Нелегальные трудовые мигранты должны быть амнистированы

Интервью "Эхо" с председателем Лиги защиты трудовых прав гГраждан Сахибом Мамедовым об уровне безработицы в стране, неформальном рынке труда, а также о трудовых мигрантах

А.ХАЛИЛОВ

- Во время наших прошлых бесед вы отмечали, что уровень безработицы в Азербайджане составляет примерно 13% от трудоспособного населения. Каков уровень безработицы на данный момент? Произошли ли какие-либо изменения?

 

- Серьезных изменений на рынке труда, согласно нашим исследованиям, в этом году не произошло. Пока что официальная статистика не обнародована. Правительством каждый год публикуется численность открытых новых рабочих мест. Но, к сожалению, официальная статистика не говорит о закрытых рабочих местах. В результате мы не можем определить баланс между открытыми и закрытыми рабочими местами. Согласно официальной статистике, в прошлом году открыто примерно 75 тыс. новых рабочих мест. При этом, согласно нашим исследованиям, много рабочих мест также было утеряно. Исходя из этого, серьезных изменений в показателе по безработице не отмечается. Вместе с тем лица, которые официально прошли регистрацию как безработные, не охватывают весь трудовой рынок. По нашим оценкам, ситуация по безработице находится примерно на прошлогоднем уровне. Число лиц, которые находятся в поиске работы, составляет примерно 12-13% трудоспособного населения.

 

Но в данном случае следует принимать во внимание так называемый региональный фактор. В частности, трудовые ресурсы распространены по стране неравномерно. Проблема заключается в том, что основная часть трудоспособного населения находится в Сумгайыте, Абшероне и Баку. Кроме того, основная часть рабочих мест также находится на Абшеронском полуострове. В регионах страны число рабочих мест ограничено. Исходя из этого, безработица более отчетливо проявляется именно в регионах. С другой стороны, безработица ощущается на неформальном рынке труда. В частности, необходимо принимать во внимание, что на Абшеронском полуострове объем неформального рынка более ощутимый. В данном случае речь идет о сфере ремонтных, строительных работ и услуг. Люди занимаются трудовой деятельностью, но вместе с тем не находятся в официальных трудовых отношениях. Но в регионах страны объем неформального рынка не столь высокий. Значит, там бремя безработицы ощущается сильнее.

 

Помимо этого следует отметить, что традиционно среди молодежи в достаточной степени высокий уровень безработицы. С другой стороны, безработица ощущается среди различных социальных слоев. Недавно мы завершили проект по проведению мониторинга по осуществлению Государственной программы по улучшению уровня жизни беженцев и вынужденных переселенцев. В целом, государственный комитет по делам беженцев провел большую работу по улучшению уровня жизни беженцев. Но проблема занятости среди вышеотмеченных слоев населения, несмотря на открытие новых предприятий, все еще остается открытой. Во время опросов жители поселков для вынужденных переселенцев также в качестве главной проблемы отмечали занятость.

 

Кстати, следует отметить, что в качестве одной из основных проблем, порождающих безработицу, является не только отсутствие рабочих мест, но также отсутствие необходимой профессиональной подготовки. Дело в том, что беженцы, как правило, из сельских районов. Исходя из этого, главной занятостью вынужденных переселенцев было животноводчество и земледелие. Этим людям сложно найти себя в сегодняшних реалиях. Мы предложили правительству осуществить переквалификацию вынужденных переселенцев. В целом, эта проблематика актуальна для всей страны.

 

Следует отметить, что базу стратегии ЕС по занятости составляет именно образование. В Азербайджане также с целью обеспечения занятости существует государственная программа на 2006-2015 годы, существует план мероприятий. Но, согласно нашим наблюдениям, соответствующие государственные органы полностью не справляются с функциями, возложенными на них государственной программой.

 

-Насколько отличается показатель безработицы в Азербайджане от показателей других стран (стран ЕС и СНГ)?

 

- Начнем с того, что разница между Европой и Азербайджаном в том, что в еврозоне все безработные зарегистрированы. В Европе существуют страны, где на фоне кризиса уровень безработицы достигает 17%. Исходя из этого, на пространстве ЕС существуют страны, где уровень безработицы превышает показатель Азербайджана (Испания). В целом, согласно общепринятым стандартам, если уровень безработицы не превышает 3,5%, это нормально. Выше 3,5% является уже социальной проблематикой. В Азербайджане же уровень безработицы, согласно оценкам официальных органов, находится на уровне 6%. Во время последнего отчета Международная организация труда (МОТ) подсчитала, что уровень безработицы в Азербайджане находится на отметке 10%, и официальные круги косвенно признавали этот показатель. Но это было до кризиса. Что касается пространства СНГ, то здесь неформальный рынок существует во всех странах.

