Уходя, оставить свет

 

Мехрибан АЛИЕВА, президент Фонда азербайджанской культуры

Уже сорок дней, как нет моего соратника, единомышленника, директора Международного центра мугама, исполнительного директора Фонда культуры Азербайджана, кандидата искусствоведения Ибрагима Гулиева. Его уход из жизни - это большая потеря для азербайджанской культуры, для всего музыкального сообщества. Он не просто был востребованным специалистом - Ибрагим торопился жить, торопился отдавать всего себя тому делу, которое знал и любил - сохранению и развитию музыкального наследия Азербайджана. И прежде всего нашего мугама.

Работа Фонда культуры Азербайджана начиналась в те дни, когда благотворительная деятельность в поддержку различных проектов в области культуры, искусства, науки, социальной сферы в Азербайджане только зарождалась. Когда еще не было ни опыта, ни отлаженных механизмов, ни достаточного финансирования - было только осознание того, что главное богатство Азербайджана - это не нефть и не газ, а его культурное наследие. Наследие, которое необходимо не только сберечь и развить, но и достойно представить миру. Ибрагим Гулиев принимал участие в реализации многих проектов, осуществлявшихся Фондом культуры Азербайджана. Но именно мугам стал для него главным.

Этот выбор не был случайным. Ибрагим не только прекрасно знал мугам - он глубоко чувствовал и любил его. Он участвовал в подготовке и издании музыкального альбома "Карабахские ханенде", журнала "Мугам", печатной и электронной энциклопедии мугама, в организации телевизионных конкурсов ханенде, международного фестиваля мугама, собравшего гостей и участников из многих стран мира, в создании Международного центра мугама в Баку.

За всеми этими проектами - не только глубина, великолепие, особая философия древнего музыкального искусства, не только талант его исполнителей. Осуществление каждого из них требовало и огромной организаторской работы - чаще всего незаметной, но той, без которой не обойтись. И огромную долю этой работы нес на себе Ибрагим. Его эрудиция, талант менеджера, тонкий эстетический вкус ярко проявлялись в каждом из этих проектов, прославивших азербайджанский мугам далеко за пределами нашей родины. В них воплощен не только его труд, но и его душа. И не случайно, что именно Ибрагим, которого не просто знали в лицо и по имени, но и глубоко уважали, ценили и любили исполнители и знатоки мугама, возглавил в Баку новый Международный центр мугама.

Ибрагим никогда не стремился к славе и почестям. Он просто делал свою любимую работу - работу, нужную всем нам, и не ждал при этом ни наград, ни званий. С ним было как-то по-особому, по-человечески надежно. Он никогда не подводил.

Ибрагима нет с нами уже сорок дней. Сорок дней без его доброй улыбки, без его мягкого юмора, без его врожденной скромности и интеллигентности. Это всегда нелегко - писать об ушедших. Но вдвойне тяжело, если речь идет о человеке, находившемся рядом долгие годы. Об Ибрагиме трудно говорить и даже думать в прошедшем времени. Тяжело примириться с утратой - смерть всегда жестока и неумолима, но он ушел от нас слишком рано - на пятьдесят первом году жизни. И то, что он успел так много сделать за отпущенный ему срок - это, увы, очень слабое утешение.

И все-таки правы те, кто утверждает, что даже после смерти человек продолжает жить, если живы его дела, жива добрая и светлая память о нем. "Уходя, оставить свет - это больше, чем остаться" - кажется, что эта строка написана о нем. О человеке, который, покинув этот мир, оставил нам в наследство внутренний свет, который нес с собой.

 

 

 

 Эхо. – 2010. – 24 февраля. – С. 1 – 2.