Диалог во имя мира

 

Баку бьет в набат общечеловеческой безопасности

 

Вряд ли кто-то ожидал, что Климатическая конференция СОР29 перерастет в полномасштабный диалог цивилизаций и даже в дидактическое наставление для тех, кто веками привык паразитировать на баснословной сверхприбыли от эксплуатации колоний.

В рамках глобального мероприятия создана Бакинская сеть потенциального развития, с инновационными механизмами совместной деятельности в области справедливого устройства мира, укрепления гуманитарной составляющей, с оказанием реальной помощи самым слабым странам, затронутым изменением климата, а также наиболее социально уязвимым слоям населения, включая женщин и детей. Главное, что ценный почин официального Баку поддержан наряду с Международной организацией по миграции при ООН Великобританией, Германией, Италией и целым рядом других состоятельных государств. Создание совместных инициативных групп вполне в стиле патронажа Президента Ильхама Алиева, чья действенная поддержка распространяется на нуждающиеся категории людей не только внутри страны, но и далеко за ее пределами.

Несмотря на проведение глобальной климатической конференции под эгидой ООН, высшее политическое руководство Страны огней сразу дало понять, что не позволит превращать вопросы, важные для выживания человечества, в очередное орудие в конфликтах сверхдержав и их союзников. На двух минувших саммитах коллективный Запад устами лидеров Елисейского дворца и Белого дома хоть и говорил о климатической тематике, но в то же время наращивал добычу и торговлю углеводородами, вытесняя Россию, как главного геополитического оппонента, с биржевых рынков. В ответ Кремль работает с изоляционистами, играя на раздробление, как говаривал классик политэкономии, «соединенных штатов Европы», а также с западными политиками вроде набирающей ход «Альтернативы для Германии», ставящими под сомнение проблему антропогенного вмешательства в глобальное потепление.

В то время, как два лагеря «бодаются» за лидерство, для большинства стран планеты, особенно представителей Глобального Юга, страдающего от климатических изменений сильнее всех, - это вопросы, по которым уже нет времени спорить и даже увязывать их с другими темами. Именно официальный Баку взялся за отстаивание не сиюминутных, а стратегических общечеловеческих интересов, что означает глобальное лидерство во взаимодействии с реальным мировым сообществом, а не надуманными лагерями при Вашингтоне и Пекине. В переводе это означает, что успешные ранее попытки «гегемонов» свести климатические проблемы к разряду «маргинального андерграунда» в столице Страны огней потерпели крах. А потому некоторые политики типа Эмманюэля Макрона просто не приехали, чтобы не попасть под «массовую раздачу» и не платить по счетам, а некоторые даже обиделись, когда глава государства назвал вещи своими именами.

Впрочем, таково состояние их души - когда, к примеру, премьер-министры Венгрии и Словакии призывают Евросоюз быть осмотрительнее и не бежать впереди «паровоза» войны в Украине, Европарламент не может придумать ничего лучше, чем предложить введение санкций в отношении «бунтарей». На те же грабли наступают европейцы и по отношению к официальному Баку, забывая, что у нас вообще нет никаких блоковых обязательств перед Брюсселем или Парижем, диктующим внешнеполитическую повестку Евросоюзу. И потом, Президент Ильхам Алиев на Саммите малых островных развивающихся государств в рамках СОР29 предложил «белым людям» меняться, соответствуя реалиям общечеловеческих ценностей.

«Я призываю все развитые страны, особенно с колониальным прошлым, оказать ощутимую финансовую и техническую поддержку малым островным государствам, чтобы они могли защитить себя от осложнений, связанных с климатическими изменениями», - заявил глава государства, имея в виду, что мы живем на общей планете, а не на лоскутках, произвольно поделенных по итогам Потсдамской конференции в июле 1945 года. И потом, после того исторического слета мир изменился, рухнул старый «железный занавес», появились Интернет, новые производительные силы, выстроены новые отношения в интегрированной глобальной экономике, гендерное равенство стало не гипотетическим, а вполне осязаемым и т.д. Но при этом ряд правительств «спрятало голову в песок» - обидно, что среди них есть Франция, по которой несколько раз протопали сапоги оккупантов, и Нидерланды, на себе познавшие, что такое быть в подчинении Испании, а затем и Великобритании.