 

Если вести сравнение с Казахстаном, то, на мой взгляд, рынок труда там регулируется лучше, чем в Азербайджане. В целом, в СНГ существуют страны, где уровень безработицы превышает показатели Азербайджана (Грузия, Армения). В других странах показатель безработицы ниже, чем в Азербайджане (Россия, Беларусь, Украина). В России территория более обширная, но трудовых ресурсов для удовлетворения внутреннего спроса не так много. В результате страна принимает трудовых мигрантов. В Азербайджане же ситуация несколько иная. Сложности в том, что Азербайджан является нефтяной страной. Исходя из этого, другие секторы не столь динамично развиваются. Помимо этого не столь хорошо защищается внутренний рынок страны. В частности, сельскохозяйственные производители не могут реализовать свою продукцию. Экспорт в страну продукции сравнительно более дешевый. Следует отметить, что существуют монопольные группы, которые не заинтересованы в развитии внутреннего производства в стране. Ведь они заключили контракты по экспорту различной продукции. Со стороны государства предпринимаются различные меры с целью развития ненефтяного сектора. Но, в целом, ситуация остается напряженной.

 

- Но, как считают ряд экспертов, на повышение уровня безработицы в стране повлияли также миграционные процессы...

 

- Действительно при оценке ситуации по безработице необходимо также рассматривать глобальную рецессию, которая повлекла за собой миграцию. В ходе кризиса много трудовых мигрантов, азербайджанцев вынуждены были вернуться обратно. Помимо этого следует также принимать во внимание граждан страны, занятых предпринимательской деятельностью за пределами страны. В частности, часть из них, также обанкротившись, вынуждена была вернуться в страну. Этот фактор в достаточной степени напряг трудовой рынок страны. С другой стороны, следует отметить общее повышение уровня миграции в страну. В данном случае подразумевается приток в Азербайджан мигрантов из сравнительно низких по уровню жизни стран. Эти тенденции, в целом, ведут к напряжению ситуации на трудовом рынке страны.

 

- В стране принят закон о миграции, создана служба. Но в данной сфере все еще много сложностей. Какие шаги, на ваш взгляд, необходимо предпринимать с целью легализации всех трудовых мигрантов в стране?

 

- Дело в том, что международными нормами о миграции, стороной которых является Азербайджан и соответствующими местными нормами закона существует много противоречий. В данном случае необходимо рассматривать процедуру трудовой миграции в других странах. В частности, во многих государствах определяются квоты на основе спроса на ту или иную специальность в том или ином регионе. Далее эта информация размещается на официальном сайте Министерства иностранных дел или Министерства труда. У будущего трудового мигранта существует возможность ознакомиться со спросом внутри страны, в которую он планирует мигрировать. Далее он заключает контракт с работодателем, получает визу и въезжает в страну. В законодательстве Азербайджана существует пункт, который требует наличия трудовой визы при въезде в страну. Но в посольствах Азербайджана не выдают такого рода виз. В результате въезжающий в страну мигрант уже нарушает требование законодательства о трудовой миграции. Этот парадокс все еще не устранен. Помимо этого следует принимать во внимание, что в стране живет много этнических азербайджанцев из Грузии (которые плюс ко всему являются гражданами этой страны). В частности, часть из них потеряла гражданство Грузии и не получила гражданства Азербайджана. Но их трудовая деятельность зачастую бывает нелегальной.

 

Вместе с тем следует коснуться политики правительства регулирования трудовой миграции. В миграции был применен принцип единого окна. Помимо этого была создана государственная служба по миграции. Правительство говорит о позитивных тенденциях. Но наши наблюдения говорят об обратных тенденциях. Прежде всего необходимо было изучить рынок, и тогда квота, определенная для мигрантов, выглядела бы более правдоподобной. К примеру, квота для мигрантов в Азербайджане составляет 10 тыс. человек. При этом неизвестно по каким специальностям и регионам определена эта квота. Вместе с тем следовало бы решить проблематику с трудовой визой. Получение индивидуального разрешения на трудовую деятельность сопровождается достаточно сложными процедурами. В частности, требуются многочисленные документы. При этом сумма, которая необходима для получения разрешения, высока. Ведь приезжающие в страну мигранты в основном не являются выходцами из Европы. Говоря простым языком, для представителя Юго-Восточной Азии сумма в 1 тыс. манатов на один год (которая заменила прежние 50 долларов) является завышенной. В результате на рынке трудовых мигрантов ситуация обострилась. С одной стороны, страдает трудовой рынок страны. Помимо этого нарушается закон страны.

