Безоговорочная поддержка

 

Мировое сообщество к пятой неделе  Отечественной войны выступило в защиту Баку

 

К 24 октября 2020 года стала ясна позиция всех членов Совбеза ООН, причем непостоянные члены (Индонезия, Тунис, Нигер, Доминиканская Республика, Вьетнам, ЮАР) открыто поддержали справедливую позицию официального Баку относительно безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных территорий.

Постоянные члены главного арбитра глобальной безопасности хоть и молча, но тоже поддерживали историческую справедливость и примат международного права, не давая хода индифферентным поначалу инициативам официального Парижа, стойко продвигавшего глупые идеи правительства Никола Пашиняна. Впрочем, и французская пресса, поняв причины рекордного продвижения Азербайджанской армии, ежечасно освобождающей оккупированные территории, перестала быть чересчур агрессивной. Этому способствовал и выдержанный лекторский манер интервью Президента

Ильхама Алиева, ставший привычным для всех людей мира, ожидавших в те дни очередной порции холодного душа на горячие головы слишком уж ретивых «заступников христианства».

Так, в беседе с неосведомленным о региональных реалиях корреспондентом парижской газеты «Фигаро» глава государства сделал небольшой экскурс в «прелюдию» событий, после чего даже самым ангажированным политиканам стало понятно, что Отечественная война началась не 27 сентября, а гораздо раньше, в качестве законного ответа на ряд вооруженных провокаций агрессора.

Взять хотя бы июльские события на товузском направлении армяно-­азербайджанской государственной границы почти за 200 км от линии соприкосновения войск - преследуя цель «новой войны за новые территории», в соответствии с тезисом экс-министра обороны Армении Давида Тонояна, хвастливо озвученным в Вашингтоне перед армянской диаспорой. То нападение было продиктовано многими намерениями - если и не оккупировать участок, через который проходят нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и часть маршрута в рамках проекта «Южный газовый коридор», то хотя бы поставить под сомнение возможности официального Баку быть гарантом энергетической безопасности в конечном счете для европейских потребителей. То было также предупреждением для корпорации bp и прочих акционеров - мол, вряд ли стоит вкладываться в рискованные операции, причем за ними стояли не столько Иреван, сколько более серьезные силы, по задумке которых шантаж мог перерасти в захват контроля над стратегической энергетической инфраструктурой.

И хотя агрессору был дан серьезный ответ, уже в августе правительство Пашиняна заслало диверсионную группу в направлении Геранбойского района, намеревавшуюся совершить террористические акты против нашей страны, однако что-то не срослось в ее планах, и в результате решительных мер, предпринятых подразделениями Вооруженных сил АР, провокация была предотвращена на корню. Противник, неся потери, был вынужден отступить, а командир вражеской группы, старший лейтенант Гурген Алавердян взят в плен. Позже он признался, что по заданию Генштаба хотел атаковать позиции Национальной армии Азербайджана с целью нанесения ущерба ее личному составу и военной инфраструктуре. Вообще-то все логично, ведь правительство Никола Пашиняна, заявлявшего, что «Карабах - это Армения, и точка», стремилось не только «заморозить на веки вечные» оккупацию пятой части на уровне ООН признанной территории Азербайджана, но и по возможности расширить захват наших земель.

На момент интервью главы государства корреспонденту «Фигаро» уже не было попыток узнать у победоносного Верховного Главнокомандующего, на какие уступки противнику может пойти официальный Баку, поскольку Президент Ильхам Алиев не мыслит категориями вечной вражды, думая наперед и инициируя проекты континентального и даже евразийского масштабов. И, говоря о миссии энергетического хаба, он пространно рассказал европейской аудитории, что намерения официального Баку не ограничиваются нефтью, газом и даже альтернативными видами источников энергии, поскольку после успешного окончания военной операции есть возможность переключиться на фибероптические линии Интернета для того, чтобы играть центральную, связующую роль между Европой и Центральной Азией во всех отраслях транспорта.

