Сильных не любят, но уважают

 

Добрым словом и пистолетом  можно добиться гораздо большего...

 

Азербайджан отметил День памяти, склонив голову перед памятью славных шехидов, которые не пожалели жизни для свободы и независимости Родины.

27 сентября 2020 года после целого ряда кровавых провокаций, предпринятых армянской стороной, подразделения ВС Азербайджана начали контрнаступательную операцию. Началась 44-дневная вторая Карабахская война, вошедшая в историю нашей страны как Отечественная война. В результате наши войска полностью разгромили ВС Армении и освободили ранее захваченные земли, тем самым освободив свои земли от 30-летней оккупации и собственными силами выполнив четыре резолюции СБ ООН.

Буквально на прошлой неделе мы отмечали другую памятную дату - первую годовщину восстановления государственного суверенитета Азербайджана над всей территорией страны. 19 сентября 2023 года была начата антитеррористическая операция с целью пресечения широкомасштабных провокаций, совершаемых в Карабахском экономическом районе Азербайджана.

А также разоружения и вывода остатков вооруженных сил Армении с наших земель, восстановления конституционного строя Азербайджанской Республики на этих территориях. В результате операции, продлившейся всего 23 часа и завершившейся 20 сентября, доблестная Азербайджанская армия с высоким профессионализмом выполнила все поставленные перед ней задачи.

Свою оценку событиям тех дней и нынешнему положению дел в регионе в интервью корреспонденту газеты «Бакинский рабочий» дал известный российский политолог, основатель экспертно-аналитической сети PolitRUS Виталий Арьков.

- 20 сентября в Азербайджане объявлено Днем государственного суверенитета. Как известно, в сентябре прошлого года официальный Баку вынужден был провести спец­операцию, чтобы покончить с сепаратизмом и восстановить суверенитет на всей территории страны. Пример Азербайджана показывает, что одного только международного права недостаточно для обеспечения справедливости и мира.

- Приписываемая разным великим личностям фраза гласит: «Добрым словом и пистолетом вы можете добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом». И Азербайджан доказал это на практике, устав от трех десятилетий бесконечных безуспешных мирных переговоров и бессовестного вранья со стороны Армении. Объективная реальность показывает, что такие оппоненты/соперники как Армения понимают только язык силы, а добрые намерения и великодушие рассматривают как проявление слабости и повод переходить мыслимые и немыслимые красные линии.

Сильных не любят, но силу уважают. Мнение сильных государств, невзирая на площадь и численность населения, учитывают и с ними ведут диалог. Удел слабых - менять суверенов (подчас предавая их) и быть разменной монетой в геополитических сделках.

- Прошел год со времени спец­операции в Карабахском регионе, а в некоторых странах Запада, в частности во Франции, в США, Нидерландах считают Карабах оккупированным со стороны Азербайджана и обвиняют официальный Баку в этнической чистке армянского населения этого региона. Более того, эти же страны во многом подпитывают армянский реваншизм, поставляя Армении различные виды вооружений и боевой техники, в том числе наступательной. Почему Запад так себя ведет?

- И вновь позволю себе цитату, на сей раз из басни Ивана Крылова: «Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать». Надо смотреть правде в глаза: США и Евросоюз совершенно цинично используют удобную «армянскую» тему для достижения своих целей. Никакой заботы о «несчастных карабахских беженцах» там нет и в помине. Это и месть за независимость Азербайджана во внешней политике, выражающаяся в т.ч. в отказе присоединиться к мракобесию антироссийских санкций. Это и желание Франции (перехватившей у Германии инициативу в Евросоюзе) потеснить на Южном Кавказе исторически (наряду с Россией, Турцией и Ираном) присутствующую в регионе Британию. Это и алчность французского и увязанного с ним европейского олигархата, стремящегося получить контроль над топливо-энергетической сферой Азербайджана, а также свою заметную долю в масштабных транспортно-логистических проектах (приоритетно МТК Север - Юг), где у Азербайджана одна из ключевых ролей. То есть давление используется в расчете склонить Баку к началу переговоров по этим актуальным вопросам на условиях олигархата Франции и бюрократии Евросоюза.

- В последнее время в связи с резким противодействием Армении и Запада, неожиданно поддержанных Ираном, все меньше шансов остается на реализацию проекта Зангезурского коридора по той схеме, что была обозначена в трехстороннем Заявлении от 10 ноября 2020 года, согласно которому армянский участок данного коридора должны контролировать российские пограничники. Теперь все большее число экспертов склоняется к тому мнению, что проект Зангезурского коридора в его редакции 10 ноября 2020 года останется на бумаге. Каково ваше мнение на сей счет?

