От Мурова до Гадрута

 

Шехид Нурлан Мустафаев был уверен, что самое красивое место  на земле - Азербайджан, а самая красивая нация - азербайджанцы

 

Среди героев Отечественной войны, отдавших свою жизнь за освобождение Карабаха, по праву называют имя шехида, капитана спецназа Нурлана Мустафаева. За свою короткую жизнь (30 лет) он успел сделать военную карьеру, стать высокопрофессиональным специалистом, постоянно совершенствующим свое мастерство, и уйти в бессмертие, сохранив свое светлое имя и память о героическом пути боевого офицера.

Родился наш герой в 1990 году в Сумгайыте, через шесть лет семья переехала в Баку, поселилась в крохотном домике на Ясамале, в местечке, называемом «Вторая Алатава». По окончании школы, набрав 496 баллов из 500 возможных, был принят в Военный лицей имени Джамшида Нахчыванского. Как раз в это время турецкая военная академия Kara Harp Okulu вела набор десяти новичков лицея для учебы в Турции и устроила для них повторный экзамен, который Нурлан с честью выдержал. После экзамена он вышел в сопровождении турецкого педагога, который обвел взглядом родителей, ожидавших своих детей, и попросил Нурлана показать отца, который воспитал такого сына. Мальчик ответил, что отца у него нет, только мать. И тогда учитель обратился к ней: «Ваш сын прекрасно сдал экзамен (Sizin çocuk çok iyi yazdı)». Однако в тот раз в Турцию отправили другого кадета.

За беспримерное мужество и героизм

После окончания лицея Нурлан стал курсантом Высшего военного училища имени Гейдара Алиева, но учебу заканчивал уже в Высшем военном училище ФРГ - такую возможность государство предоставило ему как одному из лучших студентов. Это учебное заведение он окончил в 2013 году по специальности «мотострелок» с красным дипломом, сертификатом «Лучший курсант-иностранец» и золотыми значками по стрельбе и бегу. Специальностью новоиспеченного офицера стала горная разведка - для того чтобы освоить ее, он прошел через тяжелые испытания: Альпы, непроходимые леса, горы.

До поездки в Германию он не знал немецкого языка, в школе учил английский. Но за время учебы довел знание der Deutsch до совершенства. Объяснял просто: все курсанты презентовали свои страны и Нурлан делал все возможное, чтобы зарубежные коллеги знали то, что чувствует он сам: самое красивое место в мире - Азербайджан, самая красивая нация - азербайджанцы.

По возвращении на родину для продолжения дальнейшей службы был направлен на курсы повышения квалификации Учебно-тренировочного центра Минобороны. Затем молодой лейтенант отправился в N-скую воинскую часть, что дислоцировалась в Дашкесане, далее - служба в различных воинских частях (в том числе на Муровдаге) в должности командира мотострелкового взвода под командованием прославленного генерал-майора, шехида Полада Гашимова. Нурлан старался во всем быть похожим на своего учителя - храброго, патриотичного, преданного своему делу.

Полковник в отставке Анар Сеидов вспоминает, что очень удивился тогда решению молодого офицера, вернувшегося из Германии, начать службу на передовой. Но Нурлан рвался именно туда, после окончания курса основ специального назначения, которые он окончил с отличием, дальнейшая его жизнь до самой героической гибели будет связана со спецназом - когда началась война, он занимал должность замначальника штаба (разведка).

А до этого в его карьере были и учения «Эфес-2018» (Измир, Турция), и учебные тренинги по горнолыжному спорту, по лыжным гонкам и преодолению заснеженных территорий, организации поисково-спасательных и эвакуационных мероприятий, устройству укрытия и ночлега в заснеженной местности (Румыния, Грузия, Турция). К слову, в «Эфес-2018» принимал участие спецназ 53 стран, а наши военнослужащие заняли 1-е место, и Нурлан Мустафаев кроме сертификата получил еще специальный приз от министра обороны генерал-полковника Закира Гасанова.

Когда началась война, повоевать успел недолго, но всегда и везде при освобождении оккупированных районов и стратегических объектов проявлял беспримерное мужество и героизм. Погиб смертью героя в боях за Гадрут 12 октября 2020 года. О том, как воевал, свидетельствуют награды спецназовца - орден «Флаг Азербайджана», медали «За безупречную службу», «За Родину», «За освобождение Джебраила», «За освобождение Кяльбаджара», «За освобождение Физули», «За освобождение Ходжавенда».   

Уходя в свой последний бой, он узнал, что у него будет сын, который родится через четыре месяца после гибели своего героического отца и получит имя Нурлан.

Жесткий, волевой, бескомпромиссный

«Мы были очень бедны, - говорит мать героя Рахиля Мустафаева. - Глава семьи рано покинул нас, и мне пришлось одной поднимать двух своих сыновей - Фуада и Нурлана. Я не могла дать им достатка, финансовой стабильности, но я дала им свою любовь и, надеюсь, хорошее воспитание. Во всяком случае почти после каждого родительского собрания в моих глазах стояли слезы радости - от того, какие слова я слышала от педагогов в адрес Нурлана. И не только в школе, но и в лицее, и в военном училище».

