Если бы я вернулся

 

Старший лейтенант Мурад Нагиев считал, что звание шехида выше всех званий и наград

 

Мурад Нагиев с детства мечтал стать военным. И это не просто фигура речи и не банальная фраза, которую говорят обо всех мальчиках, выбравших делом своей жизни служение Отечеству.

Сохранились многочисленные свидетельства того, что 23 года его короткой, но яркой жизни действительно были посвящены воинскому долгу, которому он был верен до последнего дыхания.

С матерью героя Хавер Магомеди мы беседуем в Фонде героев Карабахской войны, что находится на втором этаже Центральной научной библиотеки НАНА. Она перелистывает страницы книги, посвященной ее сыну, показывает его фотографии. «Вот видите, - палец замирает на фотографии пятилетнего ребенка в военной форме, который отдает честь, приложив правую руку к виску, как это делают настоящие военные. - Это мой мальчик, mənim balam».

А Басти Алиева, воспитательница детского сада №105, воспитанником которого он был, вспоминает, что как только на занятиях начинал играть гимн Азербайджана, Мурад брал в левую руку флаг, а правой отдавал честь. «Как-то я его спросила: «Какую профессию ты выберешь, когда вырастешь?» Он, не задумываясь, ответил: «Я буду офицером!» - делится она.

Было у отца  три сына…

Мурад родился в Газахе заснеженным февральским днем 1997 года. Холода в тех краях в ту пору стояли крепкие, но младенец, третий по счету ребенок в семье, улыбчивый son beşik принес в дом невероятное тепло, согревавшее всех, кто был рядом.

В семье уже были два сына - Орхан и Сархан. Третьему сыну дали имя Мурад. Ласково называли Мурик - самый маленький, самый забавный, самый сладкий. А Мурик вырос и стал государственным человеком - воином. Настоящим героем. Защитником. Было у отца три сына - осталось два.

Когда мальчику исполнилось десять месяцев, семья переехала в Баку и поселилась в поселке Бакиханова, где он окончил среднюю школу №271 Сабунчинского района. В 2011 году, набрав более 400 баллов, поступил в Военный лицей имени Джамшида Нахчыванского, по окончании которого в 2015 году был направлен на учебу в Военную гимназию Кулели (Стамбул). Ее выпускниками были известные личности - османско-турецкий фельдмаршал Гази Осман паша, четвертый и пятый президенты Турции Джемаль Гюрсель и Джевдет Сунай и др.

За феноменальные успехи в математике педагоги называли его математическим гением. Кроме того, он демонстрировал высокие показатели и как образцовый офицер второй по величине армии НАТО. Затем Мурад поступил в еще одно престижное военное учебное заведение, расположенное в Анкаре, - в Кара Харп Окулу: среди самых известных его выпускников значатся Мустафа Кемаль Ататюрк и бывший министр обороны Турции Хулуси Акар. Но в 2016 году он решает продолжить образование на родине, в Азербайджанском высшем военном училище имени Гейдара Алиева.

Окончил он его летом 2020 года - буквально за пару месяцев до начала войны. Специальность, согласно диплому, получил боевую («применение танковых отделений, частей и соединений в боевых действиях»), и на погонах заблестели две лейтенантские звездочки.

Воевал храбро,  профессионально

После краткосрочного отпуска новоиспеченный офицер был зачислен в танковую дивизию, что дислоцировалась в Пиркешкюле, - радовал близких, особенно маму, что может видеть сына каждый день и готовить его любимые блюда - дошамяли плов, дюшбере, хинкал, гутабы, клубничное и ореховое варенья. А 25 сентября сын домой не вернулся, приказано было остаться в казарме. То же самое повторилось на следующий день. И только утром 27 сентября, когда вся страна уже знала о начале контртеррористической операции в Карабахе, Мурад позвонил домой и успокоил, сказал, что выдвигаются на учения в сторону Физули-Горадиза, будут в резервной группе, не в первом эшелоне линии соприкосновения, то есть беспокоиться не о чем. О том, что предшествовавшие два дня они грузили тяжелую технику и готовили боевые танки, он умолчал.

В войну старший лейтенант Нагиев вступил в должности командира танка (Т-90). Воевал храбро, профессионально, в жестоких боях на Джебраильском, Физулинском, Зангиланском, Гадрутском и Губадлинском направлениях фронта уничтожил значительное количество вражеских стратегических объектов, огневых точек, бронетехники, живую силу противника. Особо отличился при взятии села Горадиз, а 11 октября геройски погиб в боях за освобождение Джебраильского района. Соответствующими распоряжениями Президента Азербайджана

Ильхама Алиева посмертно награжден орденом «За службу Отечеству» III степени, медалями «За Родину» и «За освобождение Джебраила».

- Я еще накануне почувствовала беду, - делится Хавер ханым. - Мой сын был еще жив, а я себе места не находила, сердце было неспокойно. 12 октября утром сообщили, что он стал шехидом, но тело привезли только 19-го. На следующий день он был предан земле в Аллее шехидов. Я вообще не понимаю, как я живу и как терплю эту боль, ведь при его жизни для меня расстаться с ним даже на 10 минут было невыносимо. И он ко мне относился так же - очень бережно, с любовью, уважением. Я часто говорила ему, что он станет генералом. А он возражал: «Нет, мама, я стану шехидом. Это звание выше генеральского. Выше всех остальных званий и наград».

Qayıtsaydım

О том, каким бойцом был отважный лейтенант, вспоминают его боевые товарищи - командир батальона полковник-лейтенант Рамин Керимов, старший лейтенант Намик Сафаров, механик танка прапорщик Эльсевяр Гумметли, наводчик рядовой Азер Абдуллазаде, сокурсники лейтенанты Али Мустафаев, Анар Марданзаде, Тебриз Ахмедов и др.

Они запомнили Мурада как удивительно доброго человека, надежного друга, бесстрашного воина. В том последнем бою, завершившем его жизнь, он впервые не подчинился приказу командира, поставившего впереди колонны другой танк. Сказал, как отрезал: «Я поведу головной танк. Я - офицер, командир. Вы женаты, у вас есть дети, а я холост». Им двигало чувство мести за гибель своих товарищей, за чудовищные теракты в Гяндже и Барде, за попранную землю. И сам он погиб в результате удара дистанционно управляемой противотанковой ракеты. «Мурад - единственный, кто не подчинился моему приказу», - с грустной улыбкой вспоминает командир батальона.

Но Мурад был не только воином, он был еще и поэтом. Интерес к искусству у него проявился в раннем детстве. Он научился играть на разных музыкальных инструментах, писал стихи и на родном языке, и на турецком - сказывалось пребывание в братской стране. Произведениям поэта-танкиста высокую оценку давали не только товарищи и педагоги, но и профессиональные литераторы, с удовольствием печатавшие их в своих изданиях. По мнению директора Дома поэзии имени А.Керима Ибрагима Ильяслы, некоторые стихи молодого автора обладают мудростью, словно он копил ее много лет.

Его стихи напечатаны и в книге «Мурад», вышедшей в феврале 2022 года, они также звучат в исполнении известного актера Кямрана Агабалаева в художественно-документальном фильме «Если бы я вернулся» (Qayıtsaydım), презентация которого состоялась в Park Cinema Flame Towers в октябре 2022 года.

 

Галия АЛИЕВА

 

Бакинский рабочий.-2024.- 27 сентября (№179).- С.6.