Решения, которые не реализуются

 

ставят под вопрос систему правосудия в Азербайджане, считает отечественный эксперт

 

На днях Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решение по искам двух граждан Азербайджана. В жалобе Ягут Исмайловой говорится, что она 22 января 1998 года собиралась перейти жить в квартиру, которая была ей выдана согласно приказу исполнительной власти города от 19 января 1998 года. В то же время ей стало известно, что ее квартиру захватили вынужденные переселенцы из Лачина. На просьбу Исмайловой освободить ее жилплощадь переселенцы ответили отказом, ссылаясь на то, что им некуда идти. Исмайлова подала иск в Ясамальский районный суд, который вынес решение в ее пользу. Но решение суда не было исполнено. 7 июля 2008 года Апелляционный суд и 10 ноября 2008 года Верховный суд оставил в силе решение Ясамальского районного суда от 7 июля 2008 года. Фактически в течение этого срока Исмайлова не могла попасть в свою квартиру и выселить оттуда вынужденных переселенцев. Заявитель упомянула в своей жалобе в ЕСПЧ, что неисполнение решения от 9 июня 1999 нарушает ее права на справедливое судебное разбирательство и эффективное средство правовой защиты, гарантированных статьями 6 и 13 конвенции, а также ее права собственности в соответствии со статьей 1 протокола N1 к конвенции. Далее Исмайлова требует ей оплатить материальный и моральный ущерб размере 7689300 евро в качестве компенсации за материальный ущерба, в том числе 14916 евро за потерю относительно аренды, 78000 для предполагаемой текущей рыночной стоимости квартиры и 4595 евро для личных кредитов, которые заявитель потратила в связи с неисполнением судебного решения. Евросуд постановил, что государство-ответчик в течение трех месяцев с даты, когда решение станет окончательным, в соответствии со статьей 44 2 конвенции, должно обеспечить с помощью соответствующих средств, исполнение решения национального суда от 9 июня 1999 года. А также должно выплатить заявителю в течение трех месяцев с даты вступления решения в силу в соответствии со статьей 44 2 конвенции, 7000 евро в качестве компенсации материального ущерба и 4800 в отношении компенсации морального вреда, плюс любой налог, который может быть наложен на заявителя, должны быть переведены в новые манаты. Далее после истечения вышеупомянутых трех месяцев до момента выплаты простые проценты должны начисляться на эти суммы в размере, равном минимальному кредитованию ставки Европейского центрального банка плюс еще три процента.

В свою очередь, как сказал "Эхо" юрист Фуад Агаев, это решение ЕСПЧ аналогично решению местного суда. "Если решение азербайджанских судов не исполняется, то фактически следует нарушение права гражданина на справедливое судебное разбирательство. Поэтому те решения, которые не реализуются, ставят под вопрос систему правосудия в Азербайджане. А в деле Исмайловой длительный срок нарушалось право собственности, судебное решение по ее иску не исполнялось", - пояснил адвкоат.

Как сказал эксперт, Евросуд уже в который раз дал понять, что данные нарушения являются повторяющими для нашей страны, и азербайджанское государство должно предпринимать соответствующие меры, дабы аналогичные жалобы прекратили поступать в ЕСПЧ.

Тем временем Акиф Мурадвердиев подал жалобу на нарушение его права на свободу в соответствии со статьей 5 конвенции. Он также отметил, что его право на презумпцию невиновности в соответствии с частью второй статьи 6 конвенции не было соблюдено местными властями. Суд постановил, что имело место нарушение статьи 5 3 конвенции, предполагаемое нарушение статьи 6 2 конвенции, которая предусматривает следующее: "Каждый человек, обвиняемый в совершении уголовного преступления, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в соответствии с законом". Кроме того, суд подчеркивает, что внутренние средства правовой защиты в государстве должны быть эффективными в том смысле, чтобы предотвратить предполагаемые нарушения или обеспечить адекватное возмещение ущерба за любое нарушение, которое уже произошло.

Как сказал адвокат Акифа Мурадвердиева Фуад Агаев, в соответствии с решением, которое вынес Европейский суд, стало ясно, что человек неправомерно провел 1 год и 9 дней под стражей. Однако, кроме данной жалобы, в которой отмечалось незаконное содержание под стражей и нарушение права на презумпцию невиновности, было еще одно обращение, рассмотрение которого пока не состоялось. "В этой жалобе уже ставится вопрос о нарушении права на справедливые судебные разбирательства и нарушении других прав, предусмотренных конвенцией и протоколами к ней", - заключил он.

 

 

ДжЛЕКПЕРОВА

 

Н.АЛИЕВ

 

Эхо. – 2010. – 15 декабря. –  С. 4.