Фактор усталости налицо

 

Правящая партия победила, но потеряла былую поддержку в крупных городах страны

 

В минувшую субботу в Грузии прошли очередные парламентские выборы, имеющие для парламентской республики, коей является она, решающее значение.

По итогам выборов, явка на которые составила почти 59% имеющих право голоса, ныне правящая партия «Грузинская мечта - Демократическая Грузия» победила с результатом 53,93% (1 118 796 голосов). Коалиция «За перемены» (Гварамия, Мелия, «Гирчи - больше свободы», «Дроа!») получила 11,03% (228 821 голос), коалиция «Единство - Национальное движение» - 10,161% (210 787 голосов), коалиция «Сильная Грузия» («Лело», «Для народа», «Площадь Свободы») - 8,814% (182 839 голосов), партия «Гахария за Грузию» - 7,771% (161 215 голосов).

Свою оценку выборам в интервью газете «Бакинский рабочий» дал грузинский политолог, эксперт Вахтанг Мгеладзе.

- Какова ваша оценка прошедших парламентских выборов в Грузии: насколько они были свободными и конкурентными?

- Были, конечно, отдельные эксцессы, но в целом выборы прошли в спокойной обстановке. Точно нельзя сказать, что эти выборы оказались хуже, чем какие-то предыдущие. Ничего экстраординарного не происходило. Пожалуй, все было так же, как и раньше. Единственная разница заключалась лишь в том, что это первые выборы, которые провели с использованием современного электронного оборудования. Правда, окончательным по-прежнему считается ручной подсчет голосов. Показатель явки избирателей довольно высокий - почти 59%. В выборах приняли участие 18 избирательных субъектов и свыше 2 млн граждан. По итогам выборов модные в стане сторонников оппозиции фобии по поводу отката к однопартийной системе не оправдались. В стране будет сформирован многопартийный парламент. В него войдут пять политических субъектов, объединяющих представителей многочисленных отдельных партий. То есть в стране по-прежнему есть все условия для свободного политического процесса.

- Судя по данным ЦИК, правящая партия «Грузинская мечта» победила на выборах, но не получила конституционного большинства, которого желала. Это победа или все же поражение «Грузинской мечты» в стратегическом плане?

- Согласно последним данным ЦИК, правящая партия получила порядка 54% голосов. Этого хватает для формирования нового состава правительства, парламентского большинства и избрания нового президента. Ведь впервые президент будет избираться уже не прямым голосованием граждан, а парламентариями. Эта процедура состоится спустя 45 дней после вступления в силу нового состава парламента. При этом, как вы заметили, общее число мандатов правящей партии не дотягивает до конституционного большинства. Недостаточно их и для отстранения от должности уже нового президента. Неизвестно также, кто именно будет выдвинут на этот пост. Пока интрига сохраняется. Почетный председатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили в своем предвыборном интервью признал высокую вероятность того, что его партия не добьется на этих выборах конституционного большинства. Так, что это уже не было ни для кого сюрпризом. Он заявил, что сможет добрать недостающие мандаты уже внутри нового парламента. Благо переток депутатов - давно распространенная в стране практика.

В плане стратегического поражения власти был зафиксирован другой интересный момент. Как показали прошедшие выборы, правящая партия потеряла былую поддержку в крупных городах страны - Тбилиси, Батуми, Кутаиси и Рустави. За «Грузинскую мечту» проголосовало менее половины горожан. Причем в столице против партии власти в основном проголосовали жители самых престижных районов города, тогда как ранее именно они считались ядром группы поддержки правящей партии. Это опасный симптом. Он свидетельствует о кризисе доверия со стороны части буржуазии, номенклатуры, корпоратократии и в целом интеллектуальной прослойки. Во-первых, часть традиционного электората «Грузинской мечты» переманили на свою сторону партия экс-премьера Георгия Гахарии и коалиция вокруг экс-банкира Мамуки Хазарадзе.

Во-вторых, сказываются резкие шараханья власти из стороны в сторону и острая нехватка видения будущего. Слишком мало информации и понимания. Вообще власть очень слабо работает с интеллектуальной прослойкой. В итоге против партии власти на этот раз голосовали даже многие действующие чиновники и работники компаний придворных бизнесменов.

Осенью 2025 года в стране пройдут местные выборы. Будут выбирать депутатов муниципальных собраний и мэров городов. Если текущая тенденция сохранится, то у оппозиции есть все шансы взять реванш. Подобная схема характерна для Турции. Там центральная власть слабо представлена на местном уровне. Но для грузинской политической культуры - это пока чуждое явление. Власть привыкла контролировать органы самоуправления на местах. Для партии власти традиционно важны крупные города. Это значимый инструмент мобилизации сторонников и ресурсов.

- Какие изменения продемонстрировали эти выборы в расстановке сил в оппозиционном лагере Грузии?

