ЛАЧИН: боль моя, любовь моя, гордость моя

 

Юсиф Мирза рассказывает на своих полотнах о малой родине

 

Юсиф Мирза - живописец, член Союза художников Азербайджана. Сфера его деятельности разнообразна: он занимается живописью, графикой и скульптурой.

Я познакомилась с Юсифом Мирзой на одной из выставок мастеров азербайджанского изобразительного искусства. Он родился в Лачине. С самого раннего детства твердо держит кисть в руках. Его первая работа была опубликована в журнале «Пионер». Наставником Юсифа был один из выдающихся живописцев Азербайджана, народный художник Надир Абдурахманов.

Окончил факультет художественной графики Азербайджанского государственного педагогического института, там же прошла его первая персональная выставка - «Этюды Лачина». В начале 80-х работал художником в народном театре в Лачине, был автором декораций ко многим спектаклям, а с 1985 года и по сей день успешно участвует в республиканских и зарубежных выставках.

Его работы уникальны и необычны, они впечатляют зрителей. В них сочетаются старинные традиции и современность, а простота и лаконичность, профессионализм и мастерство составляют единое целое. Занимаясь творчеством, художник придает особое значение сохранению преемственности традиций и инновациям. Красота и неповторимость родного края - главные темы работ живописца. Он - автор дизайна памятного нагрудного знака в честь освобождения Лачина, учрежденного по инициативе азербайджанской диаспоры в Украине во время 44-дневной Отечественной войны.

- Юсиф, на ваших полотнах…

- …в основном Лачин. В своих картинах я мысленно возвращаюсь в родные места, энергетика родного края все эти годы давала мне силы пережить все невзгоды. Я ждал… Ждал самой главной новости, что наши земли очищены от врага и возвращены азербайджанскому народу, и уже тогда был уверен, что отмечу это знаменательное событие персональной выставкой. Экспозиция «Джан Лачин» из 80 картин, которая прошла в декабре 2021 года в Музейном центре, - мое признание любви к родной Отчизне. На вернисаже были представлены живопись, графика, объемные коллажи и скульптура.

Когда я пишу картины, то не могу сдержать слез, думаю о матери и отце, сестрах, близких и друзьях, покинувших этот мир, кому уже никогда не доведется побывать в Лачине. Но жизнь продолжается… 

Работы Юсифа Мирзы признаны знатоками искусства и любителями живописи. Они хранятся в музеях и частных коллекциях в Азербайджане и за рубежом. Выставка «Пейзажи Лачина», приуроченная ко Дню освобождения города, объединила многих азербайджанских художников и скульпторов, было сложно отобрать работы для экспозиции. Выставочный павильон тогда посетили первые лица государства, и Юсиф Мирза удостоился чести встретиться с человеком, подарившим Азербайджану непоколебимую уверенность в своей силе, в своем суверенитете, который сплотил народ и взял на себя миссию воплотить в жизнь надежды десятимиллионного населения, - Верховным Главнокомандующим, Президентом Ильхамом Алиевым.

- Мне довелось познакомиться и с восхитительной первой леди Мехрибан ханым Алиевой, которая известна своей заботой о вынужденных переселенцах и беженцах, наших доблестных защитниках, - рассказывает Юсиф муаллим. - Вниманием высоких гостей в тот памятный день никто не был обделен. На выставке я встретился с испанскими журналистами, один из которых показал мне фотографию ковра, приобретенного им как армянский.

Пользуясь случаем, я обратил его внимание на узоры ковра, которые являются элементами нашей, местной школы ковроткачества, и рассказал об азербайджанских коврах. Существуют иранские, афганские, турецкие ковры, но азербайджанские ковры, на мой взгляд, самые лучшие. Нашу культуру необходимо пропагандировать, а фальсификаторов-армян - изобличать.

Пережить годы оккупации было очень тяжело, но работа помогала мне справляться с переживаниями, особенно когда преподаешь искусство рисования детям. Я - художник, знающий, что такое терять, защищать, отвоевывать. А лучшим своим оружием и аргументом считаю кисти, краски и холсты.

- На ваших полотнах ощущаются боль и любовь к Родине.

- Я покинул родное село со слезами на глазах. Первый шаг по родному Лачину, знакомым до боли местам, опять же, я сделал со слезами на глазах. Для меня Лачин - райский уголок, он все также окружен великолепными горами, дышать его чистым воздухом - непередаваемое счастье!

В 1987 году Юсиф Мирза переехал в столицу и каждое лето ездил в родные края. В 1992-м он вновь возвращается в Лачин, но уже с оружием в руках, чтобы защитить родную землю. Это было самое трудное время в его жизни. Ведь в Лачине осталось более шести тысяч его работ, среди них первые школьные картины. У него была богатая антикварная коллекция, в которую входили старинные ковры, картины известных художников Азербайджана. Все было разграблено и уничтожено армянскими вандалами. Ему удалось унести с собой лишь небольшой букет полевых цветов, несколько колосьев пшеницы и подкову, что висела на двери отчего дома. На многих картинах эти предметы служат символами, по ним его картины стали узнаваемыми. Художник и поныне хранит эти реликвии у себя дома.

