отличие от внешних акторов, нам не выгодна дестабилизация ситуации в регионе. Все вместе мы участвуем в крупных энергетических и транспортных проектах. У нас общие интересы.

Что же касается санкций Запада, то в обозримом будущем санкций против самого государства введено не будет. Во-первых, это не выгодно в первую очередь самому Западу. К тому же т.н. коллективный Запад уже не является единым целым. Там есть разные, а зачастую даже диаметрально противоположные мнения. Кроме того, откровенно враждебная позиция в отношении самого Грузинского государства лишь оттолкнет Грузию от Запада. Часть населения и даже президент страны не поддерживают резкий разворот. Получается, что с введением санкций Запад предаст их. Тогда он потеряет в Грузии своих последних сторонников.

- Возможна ли в случае введения Западом санкций нормализация российско-грузинских отношений?

- Экономическое сотрудничество с Россией и без введения каких-либо санкций продолжается и впредь будет расширяться. Это выгодно обеим сторонам. Если кого-то это не устраивает, то это его проблемы. Мы должны руководствоваться исключительно своими национальными интересами. Грузия уже достаточно нанесла себе ущерба ради того, чтобы понравиться кому-то на Западе. Эти времена прошли. Как показала практика последних лет, никакие евроатлантические устремления вовсе не гарантируют ни экономического развития, ни безопасности. ЕС и НАТО уже далеко не в той форме, в какой они были, когда Грузия только вступала на путь евроатлантической интеграции. За последние годы мир сильно изменился. Постепенно к грузинской элите приходит понимание того, что гарантия безопасности и формула успеха Грузии заключаются в многовекторной внешней политике, а также в нейтральном, внеблоковом статусе. Поэтому мы не должны участвовать ни в каких вооруженных конфликтах и в торговых войнах.

- Чем, на ваш взгляд, закончатся митинги протеста в Грузии? Правительство «Грузинской мечты» уйдет в отставку или «мечтатели»  все же смогут сохранить власть в своих руках до парламентских выборов, назначенных на осень?

- Пока все события указывают на то, что правящая партия без труда удержит власть до выборов. Трудно потерять власть с такой оппозицией, которая очень далека от реальных забот граждан и занята исключительно обслуживанием иностранных интересов. Причем иностранные кукловоды в своих оценках действительности застряли где-то в прошлом десятилетии и упрямо продолжают удерживать там всех своих подручных. Причиной изменения ситуации может стать только лишь некий форс-мажор, а также внутриэлитный раскол, заговор во власти или же просто договорняк.

- Если в этом противостоянии победит Запад, то чем может грозить усиление его влияния в Грузии для нее самой и соседних с ней стран, то есть приведет ли это к усилению напряженности и новым конфликтам в регионе?

- Непосредственное появление у нас какого-то внешнего игрока чревато дестабилизацией. Крупные страны - Россию, Турцию и Иран категорически не устраивает присутствие в регионе третьих стран. Они вполне справедливо рассматривают это не иначе, как угрозу для себя и продвижения своих интересов. Ведь есть красные линии, переход за которые будет автоматически означать крах для страны. Речь идет о размещении на территории Грузии иностранных военных баз. Однако этого просто не позволят сделать ни Россия, ни Турция, ни Иран. Для них это прямая угроза, будь то американские или французские вооруженные силы. В современном мире уже не требуется casus belli (повод к войне. - Ред). За 3-7 дней все будет кончено.

То же самое касается и смены декораций. Москва и Анкара внимательно следят за процессами в Тбилиси. Всем понятно, что нынешний рукотворный кризис вполне может закончиться договорным транзитом власти. Поэтому не исключено, что речь пойдет о компромиссной фигуре и конфигурации. Приход откровенно прозападных сил станет casus belli. Ведь не трудно просчитать дальнейшие шаги. Ставки слишком велики. Тут уже не до церемоний.

К сожалению, в мире есть силы, которые путем дестабилизации хотят добиться создания пространства для маневра, а также каких-то вольготных условий в ущерб интересам третьих стран. Мы должны постараться решить все свои проблемы сами. Перспективно углубление многостороннего сотрудничества в региональном формате «3+3». В наших общих интересах не позволить внешним акторам подорвать ситуацию и нарушить баланс сил. Ведь это нанесет урон перспективным планам и проектам в сферах транспорта и энергетики, от которых зависят стабильность и благополучие наших стран.

 

Роман ТЕМНИКОВ

Бакинский рабочий - 2024.- 24 мая, №93.- С. 1, 5.