Покричат и успокоятся

 

Ирану свойственна воинственная риторика, которая в итоге сводится к дипломатическим переговорам

 

Отношения между Россией и Исламской Респубикой Иран продолжают накаляться. В частности, как заявили источники в МИД Ирана аналитическому изданию Middle East Eye, базирующемуся в Лондоне, Исламская Республика считает позицию России по Зангезурскому коридору угрозой своим интересам и в случае перекрытия ирано-армянской границы готова применить военную силу.

Источники в Тегеране уточняют, что заявление министра иностранных дел России Лаврова относительно Зангезурского коридора, сделанное 19 августа в Баку, было воспринято Исламской Республикой как «стратегическая угроза» своим интересам. Посол России в Тегеране Алексей Дедов был вызван в МИД, где до его сведения была доведена обеспокоенность Тегерана.

Этот же источник подчеркнул, что правительство ИРИ последовательно и твердо придерживается позиции, в соответствии с которой Зангезурский коридор должен оставаться под контролем Иревана, в противном случае Иран может потерять границу с Арменией.

Своим видением происходящего в интервью газете «Бакинский рабочий» поделился российский политолог, руководитель Центра стратегических исследований стран Южного Кавказа Евгений Михайлов.

- В последнее время Иран жестко выступает против открытия Зангезурского коридора, считая, что данные транспортные коммуникации (железная дорога и параллельно идущая автотрасса), которые соединят Азербайджан с его Нахчыванской автономией, закроют сухопутные границы Ирана с Арменией. Почему вдруг именно сейчас Тегеран стал так противиться этому проекту?

- Полагаю, что у Ирана на то какие­-то свои причины. Надо понимать, что позиция Армении по допуску американцев, французов и пр. на границу Зангезура является угрозой иранским национальным интересам. Ранее армяне говорили, что Зангезурский коридор будут охранять российские пограничники. Теперь же складывается другая ситуация, когда армяне желают видеть в качестве охранников частную компанию, но под контролем американцев и европейцев, которые туда зашли и еще продолжают заходить. Думаю, именно это не устраивает власти ИРИ. Как следствие, Тегеран в этих условиях в первую очередь задает вопросы РФ и удивляться тут нечему. Я прекрасно понимаю опасения Ирана. Москве просто надо вести диалог с Тегераном и добиваться, пока еще дипломатическим путем, выполнения Арменией договоренностей по мирному процессу с Азербайджаном, включая и открытие Зангезурского коридора при обеспечении его деятельности именно российскими пограничниками. 

- Но дело в том, что критика Ирана в основном направлена против России. В частности, околоофициальные СМИ ИРИ утверждают, что планы России по деблокированию «Зангезурского коридора», направленные на «объединение тюркского мира», являются для Ирана «прямой угрозой». И чтобы предотвратить ее, Тегеран полон решимости использовать любые инструменты, включая военную силу. Насколько реальны иранские угрозы и с кем Иран намерен воевать?

- В Иране любят грозную воинственную риторику, но в итоге все заканчивается дипломатией либо какими-то непонятными маневрами. Стоит вспомнить для примера то, как иранские власти постоянно и громогласно заявляют о необходимости стереть с лица земли Израиль. В итоге стороны обмениваются довольно незначительными по масштабам и ущербу ударами, что наводит на мысль о политической договоренности. То же самое и в вопросе ирано-российских отношений. Да, Тегеран критикует Москву, но при этом иранская сторона остается партнером России по многим направлениям деятельности РФ. И я уверен, что любая напряженность в отношениях между Россией и Ираном будет нивелироваться дипломатическими усилиями.

Также я сомневаюсь, что действия ИРИ будут нести угрозу Азербайджану, являющемуся стратегическим союзником России. При этом Москва имеет похожие отношения стратегического партнерства с Тегераном, конечно, менее обыгранные, но схожие. Так что в Иране покричат и успокоятся. А Россия возьмет на себя присущую ей роль миротворца и постарается все объяснить ИРИ. Возможно, после этого иранская сторона воспользуется паузой в своей критике, тем более что сейчас все ждут, чем закончатся президентские выборы в США. После выборов уже станет ясно, как дальше вести себя.     

- Есть мнение, что главная причина антироссийских выпадов Тегерана заключается в том, что в последнее время Москва начала сближаться с арабскими странами Персидского залива, с которыми у Тегерана довольно натянутые отношения. Что вы думаете по этому поводу?

