Сломанные крылья свободы

 

В открытом признании прошлого рождается истинная солидарность

 

В безмолвии дипломатических архивов, затаились и ждут своего часа  запыленные страницы истории, которые мир предпочел бы не вспоминать. Это не просто свидетельства событий, а раны, оставленные на судьбах целых народов и государств.

История Руанды, страны, пережившей боль и жестокость геноцида, и по сей день живет эхом укоров, обращенных к мировым державам, для которых высокие идеалы свободы и равенства остались лишь благородными лозунгами. Особенно острым становится этот вопрос для Франции, чья роль в этих страшных страницах истории многим видится как трагический парадокс, - страна, воплощающая ценности братства, оказалась на стороне тех, кто предавал братство забвению…

Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев во время приема верительных грамот новоназначенного Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Руанда в нашей стране Чарльза Кайонги обсудил широкий спектр вопросов, включая развитие двусторонних отношений, активизацию сотрудничества в торговле, инвестициях и гуманитарной сфере, укрепление культурных и научных связей.

Глава государства подчеркнул важность контактов между народами и перспективы, открывающиеся благодаря участию Руанды в Конференции сторон Рамочной конвенции об изменении климата (COP29), отметив, что Азербайджан уже активно работает в данной сфере, наращивая вклад в устойчивое будущее планеты.

В то же время на этой встрече ожила как дипломатия, так и символическая связь народов, перенесших исторические травмы. Азербайджан, который сам знает боль утрат, открывает двери сотрудничества для Руанды, подчеркивая, что правда, пусть даже долгожданная, должна быть услышана и она обязательно восторжествует. Эта встреча - напоминание миру о том, что верность принципам и памяти должна быть сильнее политических интересов, и что лишь в открытом признании прошлого рождается истинная солидарность.

Вдобавок эта встреча отражает солидарность Азербайджана со странами, пережившими ужасы колониализма и империализма, ставшими свидетелями катастрофических событий, как это произошло в Руанде. Франция, сохранившая мощный политический и экономический след в Африке, до сих пор обвиняется в том, что вела беспрецедентно аморальную политику, поддерживая экстремистские силы, ответственные за геноцид в Руанде в 1994 году.

На фоне мировой пренебрежительности даже к недавней истории, стоило бы вспомнить геноцид в Руанде.

События, приведшие к убийству сотен тысяч людей племени тутси, говорят не только о поражении французской дипломатии, но и о вине, разделяемой на высших уровнях государства.

Геноцид в Руанде, развернувшийся как чудовищное зрелище человеческого безумия и жестокости, оставил след, от которого Франция до сих пор не может отмыться. Когда кровь текла ручьями, когда жители земли в сердце Африки, вырастившие поколения, культуру, уклад жизни, стали свидетелями уничтожения собственного народа, Франция, одетая в дипломатические доспехи, наблюдала за всем со стороны, словно это была трагедия далекой цивилизации, не касающейся ее собственных решений.

Но реальность была иной. Франция, с конца 1980-х годов активно вовлеченная в события в Руанде, не только сотрудничала с действующим правительством, но и фактически выступила его покровителем в условиях, когда политика этого правительства уже носила отпечатки этнического геноцида. Преступные силы, подпитываемые идеологией национальной чистоты, глушили голоса справедливости. Франция же - страна свободы, равенства и братства - вооружала тех, кто вскоре направил оружие на целый народ, отравляя даже само представление о братстве и равенстве.

В 1990 году, когда Руандийский патриотический фронт (РПФ), включавший в себя тутси и умеренных хуту, вторгся в страну с целью прекратить насилие и создать общее правительство, французские солдаты уже стояли на стороне противников этой идеи. Мощное государство Европы стало, по сути, участником этнической розни, поддерживая политические амбиции одного правящего класса - того, который вскоре призвал к «окончательному решению» истребления тутси. Париж не только отправлял оружие и снаряжение, но и, несмотря на предупреждения мирового сообщества, занимался военной подготовкой руандийской армии, не обращая внимания на массовые убийства.

Когда в апреле 1994 года, после гибели президента Хабиариманы, разразилась катастрофа, каждый миг был на вес золота. Париж, конечно, действовал, но лишь для спасения своих граждан, оставив местное население, служившее Франции, на растерзание. Эвакуировав экспатов, Париж не удосужился протянуть руку спасения тем руандийцам, которые работали на ее предприятиях. Оставленные на погибель, они воплощали собой символ вероломства и национального эгоизма. Даже спустя несколько месяцев, когда уже миллионы тутси лежали в земле, отравленной ненавистью, Франция продолжала хранить гробовое молчание.

Когда же, наконец, Париж предпринял шаги и учредил гуманитарную зону, было уже поздно. Большая часть убийств произошла за первые два месяца геноцида, когда весь мир наблюдал за кровавыми событиями. И это было как жест лицемерия, поскольку через зону под прикрытием беженцев беспрепятственно прошли те самые организаторы резни. Действия Франции были скорее символическими и необдуманными, с отвращающим от действительности лицом, способным лишь добавить к мукам людей еще одну страницу обмана.

Так что же скажет Франция сегодня? Как объяснит она, что делала, когда миллионы людей сгорали в пламени ненависти? Франция должна задаться вопросом: почему, обладая властью и возможностью изменить ход событий, она предпочла сохранить иллюзию неприкосновенности и разума, когда гибель казалась неизбежной?

И сегодня, от имени всех тех, кто пал под ее молчаливым взором, можно задать вопрос Франции: как может страна, символизирующая собой свободу, мир и справедливость, отойти от этих идеалов в момент, когда они были наиболее необходимы? Где была Франция, когда нужно было спасти тех, кто так же стремился к свободе, которая, как оказалось, была лишь символом на бумаге?

Доклад, составленный комиссией историков, как ни странно, по поручению президента Франции Эмманюэля Макрона, вскрыл ужасающие факты: власти Франции проявили «слепоту» и игнорирование признаков готовящегося геноцида, поддерживая правительство Хабиариманы до самой трагедии. Французские официальные лица, поддерживая администрацию Руанды, вопреки всем «тревожным сигналам» снабжали ее вооружением, тренировали военных и даже оказывали политическую поддержку. Это разоблачение подчеркнуло «тяжелую и непреодолимую» ответственность Франции за массовое уничтожение людей, что ставит под сомнение ее моральное право претендовать на международное лидерство.

Азербайджан, как страна, прошедшая через собственные испытания, всячески поддерживает народы, пострадавшие от империализма, и осуждает действия стран, причастных к колониальным преступлениям и уничтожению мирных людей. Историческая справедливость требует, чтобы эти вопросы были озвучены и проанализированы на международной арене, а страны, поощрявшие насилие и геноцид, должны ответить перед мировым сообществом.

 

 

 

Абульфаз БАБАЗАДЕ

 

Бакинский рабочий.-2024.- 2 ноября (№205).- С.1;5.