- Зангезурский коридор важен не только для Азербайджана в решении вопроса наземного сообщения с Нахичеванской Автономной Республикой. Это перспективный транспортного-логистический проект, тесно увязанный с формированием новых трансъевразийских маршрутов - почти все они не минуют Южного Кавказа. Сейчас к нему самое пристальное внимание и неподдельный интерес, как следствие - стремление перехватить инициативу и контроль.

Как влиятельная региональная держава, что отражено также в формате «3+3», Иран не может и не хочет оставаться в стороне. В Тегеране выступают за паритет интересов и влияния в регионе, а также имеют опасения, что в результате реализации проекта Зангезурского коридора значительно укрепятся позиции Азербайджана и Турции с одной стороны и России - с другой.

Во-первых, с открытием Зангезурского коридора по территории Сюникской области Армении Иран лишится рычага влияния на Азербайджан, который и сейчас вынужденно использует транзит через иранскую территорию для наземного сообщения с Нахичеванской автономией, и может увеличить его в случае, если Тегеран, как планируется, проложит коридор между «большим» Азербайджаном и его эксклавом вдоль своего берега реки Араз. В силу данной зависимости от Ирана Баку вынужден идти на компромисс по целому ряду важных вопросов.

Во-вторых, на фоне активных разговоров в азербайджанском обществе касаемо исторической принадлежности Западного Зангезура и успехов Азербайджана по возвращению ранее оккупированных территорий (в т.ч. восстановления полного контроля над Карабахом) в Иране не исключают, что следующим шагом после открытия Зангезурского коридора станет проведение Баку силовой операции по обретению контроля над самим Западным Зангезуром. А это по целому ряду причин идет вразрез с геополитическими интересами Тегерана.

В-третьих, даже если Зангезурский коридор (параллельно армяно-­иранской границе) будет функционировать согласно ранее достигнутым договоренностям и его безопасность обеспечивать пограничные войска ФСБ России, то это также нарушает годами отлаженные схемы Ирана по использованию территории Армении (с коррумпированными властями которой всегда можно договориться) для транзита широкой номенклатуры грузов в обход международных санкций. А далеко не все эти грузы связаны с Москвой.

Можно предположить, что вопрос открытия Зангезурского коридора будет включен в повестку встречи Президента России Владимира Путина и премьер-министра Армении Никола Пашиняна на полях саммита БРИКС+ в Казани, куда последний приглашен и уже подтвердил свое участие, хотя и с довольно странной оговоркой: мол Армения вступать в БРИКС пока не планирует. Оно может и так, поскольку Иреван сегодня выполняет команды из Вашингтона, Брюсселе и Парижа, для которых БРИКС - серьезный конкурент с растущим потенциалом. Но совершенно очевидно, что Россия, Китай, Индия не допустят использования Армении в качестве инструмента воспрепятствования развитию объединения, особенно на фоне серьезного интереса к вступлению в него со стороны Азербайджана и Турции. Способы решения проблемы могут быть различными…

- Что касается мирного процесса, то Пашинян предлагает подписать эрзац-договор, то есть по тем статьям, которые уже согласованы, а по оставшимся продолжить переговоры. Насколько вероятен такой исход переговорного процесса?

- О возможности подписания мирного договора в рамочном варианте, а уже затем дополнять его согласованными положениями говорить и писать конкретно я начал сразу же, как обозначились первые серьезные противоречия в этом вопросе между Иреваном и Баку. Другое дело, что подписанный рамочный вариант должен включать все основополагающие моменты. В т.ч., что Армения отказывается от территориальных претензий к Азербайджану, признает его в четко обозначенных в договоре границах и т.п. А для этого, как мы все знаем, необходима корректировка конституции Армении и Иреван откровенно затягивает с этим. Появилась информации о проведении соответствующего государственного референдума не ранее 2027 года. В Армении, конечно же, прекрасно понимают: без ключевых положений руководство Азербайджана не станет подписывать даже рамочный мирный договор, что совершенно логично и мудро со стороны Баку. Потому играют на этом - в лучших традициях армянской политики Никол Пашинян пытается перевернуть все с ног на голову и представить ситуацию так, что это «злобный» Ильхам Алиев отказывается от мирных инициатив Армении и это, дескать, подтверждает агрессивные планы Азербайджана по захвату территории соседа - в т.ч. вторжения в Сюникскую область (Западный Зангезур).

 

Роман ТЕМНИКОВ

 

Бакинский рабочий.-2024.- 28 сентября (№180).- С.1;4.