 

Азербайджан является участником Конвенции ООН о защите прав трудовых мигрантов и членов их семей. В этой связи Азербайджан должен каждые 4 года предоставлять отчет. Первый отчет уже предоставлен. Далее Конституция Азербайджана независимо от наличия гражданства предоставляет всем равные для трудовой деятельности права, если это право иначе не предусмотрено в законодательстве. В конечном итоге попытки правительства регулировать трудовой рынок ведут к противоположным тенденциям.

 

- Во время нашей прошлой беседы вы отметили, что в отношении Азербайджана было много претензий в связи с тем, что страна ограничивает трудовой рынок страны. На ваш взгляд, где может быть установлена золотая середина, которая будет защищать трудовой рынок страны для местных граждан, а также не будет нарушать взятые Азербайджаном обязательства?

 

- До самого недавнего времени Азербайджан был страной происхождения мигрантов. То есть мы экспортировали трудовую силу. В результате экономического развития за последние годы Азербайджан наравне со страной происхождения мигрантов стал также страной назначения мигрантов. Во времена, когда Азербайджан был страной происхождения мигрантов, начал ратифицировать все международные конвенции и принял либеральную позицию. На данный момент, после потока в страну мигрантов начали применяться ограничения, что в свою очередь ведет к нарушению взятых Азербайджаном на себя обязательств. Где может быть золотая середина? Повторюсь, необходимо изучить трудовой рынок страны. При этом не существует достоверной информации о неформальном рынке. Определять квоту, не имея достоверной информации о спросе страны, неправильная позиция. После изучения спроса на мигрантов можно определить квоты так же, как и в других странах мира. Существуют такие специальности, по которым в Азербайджане не существует кадров. Тем самым миграция должна быть направлена на привлечение мигрантов именно по этим специальностям. Во всем мире к мигрантам существует своего рода фобия. Но в большинстве случае мигранты служат процветанию страны, в которую они направляются.

 

Существует всем известный пример турецких мигрантов. В свое время турки многое сделали для развития Европы. В дальнейшем они вернулись в Турцию и начали на изученном в Европе опыте развивать Турцию. Говоря простым языком, мигранты не прокаженные. К мигрантам необходимо относиться нормально. Просто необходимо регулировать их поток в Азербайджан. На мой взгляд, занятые в неформальном рынке мигранты должны получить амнистию. Они должны быть уверены, что если они сами добровольно придут в официальные органы, их не будут депортировать. Они должны получить облегченную процедуру получения индивидуального разрешения на трудовую деятельность. И после этого необходимо проследить за исполнением требований законодательства. Необходимо принимать во внимание, что часть границ страны прозрачная. Исходя из этого, въезд в страну не составляет особого труда. Если они будут въезжать в страну, получив трудовую визу, никаких проблем в данной сфере не будет. В противном случае сложности с трудовыми мигрантами не будут устранены. Необходимо принимать во внимание, что в большинстве случаев также нарушаются права мигрантов и членов их семей. В особенности тематика нарушения прав относится для детей мигрантов.

 

В частности, если мигрант находится в стране нелегально, то его дети не могут получать образование и доступ к медицине. После давления международных организаций 19-я статья закона об образовании была изменена. До этого, согласно этому закону, дети мигрантов не могли получать бесплатное образование. Но после соответствующих изменений дети мигрантов так же, как и другие граждане Азербайджана, могут получать бесплатное образование. Но что делать в случае, если у мигранта не существует регистрации? Особенно это актуально в случае рождения ребенка. К примеру, этнические азербайджанцы из Грузии поселяются в одном поселке, и у них рождается ребенок. Порождается проблема получения свидетельства о рождении. Помимо этого следует отметить проблемы медицинского характера (получение медицинской консультации, прививки и так далее).

 

- А каким образом обстоит ситуация с миграцией трудовых мигрантов из Азербайджана?

 

- Дело в том, что в стране в последнее время отмечается экономический рост. Исходя из этого, трудовой мигрант в Азербайджане может заработать те же самые деньги, что и за рубежом. Следует принимать во внимание, что для нас "двери" Европы закрыты. Мы можем экспортировать мигрантов только в Россию или в страны СНГ. На фоне кризиса в этих странах объем работы снизился. Тем самым больше отмечается тенденция возвращения в страну. Наравне с трудовыми мигрантами азербайджанцами отмечается также приток в страну мигрантов из других стран. В частности, на данный момент в Азербайджане находятся мигранты из 65-70 стран мира.

 

- Вы коснулись тематики неформального рынка труда. Каков его объем?

