Новая финансовая архитектура

 

Критически необходимо усилить поддержку бедных стран

 

Вопросы финансирования остаются основным препятствием на переговорах по борьбе с изменением климата. Поэтому участники 29-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН (COP29) об изменении климата сосредоточились на решении этой центральной проблемы и уже добиваются определенных результатов.

 Как и ожидалось, проблема слабого исполнения финансовых обязательств по климату находится в ключе обсуждений Бакинской конференции. Наиболее ярко нюансы конфликтной ситуации раскрыл генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш на саммите лидеров, посвященном изменению климата в малых островных развивающихся государствах (SIDS). На страны «Большой двадцатки» приходится 80% мировых выбросов, констатировал генсек ООН. «Вы имеете полное право злиться, и я злюсь, поскольку эта несправедливость угрожает будущему ваших островов из-за повышения уровня моря, жители страдают от стихийных бедствий, экономика серьезно страдает. Этой несправедливости необходимо положить конец, - призвал А.Гутерриш, подчеркнув, что мир должен поддержать эти страны, разработать национальные планы климатических действий. - Это в свою очередь может привести к девятипроцентному ежегодному сокращению глобальных выбросов к 2030 году». Малые островные государства, отметил генсек, заслуживают поддержки в преодолении кризиса, в появлении которого они не сыграли никакой роли: «Для этого необходима успешная договоренность по климатическому финансированию».

Учитывая тяжелые последствия изменения климата, малые островные государства призывают к срочному решению вопросов финансирования на COP29, чтобы использовать грантовые инструменты, а не кредиты для решения финансовых вопросов. Поскольку только так они могут выйти из климатического дефицита, в котором сейчас находятся.

В ходе саммита Президент  Ильхам Алиев призвал страны с колониальным прошлым помочь малым островным государствам. Сотрудничество Азербайджана, как страны, принимающей СОР29, с малыми островными развивающимися государствами, поднялось на более высокий уровень. Сегодня их голос должен быть услышан на глобальной арене, заявил глава государства. По словам азербайджанского лидера, Баку оказывает непоколебимую поддержку и поддержал целый ряд стран, пострадавших от стихийных бедствий, ураганов, землетрясений и наводнений: «Мы также оказали помощь в сфере продовольственной безопасности и защиты культурного наследия. Многие малые островные страны воспользовались нашими стипендиальными программами, их граждане получили образование в университетах Азербайджана».

Решение проблемы пострадавших от изменения климата небольших островных государств упирается в реформирование международной финансовой системы для обеспечения доступного финансирования, необходимого развивающимся странам. Говоря по сути, миру нужна реформа финансовой архитектуры. Поэтому в руководстве ООН предлагают исходить из новой цели по климатическому финансированию и использовать инновационные источники, такие как сборы с авиации, судоходства и добычи ископаемого топлива, а также стимулировать инвестиции в размере $500 млрд ежегодно.

На богатые страны приходится больше всего токсичных выбросов, приводящих к повышению температур и угрожающих климатическим бедствием всему миру, но страны «Большой двадцатки» не торопятся оказать необходимую финансовую поддержку бедным государствам, страдающим от последствий потепления. Потому неудивительно, что заявления о приверженности развитых государств цели всеобщего снижения вредных выбросов для достижения глобальной договоренности по ограничению потепления значением 1,5° C сверх доиндустриальных уровней остаются на словах. А ведь по прежней траектории принятия мер по борьбе с изменением климата, принятой в ходе Парижского соглашения по ограничению роста глобальной средней температуры и адаптации к неизбежным последствиям, развитые страны должны выполнить свое обещание и ежегодно выделять $100 млрд на поддержку мер по борьбе с изменением климата в развивающихся странах. Но выделяемых на глобальные климатические программы средств явно недостаточно.

На самом деле это крайне сложная задача, требующая глобального перехода на инновационные энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии. Ведь только в этом случае можно будет добиться устранения угрозы необратимых изменений в глобальной климатической системе. Например, Киотский протокол, вступивший в силу в 2005 году, по подсчетам экспертов, мог бы снизить глобальные выбросы только на 5,2%. Упомянутый документ налагал серьезные финансовые обязательства на развитые страны, и по этой причине богатые государства отказались его продлевать.

В результате через десять лет было подписано новое глобальное соглашение по климату - Парижское соглашение, пришедшее на смену Киотскому. Оно стало результатом 21-й климатической сессии ООН и в настоящее время считается главным соглашением в борьбе с изменением климата. Подписанты в количестве 195 стран договорились поддерживать увеличение средней температуры планеты на уровне ниже 2° C. Причем потепление решили удерживать с помощью дотаций развивающимся странам на развитие экологически чистых источников энергии и сокращение добычи полезных ископаемых, а также применения новейших технологий. Все развивающиеся страны публично предоставили свои национальные взносы, предназначенные для сокращения выбросов в ближайшие 20 лет. Кроме прочего, был подписан документ о поддержке развития возобновляемых источников энергии. Всемирные банки подписали договоренность о кредитовании низкоуглеродных энергетических проектов, в том числе проектов на развитие энергии солнца и ветра. И главное - с 2020 г. развитые страны, а также Китай и Сингапур обязались предоставлять $100 млрд в год для слаборазвитых стран, чтобы помочь им адаптироваться к изменению климата. Часть этих денег выплачивается Зеленым климатическим фондом, наполовину контролируемым развивающимися странами.

Но проблема этого соглашения заключается не только в недостаточности коллективной цели климатического финансирования. Вышло так, что даже принятую сумму развитые государства не выделяли в должной мере из-за различных нюансов и неточностей, представляющих собой подводные камни на пути к выполнению. Неточности, недоговоренности, двусмысленные формулировки давали возможность богатым странам уклониться от финансовых обязательств. Тем более, что развитые страны не несли за уклонения от помощи уязвимым государствам никакой юридической ответствен­ности, и это всячески замалчивалось.

Среди минусов соглашения, принятого в Пятой республике, эксперты отмечают еще и явный перекос в сторону интересов крупных компаний. В международной экспертной среде бытует мнение, что «зеленая» экономика ставит во главу угла торговлю углеродом. Все заработанные таким образом деньги вряд ли достанутся бедному населению, и поэтому здесь мы подходим к известному противостоянию глобализации в лице крупных ТНК и бедных развивающихся стран. Поэтому реформа финансовых подходов - ключевая и наиболее значимая часть текущих климатических обсуждений. На СОР29 стороны уже пришли к выводу, что $100 млрд в год недостаточно для финансирования глобальных климатических программ, поскольку такими темпами не получится добиться целевых темпов ограничения повышения температур до уровня 1,5° C.

На этом фоне звучат заявления о необходимости кратного повышения новой коллективной финансовой цели по климату. Например, старший советник президента США по международной климатической политике Джон Подеста призвал страны увеличить свои финансовые взносы на борьбу с изменением климата на прошедшем в среду пленарном заседании. Глава американской делегации заявил о критической необходимости в усилении финансовой поддержки, особенно для развивающихся стран, борющихся с серьезными последствиями изменения климата. По предварительным данным, новый проект соглашения по финансированию климатических программ с учетом поддержки развивающихся стран составит не менее $1,3 трлн и предполагает три вида предоставления финансовых ресурсов.

 

Тамила ХАЛИЛОВА

 

Бакинский рабочий.-2024.- 16 ноября (№214).- С.9.