Валдис ДОМБРОВСКИС: "Азербайджан - одна из тех стран, которую я
хотел бы посетить и как премьер- министр и как турист"
Эксклюзивное интервью "Эхо" с премьер-министром Латвийской Республики
Фаиг САФАРОВ (Рига)
Валдис ДОМБРОВСКИС, с 12 марта 2009 года премьер-министр Латвийской Республики. Смог стабилизировать экономику и вывести страну из кризиса. За это коллеги-однопартийцы назвали его "Генералом Латвийской экономики". С 2004 года по 12 марта 2009 года был Депутатом Европарламента. Родился в Риге 05 августа 1971 года. Женат. Жена - Ария ДОМБРОВСКА. Религиозен - лютеранин. С 1989 года по 2007 год учился в различных вузах Латвии, Германии, США. Имеет шесть дипломов, научные публикации в Латвии и Германии. Член Партии "Yaunays layks" ("Новое время"). Музыкальные интересы: Рамштейн, U2, Depeshе Mode, Стинг, Вагнер. Любит фильмы Братьев Коэн. Книги: аналитическая литература, история, география. Знает языки: латышский, английский, русский, немецкий, испанский (неплохо).
- Как вам удается выправлять экономическое положение страны?
- Мы вошли в кризис уже с большой несбалансированностью в экономике, несмотря даже на двухзначный прирост экономики: у нас был дефицит госбюджета. Объем кредитов экономики за 2005-2006 годы - удвоился. Но был большой "пузырь" недвижимости: перегретый строительный сектор и конечно. И когда наступил кризис, государству пришлось национализировать самый большой независимый Коммерческий банк в Латвии. Нам пришлось идти за займом в Международный валютный фонд. Кроме того, в то время у нас в Латвии было много дискуссий: идти по пути внутренней девальвации или по второму пути, который мы и выбрали. Этот второй путь развития нашей экономики показал, что в принципе, за довольно короткий срок, то есть всего за год мы, сделав фискальную коррекцию более 10% от ВВП, можем добиться стабилизации экономики.
В первую очередь мы стабилизировали финансовую ситуацию, ведь стабильные финансы - это фундамент для восстановления экономики. И, к тому же, одновременно работали над тем, чтобы изменить структуру экономики. Конечно, мы не могли полагаться на внутренний спрос, как на стимул экономики и причину ее роста. Мы переориентировали экономику на промышленное производство и экспорт. И вот первый квартал этого года показал позитивный прирост по сравнению с предыдущим годом на 0,3 процента - это конечно мало. Но после восьми кварталов рецессии, наконец - прирост! А вот показатели промышленного производства: в первом квартале этого года по сравнению с первым кварталом прошлого года - прирост был 7,4 %, а в экспорте увеличение составило уже 14 %.
- Экс-президент Латвии Гунтис Улманис как-то сказал, что"сила Домбровскиса в том, что он может слушать и слышать". Это так?
- Наверно так. Действительно, приходится сравнивать много разных мнений по разным вопросам. Это характерная для Латвии политика, которая вырабатывается многочисленными коалициями. В принципе, когда я стал премьер-министром, у нас была коалиция из 5 партий. А сейчас у нас коалиция из 4 партий. Но, как раз на днях мы подписали соглашение "О сотрудничестве" с еще одной партией. Поэтому, действительно, мне, как премьеру, приходится решать не только экономические вопросы, но также и все время держать этот самый политический баланс.
- Благодаря Латвийской авиакомпании "airBaltic", расстояние между нашими странами с 3,5 тысячи километров сократилось до 3,5 часа полета. Наши страны - стали ближе друг другу. Сотрудничество между нами - это транзит, туризм, продовольственные продукты, энергоносители. Что еще не сделано, где есть потенциал?
- Действительно, мы видим, что сотрудничество Латвийской Республики и Азербайджанской Республики - развивается очень хорошо. Прямые рейсы между нашими странами, которые осуществляются с 3 мая 2006 года конечно, этому очень сильно помогли. В 2009 году услугами авиакомпании "airBaltic" рейсом "Рига-Баку-Рига" воспользовалось 10000 пассажиров. А что касается потенциала, то, конечно, есть много вопросов, где мы видим дальнейшее развитие. Прежде всего, это касается взаимоотношений Азербайджана и Евросоюза. Латвия со своей стороны очень активно поддерживает Азербайджан в рамках программы "Восточное партнёрство". Нам очень важно, чтобы это "Восточное партнёрство" стало серьезной политикой Евросоюза. Мы готовы способствовать вступлению Азербайджанской Республики во Всемирную торговую организацию, которая поможет заключать уже дальнейшие экономические договора Азербайджана с Евросоюзом.
