«Зеленая» таксономия

 

Критерии экологичных проектов поддержат ответственное финансирование

 

В преддверии климатического саммита монетарные власти Азербайджана всерьез задумались о поддержке ответственного финансирования системным подходом к выпуску «зеленых» облигаций и внедрением таксономии «зеленых» проектов.

Очевидно, что «зеленое» финансирование станет центральной темой обсуждений в рамках предстоящей в Баку 29-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (CОР29) и мировые гиганты нефтегазовой отрасли надеются увидеть изменения. Например, по словам представителя национальной нефтяной компании Абу-Даби, ADNOC находится в ожидании позитивных перемен, связанных с инвестициями и другими финансовыми инструментами, направленными на реализацию экологически чистых, энергоэффективных и низкоуглеродных проектов.

Схожие ожидания от климатического саммита есть во всех странах мира, ведь COP29 - это возможность развить консенсус, достигнутый в ходе прошлой климатической конференции. А значит, от будущей встречи следует ожидать и более солидных дивидендов. Считается, что лучшим итоговым результатом предстоящих обсуждений станет возможность нарастить финансовые вложения в цели «зеленого» перехода, а миллиарды, предназначенные для «зеленой» траектории устойчивого развития, превратятся в триллионы.

Так что главная цель Азербайджана как принимающей страны - предложить новые инновационные финансовые подходы для выхода из надвигающейся климатической катастрофы. Объединив все стороны, Баку станет площадкой для принятия существенных, гибких и устойчивых мер, предполагающих адаптацию к уже существующим и неизбежным последствиям изменения климата. Среди них - повышение уровня моря, учащение экстремальных погодных явлений, засух и наводнений, а также воздействие на сельское хозяйство и продовольственную безопасность.

Стоит ли объяснять, что продуманное «зеленое» инвестирование устойчивых проектов способствует защите окружающей среды, распространению чистых технологий, снижению уровня загрязнения окружающей среды, оказывая содействие странам в эффективном использовании денежных ресурсов для достижения национальных целей относительно окружающей среды и климата.

Поэтому не удивительно, что создание системы «зеленого» финансирования превращается у нас в актуальный тренд, связанный как с необходимостью внедрения экологической повестки в бизнес-процессы, так и с появлением и активным развитием новых финансовых инструментов, помогающих в реализации ESG-стратегий отечественных компаний. Сейчас денежные власти республики продвигают законодательство о «зеленых» облигациях для стимулирования финансового сектора, а Центральный банк намерен в этой связи принять закон о «зеленых» облигациях уже к концу этого года, заявил председатель ЦБА Талех Казымов в ходе «круглого стола», прошедшего в рамках Недели действий по борьбе с изменением климата.

Новый инструмент, уточнил он, разрабатываемый в рамках стандартов и критериев «зеленого» инвестирования, позволит участникам реального сектора диверсифицировать свои каналы финансирования и расширить возможности в формирующемся, но быстро растущем сегменте современного финансового рынка. Говоря о роли банков в «зеленом» переходе, Т.Казымов подчеркнул добровольные обязательства финансового сектора: «Банки взяли на себя финансовые обязательства массово и добровольно, - поясняет он, апеллируя к балансу между вызовами и возможностями в финансовом секторе. - Поскольку несмотря на трудности и риски, развитие инвестирования в инициативы и проекты, связанные с минимизацией технологического вреда окружающей среде и внедрением инновационных разработок, предполагает еще и массу возможностей».

Скажем для справки, что «зеленые» облигации - это долговые ценные бумаги, предполагающие получение средств для реализации проектов, направленных на улучшение экологической ситуации или минимизацию наносимого природе вреда. Это могут быть проекты по обновлению транспортного парка с переходом на более экологичные его виды,  энергетически эффективное строительство, внедрение возобновляемых источников энергии и другие устойчивые инициативы, массово реализуемые в нашей стране. Поэтому в ЦБА подчеркивают важность соответствия местных финансовых стратегий мировым стандартам инвестирования, ориентированным в будущее национальной экономики и кредитно-финансовой сферы.

Кстати, на этой волне Центробанк готовится к реализации на местном кредитно-финансовом рынке целей перехода к «зеленой» финансовой таксономии для существенного вклада в достижение экологических целей. Пока под этим все еще не вошедшим в широкий обиход названием подразумевают утверждение классификации «зеленых» проектов, подлежащих финансированию через «зеленые» облигации и «зеленые» кредиты. Т.Казымов подчеркивает двойную направленность упомянутой инициативы на содействие экономическому росту и обеспечение финансовой стабильности. «Мы нацелены на поиск путей, способствующих экономическому росту и развитию не только в Азербайджане, но и во всем мире, поскольку осознаем свою ответственность по «зеленому» переходу, - отметил он. - На самом деле следует соблюдать осторожность в отношении климатических рисков, с которыми может столкнуться финансовый сектор, поэтому финансовая стабильность представляет для нас большую важность. Нам также необходимо поддержать финансовый сектор на COP29».

Говоря по факту, появление системы «зеленого» финансирования открывает новые горизонты перед отечественной банковской системой. И на это имеются веские основания. Глобальная экономическая трансформация запустила серьезные перемены на пути к устойчивому будущему, а значит, от соответствия этой повестке будет зависеть жизнеспособность местных финансовых рынков и бизнеса. Поэтому система «зеленых» облигаций и таксономия бизнес-проектов станут значимой частью более широкого спектра действий по достижению ответственного финансирования для интеграции устойчивых финансовых практик в системные инициативы «зеленого» перехода.

 

Тамила ХАЛИЛОВА

 

Бакинский рабочий.-2024.- 8 октября (№186).- С.6.