На картинах Юсифа Мирзы Лачин предстает перед глазами зрителей таким, каким он его запомнил. Его картины «Вечер в нашем селе», «Поселок» - о размеренной и счастливой жизни лачинцев на родине; «Времена года», «Весна в горах», «Осень» и другие - о прекрасной природе родного края. Художник пишет и серию картин на тему мифов, его работы «Феникс», «Древняя легенда» входят в серию «Ностальгия». На них запечатлены исторические места Лачина, архитектура, албанские храмы. Центральное место уделено картине, на которой изображен Агоглан - герой из местной легенды, по преданию основавший албанский храм V-VI вв. на побережье реки Агоглан. В годы оккупации, как и сотни других объектов азербайджанского национального наследия, этот памятник архитектуры стал жертвой армянского вандализма. В серии «Силуэты войны» Лачин представлен в послеоккупационный период, тяжелыми мрачными мазками художник подчеркнул, какой ценой нам досталась Победа. Специфическая манера письма автора, далекая от фотографической точности, позволяет нам «видеть душой» и не скрывает удивительной архитектуры этого древнего края, дома в котором, кажется, намного старше современной эпохи.

Юсиф Мирза самобытный, яркий художник, посвятивший большую часть творчества своей малой родине. Его работы пользуются особой популярностью в скандинавских странах.

- Я изобразил и горное озеро Гарагель, близ которого проводилась демаркация границ с Арменией. Кристальные воды Гарагеля, считающиеся у нас священным местом, за годы оккупации были загрязнены отходами. Кроме того, из-за неумеренного использования его вод для орошения земель на прилегающей территории Армении уровень этого маленького реликтового озера понизился до критически опасной черты.

На полотнах мастера прослеживается взгляд художника, устремленный в прошлое и сравнительно близкое настоящее, а также в более древние времена. Это наглядно демонстрирует коллаж «Воспоминания», фрагментами которого служат ключи и замки.

Художник вместе с коллегами в прошлом году участвовал в проекте национального бренда BUTALI «Шелковое искусство». Каждый из представленных шелковых платков - это прикосновение к разнообразию азербайджанского изобразительного искусства, его многообразию и многоцветию, роскошной природе Азербайджана. В каждой из работ живет частичка души автора. Это необычная выставка.

- Для художника, - говорит Юсиф Мирза, - не должно быть границ в творчестве, когда появляется желание, ты начинаешь работать. Я родился в Лачине и хорошо знаю древние традиции, ковровое искусство, архитектуру и многое другое. Моя работа «Память» посвящена родному Лачину, моей деревне, которой уже, к сожалению, нет. В прошлом году в День Лачина я посетил родные края. Родости моей не было предела, этого не описать словами.

Кстати, идея и проект ювелирного бренда BUTALI подразумевали и продажу картин, были приглашены меценаты, бизнесмены, высокопоставленные гости.

- Вам удалось продать что-то из своих полотен?

- Это хорошо, что наши бизнесмены интересуются искусством. Нам надо развивать наше искусство, помогать художникам продавать свои картины. Художник глубоко творческий человек, он далек от навыков продавца. Подобные выставки освобождают нас от проблем, связанных с реализацией картин, и мы можем полностью отдаться творчеству. Наши работы экспонируются и продаются как в Азербайджане, так и за границей. Например, в Норвегии экспонировалось десять моих работ. Многие полотна были выгодно проданы. Нам необходимы помощь и поддержка деловых людей.

На выставке было представлено еще одно мое полотно «Гранаты», я их очень люблю, - продолжает он. - В них нечто магическое, и я постарался передать эту таинственность, изобразив этот райский фрукт. На полотне 9 гранатов - символ плодородия, процветания и супружества, символ любви и крепких брачных уз.

Еще одна картина «Красная ночь в Ичеришехер», а также работа, посвященная религиозной теме: христианской и мусульманской. Это наша история. В Лачине очень много албанских христианских храмов. До оккупации я часто рисовал их с натуры. Но в период оккупации мои многочисленные работы погибли вместе с моим домом. Мы еле спаслись, когда вынужденно покидали село. Моя мечта - вернуться в родные края, жить и рисовать там, в Лачине.

С мая прошлого года началось добровольное и безопасное возвращение вынужденных переселенцев в город Лачин и другие освобожденные районы. Среди переселенцев, конечно же, есть учителя, врачи и специалисты разных профессий, свои скульпторы, художники, которые в своих полотнах будут воспевать благодатную землю - малую родину, на которой испокон веков жили их отцы, деды и прадеды.

Наступит день и Юсиф Мирза со своей семьей тоже переселится в новую квартиру в Лачине и на родине предков начнет творить с еще  более высоким энтузиазмом и любовью и учить новое подрастающее творческое поколение азам, тайнам живописи и любви к родному краю.

 

Басти Паша

 

Бакинский рабочий.-2024.- 11 сентября (№167).- С.7-8.