Витрина Страны огней

 

Некогда разрушенный Карабах возрождается на глазах

 

Спустя неполных четыре года после окончания  Отечественной войны оккупированные некогда территории не просто переживают реанимацию, а обретают вторую молодость, что гарантирует им полноценно обновленную жизнь.

Не только инфраструктура и жилье, но и школы, детские сады, музеи, драматические театры, Площадь  Государственного флага, Карабахский государственный университет - как будущий флагман отечественных вузов - все это лишь видимая часть глобально значимой витрины дорогих нашему сердцу городов: Шуша и Ханкенди, где на каждом шагу ощущается личная забота Президента Ильхама Алиева.

Возрождаемые буквально на глазах, они точно так же, как некогда разрушенные до основания и напичканные минами деревни Агдамского района, фундамент которых накануне вновь заложил глава государства, являются свидетелями несопоставимой разницы между потребительской психикой армянских временщиков и рачительностью азербайджанских хозяев.

В декабре прошлого года участники пресс-тура, в числе которых был и автор этих строк, подъезжая к красно-белому шлагбауму близ «Хиросимы Кавказа», были предупреждены о недопустимости посещения территории близлежащего села Эйвазханбейли Агдамского района, где некогда располагался знаменитый коневодчес­кий завод, а также стадиона «Имарет» - территория была настолько загрязнена взрывоопасными предметами, что в глазах темнело от одних только указателей. Но уже тогда было понятно, что нет больше возврата к самому понятию «горячая точка», потому как нет породившего ее сепаратизма.

Накануне глава государства лично заложил фундамент спортивного сооружения, проект которого одобрен исполкомом FIFA, а заодно распорядился возродить традиции конезавода, благо генофонд знаменитой породы лошадей был сохранен. Виртуально сопроводив места программного пребывания Президента Ильхама Алиева и мысленно вернувшись к проектам, начиная с Дороги Победы от Физули к Шуше (глава государства дал старт поездкам 14 января 2021 года), посещения средней школы в «умном селе» Агалы Зангиланского района, передачи ключей от собственного жилья бывшим переселенцам из Лачина в День независимости 28 мая прошлого года, невольно прихожу к выводу, что национальное правительство при такой силе воли полно решимости восстановить жизнь на этой земле, при наличии четкого плана «Великого возвращения» до 2030 года и так далее.

У каждого своя точка отсчета - молодым максималистам кажется, что за четыре года можно и Эверест подвинуть к Тихому океану, но людям, повидавшим ужасы карабахской оккупации, ситуация видится другой: в помине нет растянувшихся на многие версты прифронтовых траншей на гористой пересеченной местности. Практически исчезли следы фортификаций хваленой оборонительной «линии Оганяна», которую армяне, в том числе сепаратисты, сообща укрепляли около трех десятилетий, а наши подразделения ее как бы и не заметили, прорвав за считанные дни. Зато в тех местах почти всюду строительные площадки и радующие глаз тысячи национальных триколоров - теперь они особенно к месту, особенно в Ханкенди, так как 20 сентября объявлен Днем государственного суверенитета на всей территории страны. Там особенно актуален лозунг, озвученный Президентом  Ильхамом Алиевым осенью 2019 года - «Карабах - это Азербайджан!», имея в виду, что нет ни нагорной, ни равнинной части священного для нас региона. Да и за примером далеко ходить не надо - буквально по ходу продвижения Национальной армии во время  Отечественной войны находится стратегическая высота Лелетепе, на вершине которой со 2 апреля 2016 года установлен флагшток с развевающимся Государственным флагом Азербайджана.

Для географов это всего лишь холм высотой 270 м, но для нашего народа - символ гордости за исход четырехдневной войны, так как те апрельские бои стали первой успешной военной операцией Азербайджана после заключения Бишкекских соглашений в мае 1994 года. Именно с освобождения этой высоты начинается долгий путь нации и к Победе в Отечественной войне, кульминацией которой стало освобождение цитадели в Шуше, и к полному восстановлению государственного суверенитета, включая Ханкенди, хотя языкастый коллективный Запад до сих пор «выражает обеспокоенность и сожаление» по поводу «этнической чистки карабахских армян».