 

- Мы еще в 2007-2008 годах проводили исследования по поводу изучения объема неформального рынка труда. В те времена, согласно нашим подсчетам, этот показатель достигал примерно 40% формального рынка труда. Некоторые источники считают, что этот показатель вовсе достигает 50%. Но, вполне возможно, что наши индикаторы не были совершенными. Для полноценного исследования необходимо провести мониторинги как минимум в 30-40 регионах страны. Мы не обладаем такими расширенными ресурсами. Наши ресурсы ограничены. В этой связи мы считаем, что такого рода исследования должны проводить государственные органы. В исследованиях неправительственных организаций могут быть погрешности. Что касается исследований неформального рынка, то можем начать со сферы услуг. В данном случае подразумеваются объекты общепита, дома торжеств, рестораны и другие виды услуг, оказываемые населению. Следует отметить, что более 90% трудящихся в этой сфере занимаются нелегальной трудовой деятельностью. В частности, существуют дома торжеств, где работают более 200-300 человек. Но официально зарегистрированы всего лишь 10-15 человек. При этом их заработная плата находится на уровне минимальной. В результате все они превращаются в участников неформального рынка труда. Схожая ситуация отмечается в строительном секторе. В частности, местные строительные компании как местную, так иностранную рабочую силу привлекают к трудовой деятельности без соответствующего разрешения. В частности, в строительстве домов и работ по благоустройству мы видели также иностранцев. При этом никто из низ не обладал индивидуальным разрешением. Исходя из этого, число участников неформального рынка труда действительно большое. Принимая во внимание вышесказанное, на наш взгляд, объем неформального рынка достигает 35-40%. Правда, следует отметить, что в последнее время отмечается тенденция снижения объема неформального рынка труда. Это связано с повышением штрафа за нарушение трудового законодательства. Штраф за отсутствие трудовой договоренности для юридических лиц достигает 28 тыс. манатов. Должностные лица штрафуются до 5 тыс. манатов. Штраф за привлечение к трудовой деятельности иностранца без индивидуального разрешения достигает 38 тыс. манатов. Но, в целом, повышение штрафов полностью не устранили проблематику существования неформального рынка.

 

- Мы коснулись цифр на неформальном рынке труда. Несмотря на осторожный подход, цифры на этом рынке действительно внушительные. Почему меры, предпринимаемые в этом направлении, не дают должного эффекта?

 

- Мы провели исследование неформального рынка, и наша организация выявила ряд причин, которые способствуют его существованию. Первой проблематики мы коснулись, и она связана с законодательством. К примеру, на данный момент в Азербайджане образовались новые профессии. Существуют люди, у которых работают 30-40 домработников. В данном случае подразумеваются повара, няни, шоферы, садовники и охранники. При этом трудовые отношения между этой категорией людей невозможно строить с помощью законодательства. Мы уже давно предлагаем создать законодательство, которое будет способствовать регулированию трудовых отношений с домработниками.

 

Даже человек, который хочет соблюдать требование законодательства, не сможет заключить трудовой договор со своими домработниками. В результате на данный момент в стране существуют десятки тысячи людей, с которыми невозможно создать трудовые договора. Помимо этого существуют ремонтно-строительные бригады, которые строят поселки для богатых людей. Вопрос построения с ними трудовых отношений все еще остается открытым. С другой стороны, следует коснуться темы неформальных трудовых рынков. На них люди получают работу на 1, на 5 дней. При этом строить с этими лицами трудовые отношения на основе законодательства практически невозможно. Вместе с тем следует отметить, что в Азербайджане в достаточной степени ощутимое бремя социальных и налоговых платежей. В результате многие предпочитают двойную бухгалтерию, или же предприниматели вообще избегают официальной регистрации. Исходя из этого, необходимо предпринять меры, чтобы работодатель был заинтересован в легализации своих работников. Помимо этого соответствующие государственные органы не могут осуществлять необходимый контроль. Государственная инспекция труда при Министерстве труд и социальной защиты населения не может даже близко подступиться к некоторым объектам. Дело в том, что за этими строительными объектами стоят влиятельные лица. Значит, осуществлять контроль в этих объектах практически невозможно. Вместе с тем возможности влияния на нефтяные компании, занятые в нефтяном секторе страны, также ограничены. Пока эти вопросы не найдут своего решения, неформальный рынок в Азербайджане будет существовать. Во всех странах мира можно встретить участников неформального рынка труда. Но допустимым пределом является 1-3%. Если этот показатель превышает 3%, то это уже красная черта. Это превращается в серьезную проблему как для работников, так и для работодателей и государства, которое не может собирать социальные выплаты и налоги.

Эхо.- 2010.- 7 августа.- С. 8.