Сомнительная ценность договора с покойником

 

Запад стоит на пороге огромных потрясений, и непонятно - с кем иметь дело и о чем разговаривать

 

В предстоящую субботу, 26 октября в Грузии пройдут парламентские выборы. Принимая во внимание тот факт, что соседняя с нами страна является парламентской республикой, эти выборы приобретают особое значение в определении будущего Грузии, путей ее развития.

В целом, обстановка в стране на редкость спокойная и, пожалуй,  ничто не предвещает бури. Но, по словам председателя грузинского парламента Шалвы Папуашвили, имеется попытка создать информационное поле и убедить наблюдателей в том, что в Грузии что-то происходит в период выборов. «Это может являться целью внести истерию в общество, сбить его с толку, незаконно повлиять на выборы, воздействовать на формирование воли избирателей.

Что касается методов, после публикации промежуточного отчета ОБСЕ/БДИПЧ мы видим, что это стало большим разочарованием для оппозиции, и целенаправленно создается информационный шум, формируется такое информационное поле, которое должно создать у наблюдателей восприятие, что в Грузии происходит что-то особенное, например, использование административного ресурса или насилие», - сказал председатель парламента.

На этом фоне усиливается давление на официальный Тбилиси со стороны различных западных структур, в том числе правительств ряда европейских государств и США. В частности, накануне Великобритания решила заморозить ежегодный

Уордробский диалог высокого уровня между министрами. Также Лондон отменил запланированные переговоры высокого уровня между штабами обороны и приостановил новую программу кибербезопасности.

Свою оценку предвыборной ситуации в Грузии и поведению Запада в интервью корреспонденту газеты «Бакинский рабочий» дал грузинский политолог, эксперт Вахтанг Мгеладзе.

- Какова ваша оценка предвыборной ситуации в Грузии на сегодня - за неделю до выборов?

- Обстановка на редкость спокойная. Весь пар успели выпустить еще в первой половине года. Активно вовлечь население в процессы оказалось задачей, не реальной для всего политического спектра. Сказывается кризис доверия к политическому классу как к таковому. Народ оказался намного мудрее, чем некоторые наивно полагали. Сейчас в воздухе витает дух глобальных потрясений. Чисто интуитивно многие это ощущают и ждут, пока туман рассеется. Кроме того, важную стабилизирующую роль сыграл и бизнес. Ведь грузинская экономика может не выдержать политического кризиса, а тем более геополитических шоков. Позиция бизнеса сводится к необходимости сохранения статус-кво. То есть стране нельзя скатываться к конфронтации с Россией, но и нельзя допускать изоляции от Запада.

Пожалуй, весь интеллектуальный класс понимает безальтернативность и выгоды от нейтралитета и многовекторности. Но многовекторность на то и многовекторность, что их должно быть много или хотя бы больше одного. Прыжки в многовекторность - это не упражнение для одноногих. Для этого нужно хотя бы стоять на двух ногах.

Например, с Китаем так ничего и не ясно. Его активизация в Грузии привела к истерике на Западе. Но кроме пустого шума вся эта история не принесла ровным счетом ничего. Пока и в помине нет никаких серьезных инвестиций и каких-то крупных проектов.

Постепенно сошел на нет и эффект от бегства капитала из РФ. Приток валюты из России упал и продолжает снижаться, миграционные потоки остановились и развернулись вспять, платежеспособность российских туристов и эмигрантов тает на глазах, экспорт и реэкспорт сокращаются. Не оправдались надежды и на караваны эвакуируемого из офшоров добра. Слишком велика турбулентность, гарантий никаких.

- Некоторые страны Запада в преддверии парламентских выборов оказывают давление на Грузию. В частности, Великобритания приостанавливает диалог с Тбилиси на уровне министров и отменяет переговоры между штабами обороны двух стран. Какую цель этим преследует Лондон?

- Да, США, ЕС и Великобритания пытаются влиять на внутриполитические процессы. Но надо сказать, что это им плохо удается. Все это публичная риторика. По сути, такая открытая поддержка коллективного Запада - последний козырь системной оппозиции. Других карт на руках у них попросту нет. Ведь они у нас бесприданницы. Со стороны Запада ничего нового пока нет. Он сам стоит сейчас на пороге огромных потрясений. Поэтому вообще не понятно, с кем иметь дело и о чем разговаривать. Посудите сами: какова ценность договора с покойником или в чем смысл стройки в зоне затопления? Что касается конкретно Лондона, то Туманный Альбион просто публично проявляет свою солидарность с коллективной позицией Запада. Не отрывается, так сказать, от коллектива.