- Прямо перед выборами весь оппозиционный политический спектр был переформатирован. Появился новый игрок, который резво обскакал детище Михаила Саакашивли. Бывшая правящая партия потеряла статус крупнейшей оппозиционной силы. По итогам нынешних выборов «Единому национальному движению» досталось всего лишь третье место. Были сформированы временные альянсы. Но, как показывает практика, подобные альянсы вовсе недолговечны. Поэтому вскоре следует ожидать нового дробления и перетока сил.

- Некоторые оппозиционные силы уже выразили несогласие с итогами выборов и в этом их поддерживает президент Саломе Зурабишвили. Оппозиция настаивает на фальсификации итогов голосования. Насколько это утверждение оппозиции соответствует действительности? На самом ли деле имеются явные правонарушения, ставящие итоги выборов под сомнение?

- Повторюсь, нынешние выборы ничем не хуже и не лучше тех, что проводились в стране ранее. Но, как и следовало ожидать, вся системная оппозиция отказалась признавать свое поражение и обещает отказаться от мандатов, анонсируя акции протеста. Возглавить баррикады взялась лично президент Саломе Зурабишвили. В этом году она завершает свой гастрольный тур, и, возможно, потому она клеймит позором власти и настаивает на нелегитимности выборов. Смех, да и только. Она наивно полагает, что люди забыли, как в свое время правящая партия водрузила ее в президентское кресло точно таким же образом. Нет, на память грузинский народ вовсе не жалуется.

Самой же системной оппозиции просто некуда деваться. Им нужно как-то сохранить лицо внутри страны и перед своими иностранными патронами. Для этого им позарез требуется виновник всех бед. Куда сложнее признаться в том, что они попросту не в состоянии победить. Тогда им просто придется уйти из политики и дать дорогу уже иной оппозиции. Вовсе не случайно оппозиция заранее сконцентрировала все свои усилия на том, чтобы в дальнейшем поставить под вопрос легитимность выборов. В этом им содействовали представители неправительственного сектора, масс-медиа, нанятые штурмовики и даже перебежчики из правящей партии. К примеру, представители оппозиции ворвались на один из избирательных участков, распылили слезоточивый газ, а затем вывели из строя электронное оборудование для подсчета голосов. В итоге в СМИ попали красочные кадры, а избирательный процесс был временно сорван. Еще на одном участке депутат муниципального собрания от правящей партии демонстративно запихнул в избирательную урну пачку бюллетеней. Забавно, что он это сделал у всех на виду, да еще и под видеозапись. На что в правящей партии заявили, что их «депутат» был перекуплен конкурирующей фирмой специально для данной провокации. Они пообещали, что он будет строго наказан. Кроме того, была масса драк у отдельных избирательных участков. Причем во многих случаях в них принимали участие лица, не имеющие какой-то четкой мотивации. Похоже, что такие инциденты были инспирированы всего лишь для яркой картинки в телевизоре. Конечно, были косяки не только у оппозиции, но и у правящей партии. В ход, как обычно, пошли разные формы использования административных ресурсов, всякие там манипуляции. Впрочем, не было ничего особо выдающегося - такого, чего еще не было на предыдущих выборах. Но все в итоге признали их успешно состоявшимися.

- Некоторые эксперты ожидают по итогам выборов майдана в Грузии, так как Запад также недоволен победой «Грузинской мечты». Так стоит ли ожидать очередного грузинского майдана и каковы в таком случае шансы оппозиции на свержение власти?

- Пока не стоит ждать каких-то революционных событий. Ни оппозиция, ни общество, ни даже западные партнеры прямо сейчас для этого не готовы. Именно это в своем большом предвыборном интервью предсказал и Бидзина Иванишвили. На данном этапе ни системной оппозиции, ни Западу не удастся вывести людей на улицу. Сказываются апатия и кризис доверия. В политической турбулентности не заинтересован и бизнес, который оказывает немалое влияние на граждан и политиков. Тут важно понимать, что многие протестные избиратели голосовали сейчас даже не за оппозицию, как таковую, а против «Грузинской мечты». При этом большинство граждан вовсе не торопится менять саму власть. Своим протестным голосованием они всего лишь наглядно продемонстрировали партии власти свою усталость, недовольство и недоверие.

В этой ситуации забавно то, что о факторе усталости от бессменного 12-летнего правления «Грузинской мечты» говорил в своем интервью и Бидзина Иванишвили. Правда, пока не ясно, какие оргвыводы он из всего этого сам для себя сделал. Безусловно, впереди будут вспышки протестной активности. Например, оппозиция может еще как-то мобилизоваться, приурочив шумные акции к вхождению в полномочия нового состава парламента и к выборам нового президента. Но наиболее опасен для власти вовсе не политический, а социальный протест. Острый социальный взрыв и экономические шоки могут переломить хребет и куда более популярной власти.

 

Роман ТЕМНИКОВ

 

Бакинский рабочий.-2024.- 29 октября (№201).- С.5.