Скорее всего, те же конгрессмены, дальше Капитолия ничего не видевшие из окна персонального автомобиля, не знают, что значит гнетущее впечатление от лунного пейзажа, царившего на большей части Карабахского региона, когда автобус буквально «ползет» по непригодным для автомобильного движения разбитым, ухабистым дорогам, которые мало что не ремонтировались еще с советских времен, но и специально были разбиты оккупантами для того, чтобы жизнь «малиной не казалась».

Кстати, тот же Агдам в прошлом был довольно-таки крупным городом республиканского подчинения с населением до 50 тыс. человек. Теперь он обустраивается согласно распоряжениям главы государства, но когда мы осматривали его «центральные улицы» по итогам Отечественной войны - от него ничего не осталось, из-под земли на пару сантиметров «возвышались» развалины жилья, музеев, школ и фабрик, и повсюду лежали груды непригодных к строительству камней. Причем эти разрушения возникли не в результате боевых действий, вандалы растаскивали покинутые азербайджанцами дома на стройматериалы для своих жилищ или производственных объектов, либо банально продавали «на экспорт» в Армению или в Иран. Судя по всему, эти земли варвары не собирались ни обживать, ни обустраивать, считая оккупированные районы исключительно «буферной зоной» для защиты территорий бывшей НКАО, а заодно козыр­ной картой (речь идет прежде всего о Лачине и Кяльбаджаре) в переговорах с официальным Баку. Но тогда возникает законный вопрос: почему за 28 лет так и не расцвела даже «серая» экономика ни в Гадруте, ни в Шуше, ни в Ханкенди, если армяне считали их «священными», а предпочтение отдавалось проституции, торговле наркотиками и оружием?

Что касается витрины, чем не образцово-показательным является «Умное село» Агалы, местное население которого уже более двух лет назад вернулось даже из столичных благоустроенных квартир, ничуть не жалея о выборе. Когда-то это было обычное колхозное хозяйство, и оно ничем особо не отличалось от других населенных пунктов. Сегодня же именно здесь была построена первая образцово-показательная смарт-деревня, где используется экологически чистая энергия, полученная при помощи солнца, ветра и воды, где нет не только нефти, газа и угля, но даже привычных селянам прошлого дров. В деревне, в том числе при помощи зарубежных специалистов, уже построены передовая агропромышленная ферма и сыроварня, продукция которой идет на экспорт на рынки соседних государств, прежде всего в братскую Турцию и Италию.

Кстати, этим летом полку новоселов прибыло, и теперь в деревне отстроено и сдано в эксплуатацию по последнему слову техники почти 400 домов, причем, согласно государственной программе «Великое возвращение», все построенные дома передаются бывшим вынужденным переселенцам бесплатно.

Президент Ильхам Алиев, выступая на Международном форуме «Карабах: Возвращение домой спустя  30 лет. Достижения и трудности», состоявшемся 6 декабря прошлого года, оптимистично заявил: «Мы встречались с группой международных экспертов в мае этого года в Шуше, теперь вы посетили освобожденный Зангилан, став свидетелями процесса переселения людей в родные очаги и реконструкции района. Бывшие вынужденные переселенцы заслуживают максимально удобных условий для жизни, так как долгих 30 лет жили в тяжелых физических условиях, с психическим надломом из-за оккупации их земель. Мы хотим ускорить процесс возрождения, но с полным пониманием существующих опасностей, главной из которых являются мины. Главное наше пожелание - использование при возвращении людей лучшего архитектурного опыта, передовых, включая «зеленые», технологий. Но важнее всего обеспечить бывших вынужденных переселенцев достойной работой, что еще раз демонстрирует наличие абсолютно комплексного подхода к реализации главной инициативы по восстановлению региона».

По предварительным оценкам экспертов, полное восстановление региона может обойтись одному только бюджету в $60 млрд, не говоря о частных вложениях, но идея того стоит, а потому с годами эта цифра, вероятно, будет только расти. Не зря государственная программа получила название «Великое возвращение», так как самая продвинутая архитектура и инфраструктура, лучшие заводы и культурно-исторические традиции не могут заменить само дыхание человеческой жизни. А ведь в 1992-1994 годах Карабах покинули свыше 700 тыс. человек, не говоря о беженцах из Армении, которым власти соседней страны при поддержке советской армии не дали даже опомниться и взять провиант в дорогу.

