Вторая жизнь легенды

 

Этот человек – живая история отечественного кино за последние тридцать лет. Во многих известных отечественных фильмах он был либо директором картин, либо продюсером. Но самым главным его успехом стал, безусловно, фильм «Не бойся, я с тобой», где он был директором картины. И спустя тридцать лет он же стал сопродюсером продолжения этого фильма, презентация которого торжественно состоялась вчера во Дворце Гейдара Алиева. Итак, наш сегодняшний собеседник – кинопродюсер Надир Алиев.

– В чем главное отличие первой части фильма «Не бойся, я с тобой» от второй.

– Во-первых, история рассказанная и показанная в пером фильме, происходила раньше, чем во второй части картины, и временной отрезок между этими историями составляет 20 лет. Так что и герои были моложе, и актеры, которые их играют, соответственно – тоже. Во вторых, в первом фильме, снятом в советские времена, Азербайджана было меньше, а в этой картине нашей страны гораздо больше. Здесь практически нет сюжета, который не говорил бы об Азербайджане, не давал бы понять, что это наша картина. Как сказал сам режиссер фильма Юлий Гусман: «Этот фильм будет своеобразным гимном Азербайджану».

– А в какую сумму обошелся нашей стране этот «гимн»? Я задаю вам этот вопрос потому, что уже до начала съемок вокруг этой темы начался ажиотаж, который еще больше разгорелся во время съемочного процесса. Цифры назывались самые разные, и зашкаливали они до 10-12 миллионов манатов. Вы как один из продюсеров фильма просто обязаны знать точную цифру.

– Увы, я не владею точной цифрой, но хочу сказать вот что. Конечно же, все цифры, которые были озвучены, не соответствуют действительности. Посудите сами, ежегодный бюджет для всех отечественных фильмов составляет 6-6,5 миллиона манатов. А так как наш фильм снимался по госзаказу, то, соответственно, также финансировался из бюджета, а не за счет каких-то спонсорских вливаний. Кстати, фильм «Долу», где я также был директором картины, получил 1,3 миллиона манатов из этого бюджета. А ведь снимались не только эти два фильма. К тому же определенную сумму внесла и российская сторона, ведь фильм-то совместный продукт Азербайджана и России. Вот и делайте свои выводы и вычисления.

– Получается, что Азербайджану он обошелся не более чем в 3,5 -4 миллиона манатов?

– Получается, что вы сами озвучили цифры. Вот в этом то и проблема, что ажиотаж поднимается потому, что задаются подобного рода вопросы! Я не понимаю, почему журналистам всегда интересно, кто столько заработал, – кто сколько потратил. А не сам фильм, творческий процесс…

– Но ведь эти цифры всегда интересны читателю. Все знают, как хорошо играет Месси, но тем не менее всем еще более интересно, сколько он за это получает. И ни он, ни остальные звезды футбола или кино не жалуются на то, что журналисты спрашивают их об этом.

       – Но мне больше импонируют вопросы о творческом процессе. Я не хочу, чтобы интервью получилось «желтым».

– Хорошо, тогда скажите, насколько необходимым было снимать продолжения фильма «Не бойся, я с тобой» спустя более тридцати лет? Ведь можно было бы за эти же деньги снять совершенно другой и не менее интересный, учитывая уровень режиссера, фильм?

– Поймите, первый фильм был культовым на всей территории бывшего СССР, и это – бесспорный факт. И потому продолжение этого фильма можно было только приветствовать. Вы не представляете, сколько людей в советское время обращались к Юлию Соломоновичу с вопросом: «А будет ли продолжение картины?» И какая разница, снято это продолжение через три года или через 30 лет? Что, через три года было бы лучше? И думаю, что с этим вопросом лучше обратиться к самому Гусману.

– Но вы ведь единственный из съемочной команды, кто работал с ним в обеих картинах…

– Да, я в 28 лет стал самым молодым директором картины в СССР, который руководил такими масштабными съемками! А в пером фильме Юлия Соломоновича «В один прекрасный день», снятом в 1974 году, я был замдиректора картины. Так что мы дружим и сотрудничаем с Юлием Соломоновичем уже почти 40 лет.

– Я не совсем знаю, каковы были обязанности директора фильма в советские времена, но задача продюсера фильма в наше время заключается в том, чтобы заработать деньги – то есть снять такой фильм, который можно было бы затем подороже продать. Как вы думаете, удастся ли продать фильм «Не бойся, я с тобой! 1919» дороже, чем на него было затрачено средств?

– Я уверен в том, что, учитывая, что в этом фильме снимается столько звездных российских актеров, российские телеканалы буду заинтересованы в его демонстрации. К тому же режиссер фильма Юлий Гусман и исполнитель одной из главных ролей Полад Бюльбюльоглу являются очень востребованными для российского зрителя фигурами, что также немаловажный фактор для успешного проката этой картины. Так что думаю, что фильм в состоянии не только окупить себя, но и принести прибыль.

– И в заключение хотел бы спросить вас вот о чем. Я был на съемочных площадках разных фильмов, как азербайджанских, так и зарубежных, но такой доброй и веселой атмосферы, которая была на съемках фильма «Не бойся, я с тобой» 1919», не видел. И думаю, что виной всему – харизма Гусмана. Вы сказали, что знаете Юлия Гусмана почти 40 лет и дружите с ним. Как вы думаете, откуда у него такое умение расположить людей к себе?

– Гусман – человек-оркестр. Он и врач, и телеведущий, и капитан команды КВН, и даже организатор праздничных парадов и демонстраций в Баку в советское время. Второго такого режиссера с таким количеством профессий и такого всесторонне развитого просто нет! Думаю, в этом и секрет харизмы и притягательности Юлия Соломоновича. 

 

Вюгар Вюгарлы

 

BakuPost.-2013.- 16 ноября - С.24.