Диалог и военное сотрудничество - звучит, конечно, красиво. В реальности же все это не больше, чем громкие слова. Рассеять туман помогут кадровые решения. В частности, Форин-офис недавно обновил главу дипмиссии. Если раньше британским послом был специалист по Европе и евроинтеграции, то теперь уже специалист по России и Китаю. Совпадение? Не думаю.

- Как, по-вашему, пройдут сами выборы - будут ли попытки их раскачать со стороны радикальной оппозиции при поддержке Запада?

- Пока все указывает на то, что выборы будут одними из наиболее тихих за последние годы. У Запада реально нет ресурса серьезно раскачать лодку, а тем более потом еще удержать ее на плаву. Бизнес не получил гарантий того, что ущерб от последствий политического кризиса будет компенсирован. Поэтому он давит как на власть, так и на оппозицию. Тут не забалуешь. Политики рискуют получить не по рейтингу, а по морде. Сама конфигурация системной оппозиции заметно изменилась. Лишний пар выпустили еще весной. Прыти поубавилось. Еще больше ослабла прежняя правящая партия - «Национальное движение». На этих выборах детище Михаила Саакашвили может не выйти даже на второе место и тем самым лишиться статуса крупнейшей оппозиционной партии.

- Каков ваш прогноз по итогам выборов: кто победит?

- Безусловно, первое место займет правящая партия - «Грузинская мечта». Это подтверждают данные всех опросов, и с таким прогнозом согласна вся системная оппозиция. Другое дело, сколько они наберут. Сейчас власти рапортуют о рейтинге в 60%. Оппозиция рисует им от 30% до 36%. При этом нейтральные замеры говорят о поддержке в районе 35%-45%. В общем, до заветного конституционного большинства далеко. Хотя, может быть, как раз эта задача уже и не стоит. Ведь процессы должны проходить синхронно. Если большинство нужно было для нейтрального статуса, от чего правящая партия уже публично открестилась, то не хватает второго вектора. Иначе какой смысл?

Зачем прыгать в пустоту?

Второе место по ряду опросов пророчат новому политическому проекту. Он возник буквально за несколько месяцев и уже успел наделать много шума. Именно его должны благодарить националы за поредевшие ряды электората и отток протестной молодежи. Это разношерстная лодка под знаменами Ники Гварамия, Ники Мелия, Елены Хоштария и Зураба Джапаридзе. По всей видимости, националы, а точнее то, что от них осталось, могут рассчитывать только лишь на третье место. Еще два фаворита нынешней гонки - это партия экс-премьера Георгия Гахария, а также движение экс-банкиров Мамуки Хазарадзе, Бадри Джапаридзе и примкнувшей ним политкампании.

- Следует ли в случае очередной победы «Грузинской мечты» ждать попыток «цветной революции» в стране?

- Если по итогам выборов у «Грузинской мечты» окажется меньше 50% голосов, то ни о каких протестах, а тем более о революциях речи точно не будет. Оппозицию просто засмеют. Какой-то шум может подняться только при результате в 50%-60% и тем более в 60%-70%. Конечно, динамика глобальных процессов велика и все еще может быть, но пока никакой активности со стороны правящей партии не видно. Пока все свидетельствует о том, что они получат свои гарантированные голоса, а также пропорционально результатам поделят наследство аутсайдеров гонки, не прошедших 5-процентный барьер. Таким образом вместо внешней многовекторности будет установлен своеобразный режим внутренней многовекторности. Ответственность перераспределится сразу между несколькими центрами силы. Назвать это чьей-то победой или поражением трудно. Скорее власть на время станет чем-то вроде этакого чемодана без ручки.

Тут опять же важно влияние бизнеса на политику. Сами политструктуры далеко не однородны и являются сосредоточением массы подковерных процессов. Впрочем, сама коалиционная конфигурация обычно всегда сопровождается перетоком кадров, установлением временных альянсов и теневыми договоренностями. Это такой период межвластия, временная конструкция. Она может простоять полгода, а может, год.

Нынешние выборы с учетом динамики глобальных процессов проходят очень не вовремя. Поэтому наименее рискованным для страны стал своеобразный переход хода - до момента, пока туман рассеется. Только тогда станет понятно направление дальнейшего движения. В этом нет ничего удивительного. Грузия напрямую зависит именно от глобальных процессов. Ведь это исходит от самой экономической функции страны как международного транспортного и логистического хаба.

 

Роман ТЕМНИКОВ

 

Бакинский рабочий.-2024.- 22 октября (№196).- С.1;7.