- Я это мнение не разделяю. Более того, именно Россия в последнее время прилагает максимум усилий для сближения позиций Ирана с арабскими монархиями Персидского залива. У Тегерана уже давно напряженные отношения с рядом стран Персидского залива. Иран все-таки, не будем забывать, наследник великой Персидской империи. Потому имеются определенные претензии, недомолвки, некоторые обвиняют Иран в сохранении во многом имперского стиля правления. Все это вполне может быть, но впутывать сюда Россию могут только враги, которые получили установку раскачать ирано-российские отношения. Сейчас это особенно важно, в условиях той поддержки, что Тегеран оказывает Москве в рамках ее специальной военной операции в Украине. Так что приведенное вами мнение - всего лишь международные политические интриги, в первую очередь англосаксов.    

- Ряд экспертов полагают, что новый президент ИРИ Пезешкиан будет пытаться наладить отношения с Западом, особенно с Евросоюзом. Дескать, этим и объясняется иранское противодействие Зангезурскому коридору, который будут контролировать российские пограничники, как подыгрывание Западу. Каково ваше мнение на этот счет?

- Я считаю это нормальным ходом событий, если новый президент ИРИ Пезешкиан будет пытаться наладить отношения с Западом в целом и с Евросоюзом в частности. В этом нет ничего страшного. Это нормальное желание лидера государства обезопасить Иран от тех или иных дополнительных санкций и т.д. Но, учитывая тот факт, что в Иране имеется еще и сильная духовная власть, то все действия администрации президента ИРИ будут под жестким контролем режима муллократии. То есть как бы Пезешкиан ни старался пойти против каких-либо интересов Ирана, ему этого просто не позволят сделать.

Возвращаясь же к Зангезурскому коридору, надо четко усвоить, что российские пограничники не будут его контролировать. Армяне все делают для этого. Сейчас вопрос стоит о том, чтобы выдавить российских пограничников с армяно-иранской границы и поставить там частные компании. Что это будут за частные охранники, мы уже смогли убедиться на примере наблюдательной миссии ЕС, сплошь состоящей из разведчиков стран Запада, соответственно, врагов России, Ирана и Азербайджана. То есть конфликт имеется только на этой почве. Таким образом, я не согласен с мнением экспертов, приведенным вами. Тут нет никакого подыгрывания Ирана западным странам. Запад - это общий враг. Однако есть определенные моменты, когда с отдельными западными странами можно временно дружить, вести переговоры. В России есть понимание, что союзников у нее всего два - армия и флот. Все остальное меняется в зависимости от складывающейся ситуации. Конечно, есть еще определенные союзные договоренности, но их Москва никогда не нарушала. Потому Россия не будет нарушать свои союзнические обязательства ни перед Азербайджаном, ни перед Ираном, ни даже перед Арменией, которая испытывает терпение Москвы.       

- Как известно, Армения также выступает категорически против реализации Зангезурского коридора под контролем российских пограничников, что идет в разрез с интересами России. Но в то же время, на фоне ухудшения армяно-российских отношений в сфере политики, они процветают в экономике. Товаро­оборот между двумя странами бьет рекорды и по итогам этого года может достигнуть $16 млрд. Как понимать такое противоречие?

- Я совершенно не удивлен увеличению российско-армянского товарооборота. А по итогам недавней правительственной встречи стороны договорились еще более увеличить товарооборот. Дело в том, что на фоне санкционной политики Запада против России именно через Армению поступают те товары, которые не могли бы поступить через другие страны. Иреван этим пользуется и зарабатывает на санкциях немалые средства. Как известно, армяне - те еще торгаши, с «древней» историей, и потому они свое не упустят, а тем более не пропустят такой выгодный вариант зарабатывания денег. Тем более они пока еще не полностью отказались от отношений с Россией, так как это очень пагубно для их государственности. Армяне состоят в ЕАЭС и собирают немало денег для развития своего государства. На это закрывает глаза Запад, который дружит с Арменией. Пока Запад не может перекрыть все те плюсы, которые Иреван получает от Москвы. Потому Армения и пытается усидеть сразу на нескольких стульях. Но так не будет продолжаться вечно.

 

Роман ТЕМНИКОВ

 

Бакинский рабочий.-2024.- 19 сентября (№173).- С.1;5.