Наследие, неподвластное времени

 

Состоялся общественный показ художественно-документального фильма  Seyid Əzim Şirvani. Ustadi - əzəm

 

Состоялся общественный показ художественно-документального фильма, посвященного жизни и творчеству выдающегося азербайджанского поэта и просветителя Сеида Азима Ширвани (1835 - 1888 гг.). Очередной фильм из серии Yad et məni снят в рамках проекта ЗАО «Азербайджанское телевидение и радиовещание» творческой студией Sabah.

Исследователи нередко вступают в споры о дате гибели поэта, но в мире бессмертных не существует даты смерти. Их дух продолжает жить в вечности, неподвластной времени. Сеид Азим Ширвани живет сегодня и будет жить завтра, призывая свой народ объединиться под ярким светом просвещения. Он воспевает красоты родного края голосами наших ханенде, прославляя человека как величайшее творение, созданное Всевышним.

Создатели фильма уверены, что именно в этом заключается суть наследия великого поэта. Сеид Азим Ширвани предвидел свое бессмертие, когда писал эти строки: Seyyida, ölmərəm, aləmdə səsim var mənim. Фильм не только погружает зрителей в мир поэзии великого мастера, но и раскрывает его непреходящую связь с настоящим и будущим.

Мы беседуем с режиссером и сценаристом фильма Сираджем Мустафаевым.

- Интерпретация исторических событий в фильме Seyid Əzim Şirvani. Ustadi - əzəm представлена в максимально упрощенном формате, что делает процесс восприятия глубоких истин доступным каждому зрителю. Это ваш режиссерский почерк или стремление донести до мира правду о спорных и малоизвестных фактах?

- Честно признаться, наша основная цель заключалась в том, чтобы не только создать портрет личности, но и донести до широкой аудитории исторические факты, о которых до сих пор мало кто знает. Думаю, что именно режиссерский почерк помог мне в процессе съемок фильма. Однако насколько успешно мы справились с этой задачей, лучше всего оценит взыскательный зритель.

- Скажите, трудно ли было найти баланс между исторической точностью и художественным оформлением ленты?

- Завершив работу над поиском исторических фактов о выдающемся педагоге и просветителе XIX века, я стремился донести их до зрителя как через художественные образы, так и через закадровый текст. Честно говоря, моя роль сценариста фильма положительно сказалась на моей работе как режиссера, и я считаю, что благодаря этой возможности мне удалось достичь того баланса, о котором вы упомянули. Хотя художественная часть фильма является плодом моего воображения, все персонажи - реальные люди, жившие в эпоху, когда творил Сеид Азим Ширвани, и, что наиболее важно, факты о них передаются зрителям через закадровый текст.

- Творчество Сеида Азима Ширвани обогащает азербайджанскую литературу гуманистическими идеями и подчеркивает силу знания, способную трансформировать духовную сущность человека. Вы в свою очередь используете язык кино для передачи схожих посылов. Что побуждает вас акцентировать внимание на просветительской миссии в своих работах?

- На мой взгляд, развитие каждой нации, укрепление ее места в мировой цивилизации и, в конечном счете, утверждение сильной государственности возможно лишь через образование и просвещение.

Просветительский разум - вот верховное мерило ценностей в творчестве Ширвани. Он был уверен и всячески подчеркивал, что изменить духовную суть человека может лишь образование. Поэтому приобщение к гуманистическим ценностям для поэта значило больше, чем раса или вероисповедание, и это очень хорошо заметно в его стихах: «Не говорите мне: он гяур или мусульманин, Кто образован - тот человек». Неудивительно поэтому, что поэты-современники считали его своим учителем.

У нас во все времена были гении и интеллектуалы, которые жили этой идеей, посвятили свои жизни служению ей и даже погибли на этом пути. В фильмах о великих личностях я стараюсь ярче представить их просветительскую миссию. В фильме о Ширвани я акцентировал внимание не только на том, что он был одним из гениев нашей классической поэзии, но и на его неоценимом вкладе в развитие образования, создание школ и печати. Не случайно, когда говорят о Сеиде Азиме Ширвани, первое, что приходит на ум, - это великий классический поэт, продолживший традиции гения восточной мысли Физули, ведь именно он считается вторым величайшим создателем азербайджанских газелей. Однако в этом фильме я больше подчеркиваю его общественную деятельность и роль учителя. Сеид Азим здесь выступает не столько как поэт, сколько как Учитель (Ustadi Əzəm).

Также хочу отметить, что этот фильм - не первое мое посвящение поэту. Четыре года назад я снял короткометражный музыкально-художественный фильм в жанре вариации на газели Сеида Азима Ширвани под названием Yada saldıqda səni.

- В каждой ленте из серии художественно-документальных фильмов Yad et məni присутствуют беседы главного героя с современниками. На основе каких материалов вы формируете эти диалоги?

- Перед написанием сценария фильма собирается подробная информация о времени, в котором жил наш герой, и о людях той эпохи. Исходя из этого, определяется, кто из современников нашего героя будет представлен в фильме. Через язык этих образов мы воссоздаем политическую и социальную картину того времени, а также его проблемы и представляем это зрителю.

- Понятно, что работа над съемками фильма непосредственно связана с изучением исторических материалов. Были ли у вас неожиданные находки в процессе исследования?

- Хочу поделиться интересным фактом о фильме. При исследовании исторических материалов о Сеиде Азиме я наткнулся на удивительное событие: в 1886 году царское правительство наградило Сеидa Азима Ширвани медалью «За усердие» за его успехи в преподавательской деятельности. Однако, чтобы получить эту награду, поэт должен был поехать из Шамахы в Тифлис либо заказать медаль по почте. Из-за своего сложного финансового положения он долго не мог собрать 7 манатов 50 копеек на почтовые расходы, необходимые для получения медали. Но в конце концов спустя лишь год ему удалось собрать нужную сумму и получить награду. Этот факт стал важным драматургическим мотивом в написании сценария. Все остальное является плодом моего воображения.

- Где проходили съемки фильма и как вам удалось воссоздать атмосферу эпохи, в которой творил Сеид Азим Ширвани?

- Съемки фильма проходили в музейном комплексе «Гала», где атмосфера идеально передавала дух эпохи, в которой творил Сеид Азим Ширвани. Это место позволило создать нужное настроение и погрузить зрителя в тот период. Конечно, большую роль в воссоздании этой атмосферы сыграли наши кинохудожники, которые мастерски работали над деталями, чтобы передать аутентичность и особенности времени.

- Кому из выдающихся представителей азербайджанской интеллигенции будет посвящен ваш следующий фильм?

- В рамках проекта ЗАО «Азербайджанское телевидение и радиовещание» творческая студия Sabah продолжит съемку фильмов из серии Yad et məni, посвященной личностям, которые внесли неоценимый вклад в историю нашей страны. Хочу, чтобы наша следующая работа стала для вас сюрпризом.

 

Фарида АББАСОВА

 

Бакинский рабочий.-2024.- 6 ноября (№207).- С.8.