- А есть ли в Латвии силы, которые "замалчивают" Азербайджан, не хотят сближения наших государств?
- Я бы так не сказал! В принципе, с точки зрения внешней политики Латвии мы нацелены на развитие связей с Азербайджаном. В том числе и на уровне "Восточного партнерства". Мы видим многие перспективные проекты взаимовыгодного сотрудничества. В том числе, конечно, заинтересованы в альтернативных поставках энергоресурсов. Проект "НАБУККО", к сожалению, не продвигается такими темпами, как хотелось бы. Но, все-таки, и я думаю, это - один из важных вопросов, где Азербайджан может играть большую роль.
- Несмотря на поразивший страны Евросоюза кризис, латвийские банки по-прежнему процветают. В 2004 году по долларовым трансакциям Латвия "заняла" 4-ое место в мире, что вызвало удивление и наверно даже зависть на Уолл-Стрит.
- Сейчас банки переживают, конечно, не самые лучший период. Мы видим, что за прошлый год местная банковская система понесла убытки. Это было связано с тем бумом, который, как я уже упомянул, наблюдался в 2005-2006 годах. И, конечно, проблема с "пузырем" недвижимости: когда цены упали, то многие банки понесли существенные затраты. Юридические и физические лица иногда переоценивали свои доходы и перспективы их роста. Поэтому и возникли трудности с возвращением кредитов. В целом, сама латвийская банковская система, как таковая у нас работает в двух направлениях. Одно направление - это то, что называется "ритейл", то есть универсальные банки. В этом направлении на Балтийский рынок в основном работают представленные у нас Скандинавские банки. Ну и еще есть много наших "местных" латвийских банков, которые работают на рынок СНГ. И это направление работы латвийских банков очень и очень активно.
- Есть информация, что Азербайджан не против инвестирования солидных средств в экономику Латвии. Какая отрасль латвийской экономики может принять эти средства?
- Ну, в принципе, у нас в Латвии довольно много отраслей, которые заинтересованы в привлечении зарубежных инвестиций. Это и транзитный сектор, логистика, энергетика. Конечно, можно рассматривать проекты промышленного производства. Мы также работаем активно в восточном направлении, предлагая Латвию как базис для производства, уже собственно в Евросоюзе. Мы знаем, что сейчас развивается также сотрудничество в IT-секторе и, конечно, ряде других.
- Каково ваше отношение к идее упразднения рудимента "холодной войны" - виз. Ведь каждый "турист" - это, прежде всего, доход для страны...
- Как я уже сказал, мы в принципе очень довольны тем, как развиваются наши отношения с Азербайджаном, как по политическим, так и по экономическим вопросам. Что касается безвизового режима, то я думаю, этот вопрос будет решаться постепенно. Мы в рамках "Восточного партнерства" также поддерживаем либерализацию миграционного режима.
- Что является основным приоритетом развития сегодняшней Латвии?
- Сейчас мы приоритетно работаем над восстановлением конкурентоспособности латвийского государства. После вхождения в Евросоюз была некоторая эйфория: раз мы в ЕС, значит уже, никаких кризисов быть не должно. И из-за этой эйфории, к сожалению, мы потеряли свою конкурентоспособность. Есть еще вопросы как краткосрочные: по восстановлению кредитных рейтингов, так и более долгосрочные - по повышению производительности труда, по привлечению инвестиций.
- Можно ли ожидать вашего визита в Азербайджан?
- Я бы с интересом бы посетил вашу страну. И в качестве официального лица, и как турист:
- Латвия - это парламентское государство. У латвийского президента - представительские функции. В то же время премьер-министр в части 81 статьи "Сатверсме" (Конституции) может заниматься и законотворческой деятельностью. Что такое власть для 38-летнего политика Валдиса Домбровскиса?
- Но, я бы сказал, что эту статью "Сатверсме", мы практически не используем. Но, все равно, что касается исполнительной власти, то она в основном как раз концентрируется в Кабинете министров и не в последнюю очередь в руках премьера. Здесь я бы сказал, что, работа в правительстве для меня не в новинку! В 2002 году я был министром финансов. И сейчас основные вопросы, которые приходилось решать за последние полтора года, в основном касались как раз опять бюджетно-финансовой политики. Это сфера, которая мне уже была знакома.
Эхо.- 2010.- 7 августа.- С. 3.