Ильхам Намик Кямал: «Актерская игра – это уже политика»

 

Преподаватель, актер театра и кино, профессор, народный артист Азербайджана и, самое главное, – интересный собеседник, источающий позитив. И при этом всегда подтянутый, элегантный и жизнерадостный. Наш гость – актер Театра музыкальной комедии и заведующий кафедрой Университета искусств Ильхам Намик Кямал.

– Как вам удается всегда оставаться таким жизнерадостным, веселым и оптимистичным? Создается ощущение, что у вас абсолютно нет никаких проблем?

– Конечно же, у меня, как и у всех людей, есть какие-то проблемы. Но человек не должен показывать их другим: «Ой, у меня болит сердце, печень, зуб и так далее. Или «ах, что мне делать, никак не могу купить компьютер, пальто, машину, квартиру». Он не должен выплескивать на них негатив. Наоборот, нужно стараться поднимать настроение как самому себе, так и окружающим.

Я, к примеру, с 16 лет каждый день бреюсь. Просто привык, чтобы у меня было абсолютно чистое, бритое лицо ежедневно – это тоже своеобразный позитив.

– А какие проблемы есть у актеров?

– Какие у них могут быть проблемы? Единственная проблема – это постоянная зависимость их работы от других. Отсюда порой и возникают финансовые проблемы. Ведь для того, чтобы они работали, играли, их должен кто-то позвать. Слава Аллаху, я ни разу не испытывал никаких проблем с работой, никогда не чувствовал себя невостребованным – ни в советские времена, ни во времена независимого Азербайджана, несмотря на то, что совсем скоро мне стукнет 65 лет!

– Как вы считаете, деятели культуры в целом, и актеры в частности, должны идти в политику?

– Думаю, что актерская игра – это уже политика. Актер, играя тот или иной образ, старается показать зрителю всю сущность образа человека, которого он играет. А он может играть и крупного чиновника, и директора какого-либо банка, и политика. И донести весь негатив или позитив образа до десятков, сотен тысяч, а иногда и миллионов людей. И сказать своей игрой то, что не могут или не осмеливаются сказать другие. Так что хороший актер даже больший политик, чем сами политики.

– Почему азербайджанские актеры практически не востребованы за рубежом – хотя бы в странах СНГ? Вам не обидно, что, к примеру, роли азербайджанцев в российских фильмах зачастую играют кто угодно – чеченцы, грузины, армяне, но только не сами азербайджанцы.

            – Но для того, чтобы наши актеры играли эти роли, их должны приглашать! Как я уже отметил, актер – это очень зависимая профессия, и у актеров должны быть продюсеры, которые представляли бы их в кинокомпаниях разных стран. Ведь те же российские режиссеры или продюсеры не едут в Азербайджан, чтобы проводить здесь кастинги – откуда им знать, какие у нас артисты? К тому же подобная невостребованность есть не только у наших актеров, но и у эстрадных исполнителей. Мы зовем в Азербайджан столько российских или турецких исполнителей. А кого из наших позвали в Россию или Турцию, чтобы те выступили там с концертом?

– Каким должен быть профессиональный актер, какие соблюдать правила?

– Он должен прежде всего поддерживать форму, иметь харизму, смотрибельный внешний вид. Нельзя себя распускать, нельзя ежедневно потреблять жирную пищу, необходимо поменьше пить и курить. Так сказать, знать свою норму. Каждый человек приносит свою культуру, свою норму поведения в общество. Человек должен быть редактором собственных действий и поступков

– А какова ваша норма? Я имею в виду в потреблении спиртного. Кто-нибудь может сказать, что видел вас вдрызг пьяным?

 

  Вы знаете, алкоголь – это точилка человеческого характера. Он оттачивает и заставляет проявлять во всей красе те черты вашего характера, которые доселе были не очень заметны. Если вы позитивный человек, то, даже выпив, останетесь таковым и будете шутить еще больше, если вы негативный, то после употребления алкоголя с вами тем более будет мало желающих общаться. А что касается моего пьяного состояния, то прежде всего, если бы такое было, об этом должен был бы знать я сам. (Смеется) А раз сам я этого не знаю, значит, никто меня таким не видел. Моя норма – три рюмки водки – то есть 150 граммов. В исключительных случаях могу выпить четвертую.

– В перерывах между театральной и преподовательской деятельностью много ли времени уделяете семейной жизни?

– Я всегда старался и стараюсь семье уделить внимания больше, чем работе. Мое утро начинается с посещения продуктового рынка или магазина. То, что имею четверых детей и более чем тридцатилетний стаж отцовства, – лишнее свидетельство тому, что я уделяю семье достаточно внимания. (Смеется)

– А не было такого ощущения, что дети резко выросли?

– Конечно, и такое было. Я же мужчина, в конце-концов, и не могу и не должен постоянно сидеть дома.

– Когда выдали замуж дочерей, не было ль ревностного отношения, что столько лет их растили, оберегали, а теперь отдаете в чужие руки?..

– Человек, который так думает, должен прежде всего подумать о своей матери, которая его родила. Это закон – дочери должны через определенное время покидать своих родителей.       

 

Вюгар Вюгарлы

 

BakuPost.-2013.- 2 ноября - С.24.