Нью-«Антанта» по-индийски

 

Что скрывается под враждебностью Нью-Дели по отношению к Баку

 

Индия - одна из самых крупных держав на планете - в сознании азербайджанцев всегда ассоциировалась с максимальным дружелюбием, торгово-экономическим сотрудничеством, олицетворенным в знаменитом чайном бренде, текстильным разнообразии, а также немного сентиментальными, но прекрасными музыкальными фильмами и т.д.

Вклад Азербайджана в азербайджано-индийское сотрудничество немалый. Достаточно упомянуть тот факт, что родоначальником индийской нефтяной и газовой промышленности в 1956 году стал азербайджанец, руководивший группой советских специалистов - нефтяников, выдающийся ученый, крупный организатор нефтегазового производства Эюб Измайлович Тагиев.

Под его руководством были разработаны и начали эксплуатироваться месторождения Мадраса, Бомбея, Западной Бенгалии и Пенджаба, закономерным итогом чего явилось увеличение нефтегазовых запасов Индии до 29-33 млрд т в нефтяном эквиваленте, извлекаемых запасов - в 1,7 млрд т, в том числе по нефти - 0,7 млрд т и природному газу - 1 млрд т. В благодарность индийский народ воздвиг памятник азербайджанскому нефтянику еще при его жизни, установленный в центральном парке Калькутты на полутораметровом пьедестале с бюстом из черного мрамора, на котором золотыми буквами высечена надпись: «Отец индийской нефти».

В период возрождения и развития независимой государственности Азербайджана взаимоотношения между двумя странами носили более чем позитивный характер. В июне 1998 года было заключено Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве, которое привело к образованию индийско-азербайджанской межправительственной торговой комиссии.

В последующие годы взаимного сотрудничества были заключены соглашения об экономическом, научном и технологическом сотрудничестве; воздушном сообщении между Азербайджаном и Индией; правовой и судебной помощи по гражданским и коммерческим делам и др.  Ныне договорно-правовая база насчитывает свыше 20 документов.

Сегодня Азербайджан по праву считается крупнейшим экспортером сырой нефти в Индию. Нефтегазовая компания Индии Oil and Natural Gas Corporation участвует в разработке нефтегазового месторождения «Азери-Чыраг-Гюнешли» (2,31%).

В марте 2018 года в Баку прошел азербайджано-индийский бизнес-форум, в  ходе которого были подписаны меморандумы о взаимопонимании между Торгово-промышленной палатой Индии и Конфедерацией предпринимателей Азербайджана, в том числе между палатой и Азербайджанским фондом поощрения экспорта и инвестиций. Индия и Азербайджан подписали также соглашение об изучении перспектив в области возобновляемой энергетики, энергоэффективности и различных проектов в области нефти и газа. Между индийской компанией GAIL и Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR) подписан Меморандум о взаимопонимании. В Азербайджане действуют 230 компаний с индийским капиталом. Их инвестиции в экономику республики составили $1,2 млрд.

В феврале 2018 года в ходе проходящей в Дели выставки между Азербайджанской ассоциацией туризма и Ассоциацией туристических агентств Индии был подписан Меморандум о сотрудничестве, что способствовало значительному возрастанию потока туристов из Индии - до 175%.

Словом, ничто вроде не омрачало небосклон всего комплекса взаимоотношений между двумя государствами. В сфере политики первичная позиция Индии по отношению к армяно-азербайджанскому конфликту была вполне толерантной и отражала идею прекращения конфликта при посредничестве Минской группы ОБСЕ.

Метаморфоза в пользу Армении произошла после начала 44-дневной Отечественной войны, когда Индия стала оказывать Армении  информационную поддержку. Ведущая индийская телекомпания WION, взяв интервью у премьер-министра Никола Пашиняна и президента Армена Саркисяна, обошла вниманием нашего лидера Президента Ильхама Алиева. 

Хочется подчеркнуть, что вся индийская пресса к тому же освещала происходящие события в большей степени с позиции Армении.

Однако гром грянул в мае 2021 года, когда индийская сторона потребовала «немедленного отведения войск и прекращения провокаций», под которыми подразумевались события, происходившие в Зангезурском коридоре и связанные с игнорированием Арменией своих обязательств согласно статье 9 трехстороннего Заявления от 10 ноября 2020 года. Азербайджанская сторона была чрезвычайно удивлена индийской квалификацией действий Азербайджана как «вторжения». И МИД вполне логично сформулировал ответ своим индийским коллегам таким образом: «Очень странно, что Индия, которая последние 30 лет не призывала к выводу армянских сил с территории Азербайджана, сейчас говорит об отводе войск».

Тем самым заявление правительства Индии прозвучало по всему миру рефреном об однозначной поддержке Армении в противостоянии с Азербайджаном, что явно отождествляется с претензией на непосредственное участие в региональных процессах на Южном Кавказе. Армения высказала полное удовлетворение появлением еще одного помимо США и Франции патрона, перед которым можно лишний раз распластаться, дабы чужими руками начать загребать жар.

Индия в свою очередь стала оправдывать реноме «мессии» в глазах своих армянских подопечных. Ее патронаж распространился и на военную сферу. Так, генеральный директор Института оборонных исследований и анализа Индии Суджан Чиной заявил о тесном сотрудничестве Индии с Арменией. И в качестве примера привел закупку РА многоствольных ракетных установок Pinaka, радиолокационных комплексов Swathi, а также развитие стартапов в области военных технологий.