Вот уж воистину, человек свободный желает свободы окружающим, а раб грезит множеством рабов вокруг себя.

Глава государства справедливо указал: «Повышение уровня моря, экстремальные погодные явления и утрата биоразнообразия создают серьезные угрозы для так называемых «заморских земель» Франции и Нидерландов, особенно в бассейне Карибского моря и в Тихом океане, а голоса их сообществ жестоко подавляются режимами метрополий. Хотя с 1946-1947 годов Французская Полинезия и Новая Каледония признаны ООН независимыми, они и в XXI веке страдают от колониального господства, и процесс их деколонизации все еще задерживается. Более того, в Полинезии с 1966 по 1996 год произведено Францией 193 ядерных испытания, что серьезно ухудшило окружающую среду радиационным загрязнением почвы, воды и экологии в целом, превысив допустимый уровень почти в 500 раз. Если добавить к этому 17 ядерных испытаний, проведенных Францией в Алжире в годы оккупации, мы увидим, какой ущерб она нанесла экосистеме планеты».

В данном случае у Елисейского дворца есть два варианта справедливости: либо отказаться от колониальной политики, либо подать в суд на официальный Баку по статьям «за оскорбление достоинства» и «нанесение урона политической репутации», но для него оба выхода недопустимы. А потому правительство Макрона, опасаясь последствий судебного разбирательства, в своем стиле «мутит воду», вовсю используя битую карту «этнической чистки карабахских армян», привлекая к грязной кампании «истинных галлов» по обе стороны Атлантики, которых становится все меньше благодаря ответственному отношению национального правительства к формированию глобальной повестки и растущему авторитету Страны огней.

В условиях развала миропорядка любое глобальное мероприятие либо обречено на статус «говорильни», либо невозможно в принципе, поскольку развалены даже важнейшие механизмы прозрачности, с отслеживанием тех же военных преступлений, да и ОБСЕ с Советом Европы утратили последние реальные функции. Кстати, Азербайджан неоднократно подвергался местечковой «обструкции» с их стороны, и проблема тут не только в обострившихся конфликтах между крупными мировыми игроками, а в той псевдоморальной истерии, которая под лозунгами о «правах человека» и «традиционных ценностях» скрывает банальную безответственность - нежелание говорить на одном языке и договариваться о совместной жизни на планете. Деление на своих и чужих было естественным для физического выживания человечества, как в период родоплеменных отношений, так и при разделе необъятных рынков после череды открытий мореплавателей.

Но те времена прошли, и Азербайджану перед лицом глобальной опасности удалось собрать в своей столице не просто представителей почти 200 государств планеты, но и влиятельных центров принятия решений. Причем интересантов немало со всех сторон - как тех, кто стремится к повышению статуса в многополярном мире, вроде Индии, Турции, Бразилии и Саудовской Аравии, так и тех, кто давно наметил себе «главного оппонента» (британский и российский премьер-министры).

При этом страны Глобального Юга, в том числе, Азербайджан, Китай и группа африканских государств добивались приоритетного внимания к вопросу финансирования мер по противодействию климатическим изменениям и преодолению их последствий, так как без серьезных денег вся климатическая повестка превращается в пыль демагогии. Представители коллективного Запада тоже были откровенны, и их несогласие тоже понять можно - под диктатом Вашингтона их деньги сейчас перенаправляются на стремительно нарастающие военные расходы. А потому, чтобы усилить зависимость технологически менее развитых участников диалога, они требовали придать приоритетное значение постепенному уходу от ископаемых видов топлива. Если перевести их потуги с дипломатического языка, они выступают против выхода на рынки российских нефти и газа (про катарский газопровод молчат, а про американский сжиженный товар говорят исключительно в восторженных тонах, хотя и не спешат покупать по причине дороговизны).