Сразу по итогам Отечественной войны не было четкого понимания, как будет происходить процесс выдачи азербайджанских паспортов армянскому населению, как провести унификацию старых и новых законов, что будет с прежними институтами и компаниями, как быть с территориями в зоне ответственности российских миротворцев. Было понятно одно - если народ опрокинул Железным кулаком прежние понятия, послав в тартарары так называемый «особый статус» надуманной «нкр», национальное правительство справится, причем своими силами и ресурсами с любыми масштабными строительными работами. А регулярные поездки главы государства не дают ни на секунду усомниться, что раз уж официальный Баку всерьез и с энтузиазмом взялся за дело, то на правах хозяина, в отличие от армянских временщиков, не планирует оставлять эти земли своей «буферной зоной» без жизни и перспектив. А это значит, что победоносный азербайджанский народ, а вместе с ним и здоровая часть мирового сообщества, уверен, что война больше не вернется в эти места, а «инфраструктурная витрина» рано или поздно притянет магнитом даже большую часть выехавших за рубеж карабахских армян, которых вот уже год дожидается имущество, добровольно оставленное «на произвол судьбы».

Большинство из них дожидается «ветра перемен», хотя если пораскинуть мозгами, проекты национального правительства, инициированные Президентом Ильхамом Алиевым, реализуются настолько ускоренными темпами, насколько позволяют результаты осуществления процесса разминирования. Полностью отвоеванные у интернациональных оккупантов земли поставили перед высшим политическим руководством страны серьезную задачу по возрождению юридически и фактически принадлежащих народу территорий. Из госбюджета страны на 2021-2024 годы на реализацию плана по «Великому возвращению» было выделено более 13 млрд манатов, включая наращиваемые из цикла в цикл параметры пересмотра главного фискального документа. 

Установленной динамики планируется придерживаться и в рамках реализации «Стратегии социально-экономического развития Азербайджана на 2022-2026 годы» - национальное правительство в два последующих сезона намерено выделить столько же на реализацию проектов по строительству, восстановлению и реконструкции в Карабахе и Восточном Зангезуре. И это самая крупная статья национальных программ, невзирая на то, что армейское строительство также относится к приоритетным направлениям.

На втором этапе восстановления освобожденных территорий бюджетные средства в основном будут вложены в строительство жилых комплексов с использованием современных технологий при соблюдении градостроительных норм, создание необходимой инфраструктуры, системы безопасности, условий для трудоустройства, в том числе ведения бизнеса, для обеспечения достойного возвращения почти 45 тыс. семей. В освобожденных городах и селах полным ходом осуществляется концепция «Умного города» и «Умного села», формируются аграрно-промышленные кластеры, Карабахский регион и Восточный Зангезур планируется превратить в зоны «зеленой» энергетики.

Азербайджан - страна, которая может похвастаться тем, что и государство, и народ живут одними целями и задачами, что и позволило разрушить раз и навсегда ошибочное мнение о невозможности вернуть Карабах в родное лоно. Поскольку руководство страны живет чаяниями народа, внимательно отслеживает его настроения и в курсе беспокоящих его моментов, страна идет к намеченным целям выверенными шагами и строго продуманным курсом.

Реализация программы по возвращению только набирает обороты. Экономическое развитие данных регионов создаст условия для комфортного проживания и социального обеспечения граждан. С учетом разрушений в результате варварской армянской политики масштабы восстановительных работ, конечно, не могут не впечатлять. Несмотря на то, что основная финансовая нагрузка в этом деле ложится на госбюджет, Карабах все же открыт для частных инвестиций, включая зарубежное участие. Благодаря терпению, политической воле и непоколебимой вере в торжество справедливости азербайджанский народ сумел доказать всему миру, что его не сломить и сил хватит на великие свершения на века вперед.

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2024.- 21 сентября (№175).- С.1;4.