Нецивилизованная конкуренция

 

Негативное восприятие украинцами договоренности между SOCAR и «Газпромом»

 

Как мы уже писали, российский «Газпром» объявил о достижении договоренности с Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR) о расширении стратегического партнерства. Данное заявление прозвучало на фоне визита Президента России Владимира Путина в Азербайджан, что придало событию дополнительный политический вес.

Согласно заявлению главы «Газпрома» Алексея Миллера, сотрудничество будет включать работу над проектом «Север-Юг» и подписание в сентябре 2024 года программы комплексного научно-технического сотрудничества между компаниями.

Все бы ничего, новость как новость, особо не удивительная в русле уже хорошо развитых азербайджано-российских отношений, если бы она не вызвала бурную реакцию среди украинских СМИ, пользователей соцсетей и общественных деятелей, выразивших возмущение действиями азербайджанской компании, которая активно действует на украинском рынке. Ряд украинских бизнесменов и общественных деятелей призвали к бойкоту SOCAR в Украине. И это при том, что азербайджанская сторона неоднократно оказывала гуманитарную помощь Украине в ходе ведущейся войны. На сегодня общая сумма гуманитарной помощи составляет около $80 млн. Кроме того, тот самый SOCAR, который подвергся столь несправедливой критике в Украине, производил бесплатную заправку автомобилей «Скорой помощи» и ГСЧС Украины на своих АЗС в первые месяцы войны, явившиеся самыми тяжелыми в жизни украинского государства.

  Безусловно, SOCAR активно развивает свою деятельность в Украине. В 2024 году общая сумма инвестиций госкомпании в Украине достигла $200 млн. Она управляет сетью из 59 автозаправочных станций и двух нефтеналивных терминалов в 11 регионах Украины. Более того, SOCAR является одним из крупнейших поставщиков авиационного топлива в стране и занимает ведущие позиции по объемам импорта сжиженного углеводородного газа и дизельного топлива. Она также рассматривает возможности использования украинских газовых хранилищ для хранения азербайджанского газа.

Свою точку зрения на происходящее в интервью газете «Бакинский рабочий» высказал главный научный сотрудник Национального института стратегических исследований (Украина) Геннадий Рябцев.

- В чем причина такой резкой реакции украинской общественности на прошедшие недавно в Баку азербайджано-российские переговоры?

- Дело в том, что общественное мнение в Украине стало очень чувствительным с началом войны. Соответственно, любые действия, предпринимаемые любыми правительствами, расцениваются исключительно с точки зрения «свой-чужой». Сейчас для большинства украинских граждан картина мира стала черно-белой. То есть имеются те государства, которые, по мнению украинских граждан, поддерживают Украину в ее

войне с Россией, и те, которые не поддерживают. Следовательно, первые из этих государств признаются украинским обществом хорошими, вторые - плохими. При этом достаточно даже совсем незначительных событий, чтобы перевести целое государство из категории друзей в категорию врагов. Реперной точкой тут может стать, в частности, встреча с Владимиром Путиным или его визит в ту или иную страну. В то же время мало кто обращает внимание на то непреложное правило, что национальные интересы даже тех государств, что оказывают поддержку Украине, далеко не всегда совпадают с национальными интересами Киева. Сложившаяся ситуация стала прямым следствием войны и высокой чувствительности украинской общественности к любым действиям других стран. Многие сейчас руководствуются в первую очередь эмоциями, а не фактами.

- Однако негативную реакцию украинской общественности вызвал не сам факт визита Путина в Баку, а именно переговоры между «Газпромом» и SOCAR, ввиду чего наша компания была обвинена в сотрудничестве с агрессором, хотя с «Газпромом» сотрудничает и сама украинская сторона, прокачивая российский газ по своей территории в Европу и получая от этого самого «агрессора» деньги за транзит. Как это понимать?

- На мой взгляд, мы имеем дело с простым переносом негативного влияния визита Путина на все, что с данным визитом было связано. В том числе и на договоренности, достигнутые в Баку в ходе переговоров между «Газпромом» и SOCAR. К сожалению, никто, кроме профильных экспертов, не читает документов, подписанных по итогам официальных визитов первых лиц. Но достаточно открыть соответствующие документы, подписанные в ходе визита Путина в Азербайджан, в том числе между SOCAR и «Газпромом», чтобы убедиться в том, что это обычные меморандумы о намерениях, ничего особенного из себя не представляющие.