«Предусмотрительно вложенные нами в инфраструктуру транспортной сети инвестиции способствуют созданию крайне широкого формата международного сотрудничества в этой сфере, хотя все начиналось с энергетической инфраструктуры, трансформированной в важный источник энергетической безопасности ряда стран континента. Однако мы вкладываем серьезные средства и в сектор информационных технологий, что позволило уже сейчас достичь промежуточного результата - 80% нашего населения, включая отдаленные села, являются пользователями Интернета. Конечно, Азербайджан традиционно является очень важной региональной стороной с географической и инфраструктурной точек зрения, но у нас есть очень продвинутые, в том числе частные компании, которые намерены связать континенты качественной связью даже в отдаленной перспективе», - с оптимизмом заявил Президент Ильхам Алиев, давая понять, что военная часть операции по освобождению оккупированных земель - вопрос решенный, а согласие руководства страны-агрессора на вывод войск из всех семи районов - вопрос времени.

Так оно и случилось - подпиши Пашинян документ о прекращении огня, допустим, 24 октября 2020 года, условия были бы более щадящие с вытекающими последствиями для всей армянской общественности.

Впрочем, к этому времени сигналов для неудачливого горе-политика было предостаточно - за все пять недель прилюдной порки зарвавшегося агрессора лишь нарастала интенсивность общественной поддержки, выраженной в письмах, адресованных как лично главе государства, так и Первому вице-президенту Азербайджана Мехрибан ханым Алиевой. В этом ключе показательны не только тексты, подписанные жителями нашей страны и видными представителями зарубежной диаспоры, но и, например, европейской творческой интеллигенцией. Так, кинематографисты из Великобритании, Италии, Португалии и других стран, в 2011-2012 гг. успешно разработавшие и реализовавшие международный проект под названием «Баку, я люблю тебя», в своем обращении выразили моральную поддержку и политическому руководству, и всему народу Страны огней, озвучив пожелание вечности территориальной целостности и благополучия азербайджанского народа. Итоговый призыв «Мы с вами!» прозвучал в документе рефреном в унисон общественной поддержке всех людей доброй воли, в итоге собрав сотни тысяч подписей на всех обжитых континентах планеты.

А личный взгляд Президента  Ильхама Алиева на происходящие события стал эталоном видения примата международного права, о чем свидетельствуют его образцовые интервью французской газете «Фигаро», американскому телеканалу Fox News, итальянскому телеканалу  Rai-1 и другим влиятельным мировым СМИ. Немало места в них уделялось многолетним переговорам с Арменией и доброй воле официального Баку, последовательно предлагавшего самый широкий статус автономии бывшей «НКАО». Однако Иреван, независимо от глав государства и правительства и модели управления, отвергал все известные модели мирного урегулирования территориальных споров и прочих проблем сепаратизма, включая опыт каталонцев, басков, ирландцев, коренных жителей Аландских островов или Южного Тироля. Глава государства доступно и наглядно  разъяснил собеседникам, что армяне не согласны на компромиссы потому, что настроены на создание второго моноэтнического государства в регионе, а затем и аншлюс, что недопустимо по целому ряду положений международного права.

Вспомним, как в этой связи «не лезущий за словом в карман» мудрый Президент справедливо предложил членам Совбеза, поддерживающим армянские «доводы», создать для карабахских армян на своей земле автономию в Марселе или, например, в Калифорнии, назвав ее Карабахом, а он с удовольствием поддержит «ценную идею». Не знаю, понравилась или нет остроумная инициатива американцам и французам, но после этого разговоры о «необходимости сохранения статус-кво» сошли на нет, сменившись «пожеланиями само­определения древнейшего народа».

