Мир важнее имперских амбиций

Франция хочет казаться важнее, чем она есть на самом деле

 

Французские официальные лица не прекращают жесткую критику в адрес Азербайджана, в частности, называя нашу страну диктатурой и обвиняя Баку в причастности к организации беспорядков в Новой Каледонии.

 

Более того, все громче раздаются призывы к бойкоту СОР29 в Баку. Недавно с этой идеей выступил председатель Регионального совета О-де-Франс, бывший министр и депутат Национального собрания Франции Ксавье Бертран. Так вот он вдруг заявил, что Азербайджан «пытается дестабилизировать» ситуацию в Новой Каледонии в отместку за поддержку Францией Армении. «То, что происходит в Новой Каледонии с участием Азербайджана, должно заставить нас сказать, что Франция не будет участвовать в этом COP29 в Баку», - прямо заявил Бертран, таким образом перечеркнув многолетнюю историю дружественных отношений между нашими странами.

Своим мнением относительно поведения Франции и перспектив франко-азербайджанских отношений в интервью поделился проректор Университета АДА Фариз Исмаилзаде.

 

- В последнее время как в Азербайджане, так и в Армении официальные лица разделяют оптимизм по скорому подписанию мирного договора, возможно, даже в рамках СОР29 в Баку, то есть в ноябре этого года. Насколько это вероятно?

- Действительно, сейчас оптимизма ощущается больше, чем в прошлом году. Дело в том, что карабахский конфликт уже окончательно разрешен, российские миротворцы покинули территорию Азербайджана, и самая главная преграда в деле достижения мира - сепаратистский режим - больше не существует. Этот вопрос был решен в результате точечных антитеррористических мероприятий ВС Азербайджана в сентябре прошлого года, когда менее чем за сутки жалкие остатки сепаратистов были вынуждены покинуть пределы нашей страны. Соответственно. имеются хорошие предпосылки для скорейшего подписания мирного договора.

Также наблюдается прогресс в вопросе делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы в Газахском районе, где Азербайджану уже возвращены четыре ранее оккупированных армянами села. По большому счету особо существенных преград для подписания мирного соглашения между Баку и Иреваном не осталось. 

- В то же время мы видим осложнение внутриполитической ситуации в Армении, вызванное непрекращающимися акциями протеста против власти Пашиняна. Может ли этот фактор замедлить или даже прервать переговорный процесс, так как по итогам протестов может смениться власть и у руля страны встанут реваншисты?

- Безусловно, невозможно не заметить серьезного осложнения внутриполитической ситуации в Армении. Там сейчас проходят демонстрации, направленные против правящего режима Пашиняна. При этом радикальные антитюркские силы вновь подняли голову, громче раздаются призывы к реваншу, в чем их активно поддерживает диаспора. В этих условиях Пашиняну и всей Армении необходимо сделать выбор насчет того, как жить дальше: во вражде с соседями и в режиме осажденной крепости или же сделать решительный шаг в сторону подписания мирного договора и наладить нормальные отношения с соседями. 

Ведь демонстрации отвлекают сейчас внимание официального Иревана от переговорного процесса. Более того, как мне кажется, это последний шанс радикальных сил в армянском обществе, которые и ранее пытались сместить Пашиняна, но неудачно. Да и сейчас, как показывают текущие акции протеста, оппозиция не смогла правильно организовать свои действия по борьбе с Пашиняном. Власти смогли по большей части парировать угрозу, исходящую от радикальных сил. Как следствие, в последние дни митинговые страсти стали стихать и постепенно сходить на нет. Если политическая оппозиция вкупе с церковью не смогут внести радикальные изменения в свою борьбу с властью, то они проиграют, и тогда мирный договор станет безальтернативной концепцией будущего для всей Армении.     

- А может ли сложиться так, что для выхода из ситуации и сохранения власти в своих руках Пашинян прервет переговорный процесс и вновь вернется к враждебной и реваншистской риторике? Как тогда будет развиваться ситуация вокруг мирного договора?

- Не думаю, что Пашинян сейчас пойдет на какой-то компромисс с радикалами. Армянский премьер умело провел пиар-кампанию, обвинив протестующую оппозицию в связях с коррумпированным Кочаряном и с внешними силами в лице России. Полагаю, что Пашинян четко понимает, что светлое будущее Армении находится в плоскости мирного сосуществования с соседними странами, особенно с Азербайджаном и Турцией. Соответственно, Пашинян заинтересован в том, чтобы поскорее заключить мирный договор, избавиться от изоляции, открыть границы, включить Армению в международные транспортно-логистические и торгово-­экономические проекты. В этом и заключается новое видение Армении: если официальный Иреван намерен сохранить государственность в рамках международно признанных границ, то армяне должны уметь жить с соседями в мире, сотрудничать, отказаться от мифических притязаний на территории соседей, от идеи «великой Армении» и в целом от всего того, что представляет собой болезнь в менталитете и сознании армянского народа. И Пашинян все это прекрасно понимает и потому ведет политику, направленную на достижение мира в регионе.       

- Франция тем временем продолжает вооружать Армению. Какую цель преследует Париж?

- Французские поставки связаны не только с Кавказом, но и с мировой политикой. Париж стремительно теряет свои позиции как в Африке, так и в Европе. Как мы видим, западные державы постепенно проигрывают войну в Украине. А последние события в Новой Каледонии продемонстрировали всему миру, что Франция, как колониальная страна, очень непривлекательна и очень агрессивна по отношению к своим колониям. Однако, теряя свои позиции в мире, влияние и территории, Париж в полной мере сохраняет прежние амбиции быть вовлеченным в мировые процессы, казаться важным геополитическим актором. Эти амбиции и толкают Францию на те шаги, которые она предпринимает на Южном Кавказе, а именно - вовлекаться в новые регионы, показывать себя важным игроком, медиатором. К сожалению, именно Армения и Азербайджан стали жертвой французских амбиций. Вся суть этих амбиций заключается в желании Франции продемонстрировать всему миру, что она важнее, чем есть на самом деле. Эти амбиции лично Макрона и официального Парижа как в Европе, так и на мировом уровне ведут к безответственным шагам, направленным на подрыв мира на Южном Кавказе. Поставки оружия Армении также ведут к эскалации обстановки в регионе, провоцируют гонку вооружений. Полагаю, что эти шаги французских властей будут негативно сказываться на международном имидже Франции. Париж должен, наконец, понять, что мир в регионе куда как важнее его имперских амбиций.   

- Как вы считаете, на фоне этого негатива каковы перспективы азербайджано-французских отношений?

- Пока Макрон остается у власти во Франции, никаких позитивных перспектив в азербайджано-французских отношениях ожидать не стоит. Напряженность в межгосударственных отношениях будет сохраняться. Дело в том, что Макрон идеологически заточен на ведение антиазербайджанской политики и поддержку Армении как христианской страны, младшей «сестрички» Франции.

Разумеется, такая политика может только негативно сказываться на двусторонних азербайджано-французских отношениях. Однако ничто на свете не вечно, и Макрон не вечно будет возглавлять Францию. Полагаю, когда к власти в этой стране придут новый президент и здравомыслящее правительство, то они поймут важность Азербайджана и сотрудничества с ним, мира в регионе Южного Кавказа.

 

Роман ТЕМНИКОВ

Бакинский рабочий - 2024.- 30 мая, №96.- С. 1, 8.