Но тут присутствует и нюанс, никак не связанный с восприятием подобных визитов. Я имею в виду проявление не всегда цивилизованной конкуренции. В настоящее время рынок нефтепродуктов в Украине существенно сократился, как по количеству потребителей, так и по количеству поставщиков продукции. И на этом рынке наблюдаются признаки картельного сговора между розничными операторами, называющими себя системными и пользующимися поддержкой отдельных представителей украинской власти. А подписание меморандума между SOCAR и «Газпромом» вышеуказанные операторы поспешили использовать в конкурентной борьбе с SOCAR, обладающей розничной сетью на территории Украины. Используемые при этом методы, на мой взгляд, являются недопустимыми в цивилизованном мире. То есть системные операторы пытаются перенести негативное восприятие украинцами России и Путина на продукцию, предлагаемую SOCAR на украинском рынке, и тем самым отождествить SOCAR с агрессором. Они надеются, что таким способом объем продаж сократится в розничной сети SOCAR и увеличится у системных операторов.

- Удастся ли бойкот продукции SOCAR на украинском рынке?

- Как мне кажется, украинский потребитель уже достаточно давно знаком с проявлениями недобросовестной конкуренции и способен самостоятельно разобраться в том, кто и кого поддерживает, где реальная связь с компанией агрессора, а где надуманная. Поэтому призывы тех или иных СМИ не приобретать нефтепродукты в сети SOCAR, на мой взгляд, будут иметь краткосрочный эффект, либо вообще не приведут к сколько-нибудь заметному эффекту. Но также не следует исключать того, что «близость» системных операторов к украинской власти может привести к попыткам введения санкций против представительства SOCAR в Украине.

- Как известно, 31 декабря истекает срок действия договора о транзите российского газа через украинскую территорию в Европу. В связи с этим некоторые европейские политики и эксперты предлагают прокачивать по этому маршруту азербайджанский газ. Насколько это вероятно?

- Прежде чем прокачивать какие­-либо объемы газа, необходимо вначале убедиться в их наличии. Насколько я понимаю политику официального Баку в вопросе экспорта газа, то в этой сфере приоритет отдается турецкому маршруту в рамках давнего и тесного сотрудничества Азербайджана и Турции, а также желания Анкары превратиться в региональный газовый хаб, способный оказывать влияние на ценообразование на газ в Европе. В связи с вышесказанным мне представляется более вероятным наращивание экспорта азербайджанского газа через Южный газовый коридор, посредством расширения пропускной способности составных частей этого коридора - трубопроводов TANAP и TAP, а также увеличения объемов продаваемого газа европейским потребителям, нежели развитие очень рискованного проекта, связанного с транзитом газа через территорию России и Украины, ведущих между собой войну. Я имею в виду риски, связанные с боевыми действиями, когда прямое попадание бомбы или ракеты может серьезно повредить газопровод, а то и вообще полностью его разрушить. В зоне повышенного риска находятся газоперекачивающие станции и даже подземные газохранилища. Ведущиеся сейчас боевые действия уже доказали их уязвимость.

Также необходимо учитывать тот факт, что европейцам придется лично договариваться с Путиным о транзите азербайджанского газа. То есть весьма велика вероятность репутационных потерь. Украинская сторона неоднократно уже заявляла, что не собирается продлевать договор о транзите газа с «Газпромом» в новом году. С другой стороны, официальный Киев ясно дал понять своим европейским партнерам, что в случае, если они самостоятельно на каких-либо условиях подпишут такое соглашение с «Газпромом», то украинская сторона будет вынуждена соблюдать требования статьи №276 Соглашения об ассоциации и гарантировать бесперебойность транзита. Однако в достижение подобного соглашения между европейцами и россиянами очень слабо верится. Ведь даже нынешний премьер-министр Венгрии вряд ли будет способен на заключение такого контракта.

 

Роман ТЕМНИКОВ

 

Бакинский рабочий.-2024.- 4 сентября (№162).- С.1;5.