Индия уже экспортировала в Армению большое количество боеприпасов и снарядов, а также ракеты ПВО Akash собственной разработки. В результате в 2023-2024 финансовом году Армения, по оценке The Times of India, наравне с США и Францией стала крупнейшим импортером индийской оборонной продукции.

При этом Армения пользуется таким беспрецедентным пиететом у Индии, что ее фабрика по производству боеприпасов в Бадмале отправила свою первую продукцию за рубеж именно в Армению. В целом это была самая крупная экспортная партия индийского вооружения.

Индийская самоходная гаубица MArG 155/39, еще не прошедшая испытаний в самой Индии, уже поставляется Армении на основе соответствующих контрактов на сумму $155 млн к 2025 году. Кроме самоходных гаубиц, Индия также подписала контракт с Арменией на поставку ей реактивных систем залпового огня Pinaka и других боеприпасов на сумму $250 млн.

И, наконец, апофеозом общих с Арменией антиазербайджанских устремлений явилось блокирование Индией вступления Азербайджана, равно как и Турции, в состав БРИКС на саммите в Казани.

Какова же основная индийская мотивация складывающегося Entente cordiale, то есть сердечного согласия, с Арменией антиазербайджанской и частично антироссийской направленности?!

А ларчик этой нью-«Антанты» открывается просто. Во-первых, Индия уже и не скрывает своей жизненной заинтересованности в диверсификации логистических маршрутов Великого Шелкового пути в собственном геополитическом векторе. Удовлетворение в маршрутах, пролегающих через Азербайджан, сменилось ее переориентацией на транзит в армянском направлении. В конце октября 2021 года министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар, посетив Ереван (здесь и далее Иреван. - Ред.), настоятельно убеждал армянские власти жестко противиться попыткам Азербайджана и Турции запустить Зангезурский коридор, обещая, что Индия со своей стороны будет делать все от нее зависящее на международной арене, чтобы «гарантировать суверенитет Иревана над Зангезуром». Индия активно лоббирует глобальный транспортно-коммуникационный коридор по линии Индия-Иран-Армения-Грузия-Черное море в противовес аналогичному пекинскому проекту Китай-Пакистан-Иран-Азербайджан-Грузия-Черное море. Именно с целью снизить рентабельность китайского логистического пути с узловым центром в пакистанской Гвадаре, Нью-Дели практически выкупил у Ирана морской порт Чабахар и возводит вокруг него глобальный логистический хаб с инвестиционной программой в десятки миллиардов долларов. Это во-первых.

Во-вторых, создание прямой связи между тюркскими Азербайджаном и Турцией посредством открытия Зангезурского коридора и дальнейшей перспективы усиления многосторонних связей с мощными в промышленно-сырьевом отношении тюркскими государствами Центральной Азии, а далее и с Китаем создает диссонанс с интересами Индии и альянсирует ее с Ираном и Арменией.

В-третьих, усиление позиции Азербайджана в регионе препятствует стремлению Индии обойти Пакистан в ракурсе обретения статуса владельца ворот в Европу из региона Южной Азии. Тесный азербайджано-пакистанский симбиоз раздражает Индию не только своей гармоничностью в военно-политической сфере, но и взаимной поддержкой в области трансэнергетических проектов. В то время как Армения, будучи яростным генератором идей сепаратизма, воплощенного в 30-летнем существовании нагорно-карабахской самопровозглашенной сецессии, бичует кашмирский сепаратизм.

В-четвертых, к этой же категории будоражащих недобрыми мыслями умы индийского истеблишмента относятся укрепляющиеся отношения Азербайджана и с Китаем. В частности, принятие двумя странами Декларации о стратегическом партнерстве от 3 июля 2023 года в Астане и напутствие, которое председатель КНР Си Цзиньпин передал Пашиняну через президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева: «Не ставить условий Турции и Азербайджану и не раскачивать геополитический баланс, играя против Ирана и России». Позиция Китая явно лишает Армению шансов на превращение ее в логистический хаб и делает из Китая своего недруга.

В-пятых, Индия давно позиционирует себя в качестве верного вассала Запада. Единодушная поддержка ею Армении, как во время ее оккупации 20% азербайджанской территории, так и после деоккупации со стороны Азербайджана, инициирует и синхронность индийского с ним унисона.

К слову, именно индийский премьер Нарендра Моди прилагал все усилия к тому, чтобы 26-й саммит БРИКС, прошедший на днях в Казани, не стал платформой для окончательного формирования альтернативного США и их союзникам мирового центра. Он откровенно высказался о том, что БРИКС не должен позиционировать себя как альтернативу глобальным организациям, даже когда такие члены-основатели, как Россия и Китай, пытаются расширить группу, чтобы бросить вызов мировому порядку, возглавляемому Штатами.

Однако ставка на Армению в статусе вассала США и Франции вряд ли принесет Индии ощутимые дивиденды, поскольку она может лишиться выгодных для нее нефтегазовых отношений с Азербайджаном и ослабить свои позиции в транспортно-энергетическом проекте «Север-Юг», рискует деформировать отношения с Россией, против которой Запад и пытается реанимировать армяно-азербайджанский конфликт и подчинить Южно-Кавказский регион своим гегемонистским интересам, усугубить и без того напряженные отношения с Пакистаном, также обладающим ядерным потенциалом, сохранить напряженность в отношениях с Китаем.

Вопросов много, но правильный ответ может быть только один. Что произойдет дальше, покажет время. Как говорится, поживем - увидим.

 

Адем Исмаил БАКУВИ

 

Бакинский рабочий.-2024.- 5 ноября (№206).- С.1;6.