"Мы не только не играли на таких инструментах, но нам даже не доводилось держать их в руках"

 

Симфонический оркестр Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета обеспечен музыкальными инструментами лучших европейских фирм

 

Неписаные правила советской "культурной журналистики" категорически запрещали ставить в одно предложение слова "искусство" и "деньги": предписывалось говорить о таланте, трудолюбии, верности традициям и канонам.. только, когда герой вайнеровского "Визита к минотавру", скрипач Поляков, из дома которого, по сюжету детективного романа украли скрипку работы Антонио Страдивари, говорил о том, что "скрипка - единственная вещь, не принадлежащая мне в этом доме", что изготовленную Страдивари "Санта-Марию" вручил ему нарком, что у этого инструмента есть, конечно, международная страховая цена, но в реальности эта скрипка цены не имеет - это было одно из первых публичных напоминаний о том, что великие мастера музыки играют совсем не на тех же инструментах, которые лежат на прилавках музыкальных магазинов за весьма умеренную цену. Что в мире существуют "беккеровские" рояли, скрипки "страдивари" и "гварнери".

Но даже, когда в газетах уже стали появляться статьи о московском профессоре, который в лихие двадцатые годы явился в ЧК и рассказал о том, что эмигранты увозят из России ценнейшие музыкальные инструменты, и как профессора нарядили в кожанку, выдали маузер и мандат с длинным "хвостом" печатей и подписей и, придав в помощь и "для солидности" двух красноармейцев, поручили ходить по известным ему адресам и изымать ценные инструменты, составившие особый фонд - тот фонд, из которого потом получали "из рук наркома" свои скрипки настоящие звезды исполнительского искусства (правда, Юрий Башмет свой альт купил сам - через знакомых), никто даже и намекнуть не мог на то, что между инструментами, которые находятся в распоряжении симфонического оркестра Большого театра в Москве и теми, на которых играют музыканты в Баку, существует колоссальный люфт.

Можно, конечно, без конца отдавать должное мастерству наших музыкантов, которые с далеко не лучшей "материальной базой" получали восторженные оценки и на международных фестивалях уровня Мюнхенского, и от выступавших в Баку ведущих дирижеров, таких, как Корнелия фон Керсенброкк или Хосе Коладо. Но теперь эта проблема решается кардинальным образом. Министерством культуры и туризма Азербайджанской Республики приобретены и переданы Азербайджанскому государственному академическому театру оперы и балета для нужд симфонического оркестра новые музыкальные инструменты от ведущих европейских производителей, сообщает пресс-служба Театра оперы и балета. Директор Театра оперы и балета Акиф Меликов так оценил это событие: "Мы безгранично рады, что симфоническому оркестру выделены прекрасные музыкальные инструменты таких ведущих европейских фирм, как Monnig и Shreiber" (Германия), Selmer (Франция). Это лучшие инструменты, на которых мечтают играть музыканты всего мира. Вы знаете, при получении инструментов один из артистов оркестра откровенно признался, что им не только не доводилось играть, но не доводилось даже видеть и держать в руках такие инструменты".

Вряд ли кто-то может сказать, когда в последний раз наш симфонический оркестр получал инструменты, а те, на которых они играют, уже давно являются музыкальным антиквариатом, притом не лучшего качества и изжившие свой срок годности. Учитывая, что симфонический оркестр оперного театра является базовым творческим коллективом, который исполняет сложнейшие ведущие оперные и балетные спектакли, часто работает с видными и известными приглашенными дирижерами,а также представляет нашу музыкальную культуру за рубежом, оснащение их новыми прекрасными инструментами является очень важным событием в жизни нашего театра и ярким свидетельством огромного внимания со стороны государства и лично президента Ильхама Алиева к вопросам развития нашей национальной культуры.

Сегодняшние творческие успехи Театра оперы и балета, его материально-техническое оснащение, поддержка отдельных талантливых солистов и творческих коллективов активно и широко представлять нашу музыкальную культуру за рубежом, мы, несомненно, связываем с деятельностью лично министра культуры и туризма Абульфаза Гараева, который с большим вниманием и заботой относится к нашему театру. Все это воодушевляет представителей нашего коллектива и меня очень радует, что они с большим вдохновением исполняют свою миссию служителей высокого искусства.

 

 

Ф.АЛЕСКЕРОГЛУ

 

Эхо. – 2010. – 16 февраля. – С. 8.