На первый взгляд ситуация с принятием международных мер в отношении проблемы климатических изменений выглядит крайне непросто, так как на всем пространстве того же Евросоюза усилены политические движения против засилья брюссельской бюрократии, а в США команда Трампа разработала ряд указов, включая повторный выход Вашингтона из Парижского климатического соглашения. Непростым был из-за нехватки денег для финансирования и график работы секретариата Рамочной конвенции ООН об изменении климата (в этом году не хватало примерно 57 млн евро из-за того, что некоторые страны не платят даже мизерные взносы). Однако Баку помог спасти лицо организации, доказав, что глобальному сообществу не удастся забросить климатическую повестку в дальний угол, как идеологическую причуду уходящей эпохи. Президент Ильхам Алиев собственным примером показал всему человечеству, что глобальное потепление - не тема некоей философской дискуссии, а конкретная головная боль землян, игнорировать которую становится все сложнее. Пример тому мы видели совсем недавно, когда даже Испания была вынуждена произвести крупнейшее развертывание войск и полиции в мирное время (несколько армейских бригад в полном составе) из-за наводнения, унесшего жизни более 200 человек в благополучной вроде Валенсии.

Вот он, наглядный пример платы за беспечность, но и это не все - по ту сторону океана регулярной становится массовая эвакуация жителей США при приближении ураганов невиданной силы, как было в октябре на примере циклонов «Милтон» и «Хелена». Несмотря на упредительные действия готовых к предотвращению трагедии властей, последний все равно унес жизни 250 человек, плюс столько же «пропавших без вести». Тогда же авторитетный американский журнал «Сайенс» рассказал аудитории о нарастании интенсивности лесных пожаров во всем мире более чем в полтора раза с 2001 года, но особенно в северных лесах Евразии и Северной Америки, в том числе на бескрайних просторах тайги.

Одним из факторов является ускоренное повышение температуры в высоких северных широтах, где она растет вдвое быстрее, чем в среднем по планете. Но пока крупные игроки спорят о том, кому платить больше и стоит ли платить вообще, массово страдают африканцы и представители иных небогатых регионов, которые и от пандемии пострадали основательно. Помнится, тот период пришелся на успешное, как потом оказалось, председательство Азербайджана в Движении неприсоединения, когда Президент Ильхам Алиев поднял вопрос «вакцинного национализма» до уровня Генассамблеи ООН, после чего коллективный Запад нехотя начал раскошеливаться в пользу равномерного распределения препаратов и медикаментов.

Сейчас сложилась схожая ситуация, когда Эмманюэль Макрон, наученный «горьким опытом» расставания с «непосильно» нажитыми на колониях деньгами, решил не ехать в Страну огней, где с него умело, мягко и дипломатично могли бы «снять стружку» в миллиард другой евро. А почему бы и нет, если половина награбленного благосостояния французов, внешний долг государства которых превысил 3 трлн, приходится на долю Африки, Океании и по ту сторону Атлантики?!

Время бежит незаметно, и до финальных аккордов СОР29 остается меньше недели, и уже 23 ноября станет окончательно ясно, сможет ли ООН и дальше рулить проектами глобального климатического финансирования и достижения обновленных целей по снижению выбросов углекислого газа. Закрепление хотя бы каких-то обязательств в отношении задачи, которую уже впору называть спасением даже не человеческой, а всей земной цивилизации, будет шагом от пропасти, на которой сейчас стоим мы и наши меньшие бессловесные братья, точно не виноватые в антропогенной неразберихе.

И любая такая договоренность стран мира в Баку станет шагом прочь от мировой войны, тень которой маячит на горизонте.

Однако для серьезного решения этой фундаментальной проблемы предстоит сделать гораздо больше - причем дело не столько в деньгах, а в самом отношении так называемых «гегемонов» к миру, в самом миропорядке, основанном на самолюбовании и нарциссизме немногих при «законах джунглей», где каждый сам за себя.

На примере климатических вопросов в очередной раз становится очевидной порочность нынешнего миропорядка, социально-экономической модели и ряда политических концепций, отстаиваемых коллективным Западом. Они просто не позволяют человечеству искать решение проблемы выживания, не говоря уже о региональном и межрегиональном развитии, хотя официальный Баку своими упорно реализуемыми инициативами подает пример налаживания механизма взаимовыгодного сотрудничества, создавая мост между самыми противоречивыми видами цивилизаций.

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2024.- 17 ноября (№215).- С.3.