Как показал ход событий, глава государства, ко всему прочему, проявил себя на редкость последовательным и педантичным в защите национальных интересов, причем не только в посылах международной общественности, но и в личных политических предпочтениях - уже четыре года назад эксперты всех уровней особо подчеркивали его видение фундаментальных перспектив не только Карабахского, но и Восточно-Зангезурского регионов после завершения военной фазы конфликта, хотя боевые действия шли пока на ограниченном географическом пространстве. По твердому убеждению Президента Ильхама Алиева, вся освобожденная территория заслуживает быть процветающим образцовым пространством, где в перспективе в достойном мире будут жить и карабахские армяне, и изгнанные ими курды, русские, греки и, конечно же автохтонное население азербайджанских тюрков, незаслуженно подвергшихся этнической чистке и получивших статус вынужденных переселенцев. А ведь при взаимной политической доброй воле сторон это вполне достижимая цель, но для ее реализации должны быть устранены все последствия войны, включая тщетные иллюзии о реваншизме, культивируемые нацистами в незрелом общественном сознании армянской молодежи.

Впрочем, в «горячие» дни  Отечественной войны гуманизм и добрая воля национального правительства и народа проявлялись в каждом шаге. Например, после взятия стратегических высот Армия не входила в населенные пункты бывшей «НКАО», бомбя колонны с вооружением, но в то же время пропуская гуманитарные грузы, наши военные, рискуя на минных полях, искали тела убитых армян на условной нейтральной полосе, чтобы передать их родным и близким (в дни войны были найдены и переданы соседней стране более 1,5 тыс. тел). Более того, были возвращены целыми и невредимыми домой сотни плененных в период боевых действий армянских военнослужащих, армянам было разрешено использовать часть стратегической дороги, соединяющей север и юг Армении, которая проходит по азербайджанской территории. Кстати, после окончания боевых действий, несмотря на многочисленные провокации, Баку разрешил использовать нашу суверенную территорию для поставок российского газа в Армению, когда на газопроводе внезапно возникали аварийные ситуации.

Можно с полной уверенностью утверждать, что никогда и нигде победившая агрессора страна не делала столько для поверженного противника. Кстати, утром 24 октября армянский офицер, сдавшийся в плен солдатам Национальной армии, прямо из бункера обратился к своему народу в социальных сетях с неожиданным признанием о гуманизме азербайджанских воинов, не только не убивших, но и накормивших его своим сухим пайком и угостивших сигаретами, после чего призвал родителей не отпускать своих детей воевать в Карабах за чужие интересы.

Тем временем, по данным Минобороны АР, 24 октября продолжались интенсивные боевые действия на агдеринском, ходжавендском, физулинском, гадрутском и губадлинском направлениях фронта - доблестные боевые подразделения Национальной армии наносили сокрушительные удары по позициям врага, который бежал с поля боя, так и не сумев оказать сопротивление. Были уничтожены вражеские склады оружия, боеприпасов и горюче-смазочных материалов. Взяты под контроль основные коммуникации, разрушено несколько опорных пунктов противника и освобождены стратегические высоты. Представленные в интернете видеокадры уничтоженной ночью многочисленной вражеской боевой техники тут же стали  объектом пристального исследования. Подразделениями ПВО также был сбит на губадлинском направлении боевой самолет ВВС Армении и посажены на землю специальными техническими средствами несколько беспилотных летательных аппаратов, пытавшихся подняться в воздух, а это значит, что тотальное господство в воздушном пространстве помогало продвижению армейских соединений без шансов для врага. 

Все это впечатляло международную общественность, особенно те страны, которые десятилетиями желают обрести полный суверенитет, но в силу определенных причин, в отличие от Цезаря, не могут перейти через свой Рубикон. Но еще больше в те дни проявился беспримерный дипломатический и ораторский, лекторский и политический талант Президента Ильхама Алиева, в том числе и во время интервью газете «Фигаро» 24 октября 2020 года, крайне огорчивший многочисленных недругов, понявших вдруг, что на постсоветском пространстве к их неудовольствию зажглась звезда Страны огней, и с этим феноменом никто ничего не поделает.

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2024.- 24 октября (№198).- С.1;3.