Мать вспоминает один эпизод из далекого трудного детства сыновей. Первые годы после смерти мужа были самыми трудными. Как-то ей позвонил сосед, торговавший фруктами и овощами на их улице, и сказал сочувственно, что в конце дня у него остаются испорченные фрукты, которые он выбрасывает и предложил их вдове бесплатно. На что она ответила, что не станет кормить своих детей гнилыми фруктами, а когда появится возможность, купит их за деньги. «К счастью, мы не сломались, - произносит мать. - Кропотливо, шаг за шагом, медленно, но верно мы возвращались к нормальной жизни».

Потеря отца в раннем возрасте заставила братьев подрабатывать с малых лет. На каникулах они трудились официантами в ресторане. Мать выделила каждому по отдельному конверту, подписав сверху «Нурлан» и «Фуад», - чтобы они могли потратить заработанное на себя. Каждую ночь она клала туда деньги, которые приносили дети. А в последний рабочий день, когда в очередной раз открыла конверт Нурлана, чтобы положить деньги, увидела, что свое имя он стер и написал: «Мама».

И к бойцам своим он относился заботливо, в свои 30 лет был для них настоящим отцом-командиром: когда возвращался из отпуска к месту службы, всегда покупал для них подарки - непременно семнадцати наименований - 17 теплых перчаток, 17 теплых носков, 17 теплых шапок, лекарства. «Я предлагала ему взять еще и сладости для бойцов, - вспоминает мать, - они же еще совсем мальчишки, наверное, любят сладкое, но сын говорил, что у мужчин есть более важные вещи - теплая одежда, лекарства. Но я все равно тайком клала сладости между одеждой, и когда он открывал все это уже на месте и видел горы конфет, писал мне смс: «Bir dənəsən. Səndən yoxdur. yaxşı mənim Anamsan».

Но это он только с мамой был таким чувствительно-нежным, почти сентиментальным. На службе это был совсем другой человек - настоящий боевой офицер, жесткий, волевой, бескомпромиссный.  Сослуживцы сохранили его образ и как заботливого командира, и как строгого военачальника. По воспоминаниям командира части, где Нурлан служил в 2014-2017 гг., майора Ниджата Амиралиева, капитан Мустафаев своей образованностью, поведением, выдержкой был образцом для подражания, «ходячим» учебником для каждого из солдат и офицеров. «Несмотря на то, что я был старше его по возрасту и званию, - говорит он, - я многому у него научился. Я счастлив, что у меня был такой друг, с которым я прошел часть славного боевого пути».

Если  я вернусь…

А подчиненные вспоминают своего командира как очень дисциплинированного человека. Рядовой Махир Мехтиев рассказывает такой случай: «Для Нурлана не имело значения, кто его солдат - знакомый, родственник, сосед. Вот я, к примеру, вырос с ним в одном дворе, и однажды в нашем отделении случилось ЧП, которое надо было исправлять. Помню, в тот день был сильный дождь, земля была мокрая, и мы должны были ползать по этой грязи. Я подошел к нему и тихонько прошептал: «Мы ведь с тобой из одной махалля», на что он жестко ответил: «Выполнять приказ!»

А другой боец, попавший под командование капитана Мустафаева, тоже обрадовался, что будет служить под началом земляка, и стало быть, может рассчитывать на поблажки. Обратился к нему: «Нурлан, я сын дяди Хасана из Алатавы». А в ответ услышал: «Здесь армия, и никакого дяди Хасана я не знаю». Позже бойцу сообщат, что капитан позвонил дяде и успокоил: «Не волнуйтесь, я лично прослежу за вашим племянником, он всегда будет перед моими глазами».

Боевой путь капитана начался у Мурова, а закончился у Гадрута. Во время войны он был в составе группы по координации и разработке карт и планов и должен был находиться в тылу в координационной группе. Но во время ожесточенных боев ряды бойцов сильно поредели, закончились боеприпасы, которые он вызвался доставить воинам, находящимся на первой линии боевого соприкосновения. Этот приказ должен был выполнить один из его подчиненных, участник апрельских боев, с ранением ноги. Но Нурлан отстранил его: «С твоей ногой будет тяжело это сделать. Я сам пойду» и направился к машине. Затем вернулся и крикнул солдату: «Запиши номер телефона моего брата, если со мной что-то случится, позвони ему. Только маме не говори». Боец сказал, что записать не на чем, бумаги нет. Тогда Нурлан достал из кармана деньги и написал на купюре номер телефона Фуада. Потом улыбнулся: «Если я вернусь, обязательно отдашь их мне, а если нет - потратишь».

Когда он подошел к шлагбауму, стоявший на посту боец не хотел открывать его - проезжать через заминированную территорию было смертельно опасно. Но капитан приказал открыть шлагбаум. Через некоторое время машина, в которой он находился, подорвалась на мине.

 

Галия АЛИЕВА

 

Бакинский рабочий.-2024.- 29 октября (№201).- С.6.