Декоративное богатство страны

Декоративно-прикладное искусство Азербайджана заслуживает многотомного исследования, настолько оно богато и разнообразно. На ограниченной площади нашей газеты можно коснуться лишь некоторых моментов. Что мы и сделаем...

 

Ковроткачество

 

Ковроткачество на притяжении всей истории было, пожалуй, самым известным направление декоративно-прикладного искусства Азербайджана. Азербайджанские ковры были настолько качественны, красивы и самобытны, что многими недобросовестными торговцами очень часто выдавались за персидские, которые в некоторых местах и по сей день считаются одними из самых лучших. Азербайджанские ковры неоднократно удостаивались самых высоких похвал, которые нашли свое отражение и в классической литературе, и в устном фольклорном творчестве, и в исторических трудах и летописях.

 

Образно описать азербайджанский ковер под силу разве что поэту уровня Низами, потому что выглядит ковер в прямом смысле слова как кусочек природы. Азербайджанский ковер впитал в себя всю цветовую роскошь местных ландшафтов: глубокую синь неба, яркое золото солнца, густую зелень листвы, яркие краски цветов и все разнообразные оттенки фруктов и ягод, на которые так богата азербайджанская земля.

 

Как свидетельствуют античные историки, ковроткачеством на территории современного Азербайджана занимались еще в бронзовом веке. Геродот писал, что на Кавказе используются невероятно прочные растительные красители, дающие удивительно красивые оттенки цвета, а Ксенофонт упоминал, что жители Персии позаимствовали у мидян - предков современных азербайджанцев - обычай широко использовать ковры в быту, а позднее и технологию их изготовления. Об азербайджанских шелковых коврах упоминается в эпосе "Китаби Деде Горгуд". Ковер настолько органично вошел в быт предков современных азербайджанцев, что представить себе жизнь народа без этого предмета просто невозможно. Ковер во все века нес на себе не только утилитарную функцию, но и декоративную. Все эстетические воззрения народа нашли свое отражение в полных удивительной гармонии орнаментах, цветовых и композиционных решениях.

 

Невозможно не упомянуть и о третьей функции ковров - информационной. В орнаментах была зашифрована информация о предках, истории рода, даже о важных событиях далекого прошлого. Специалисты по символике ковров "прочитали" по одному из нахчыванских ковров, хранящемуся в историческом музее Нахчывана, даже о всемирном потопе. Это же подтвердил и Вилли Мельников, российский лингвист-полиглот, знающий сто четыре языка и побывавший в Нахчывани осенью 2004 года в этнографической экспедиции "По следам Ноя".

 

Любопытно и то, что очень многие ковры имели имена собственные.

 

Конечно, ковер - не медный сосуд и даже не керамическая скульптура, он не доживет до нашего времени, если сделан несколько тысяч лет назад. Однако ковры, сотканные в период раннего Средневековья, дожили до наших дней и поражают богатством рисунка, цвета и фантазии мастера. Ковры становятся предметом экспорта где-то к началу XIII века, и правители многих соседних государств заказывали себе ковры в индивидуальном порядке.

 

Некоторые вывезенные на Запад азербайджанские ковры ожидала удивительная судьба: они оказались запечатленными на живописных полотнах великих мастеров эпохи Возрождения. Например, Бернандино Пинтуриккио (1454-1513) в своей "Сцене из жизни Энея" изобразил ковер "Гянджа", сделанный мастерами Газахской школы; великий "малый голландец" Ян ван Эйк (ок. 1390-1441) написал с натуры ковер "Зейва" в своей картине "Мадонна каноника ван дер Пале"; еще один голландец - Ганс Мемлинг (1440- 1494) - неоднократно писал азербайджанские ковры. Самым известным его произведением, где использованы азербайджанские ковры, является триптих, посвященный Деве Марии.

 

Азербайджанские ковры можно разделить на два основных типа: ворсовые и безворсные. Безворсные ковры по своим показателям, стилю и орнаменту делятся на восемь типов, из которых самыми известными являются килим, сумах и палас.

 

На протяжении истории в Азербайджане сложилось семь школ ковроткачества: Абшеронская, Губинская, Ширванская, Газахская, Гянджинская, Карабахская и Тебризская. Гянджинская школа славилась своими шелковыми коврами, которые при разном освещении давали разный цвет. Ширванские ковры любили за многоцветье и сложнейшие узоры, абшеронские - за невероятную мягкость. Карабахские ковры славились своей "комплектацией" - издревле были популярны комплекты из пяти карабахских ковров. Но самой популярной и древней считается Тебризская школа. Упоминания о ней мы находим еще в XI веке. Считается, что своего расцвета к XVI-XVII векам школа достигла благодаря усвоенным мастерами-ковроделами основам тебризской книжной миниатюры. Слияние двух совершенно разных искусств и обусловило такой небывалый расцвет тебризских ковров.

 

В 1967 году было принято решение создать при Министерстве культуры Азербайджанской Республики Государственный музей ковра. Сегодня в музее хранится самая богатая в мире коллекция ковров, и этот факт признан ЮНЕСКО. Самому старому экспонату музея - охотничьему ковру тебризской школы - триста с лишним лет.

 

Работа по металлу

 

Уже 4000 лет назад предки современных азербайджанцев знали бронзу и медь и умели с ними работать. Из бронзы делались предметы быта, орудия труда, украшения и, конечно, оружие. Самыми популярными все же были изделия из меди; связано это было с богатыми залежами медной руды. Мастера-медники методом горячей ковки умели придавать изделиям любую форму: известно более восьмидесяти типов медных изделий: утварь, посуда, кованые сундуки, изумительные ювелирные украшения и даже скульптурные изображения животных и птиц.

 

К Средним векам мастерство ювелиров, оружейников и мастеров, изготовлявших посуду и утварь, достигает такого уровня, что их изделия становятся известными в соседних странах и пользуются бешеной популярностью. С течением времени искусство работы на металле позволило так же великолепно изготовлять головные уборы и пояса из драгоценных металлов, украшенные чеканным орнаментом. Многие орнаменты часто переплетались с надписями арабской вязью. Эта удивительная, изящная вязь делала орнамент еще более красивым и изысканным. Интересно, что практически все орнаменты передавались, можно сказать, по наследству, и по многим как по раскрытой книге можно читать об истории рода. Многие орнаменты, конечно, менялись на протяжении своей истории и пополнялись новыми мотивами, но многие без изменений дошли до наших дней.

 

Специалисты выделяют несколько основных принципов работы с металлом: тиснение, чеканка, эмалирование, штамповка, ковка, гравировка, шебеке, гара савад, глазурование и хатемкарлыг. И если первые шесть способов широко известны и не требуют пояснения, то четыре последних достойны того, чтобы остановиться на них подробнее.

 

Шебеке применяется в ювелирном искусстве и в искусстве украшения оружия. Выглядит шебеке как кружевной узор или рисунок на гладкой поверхности из тонких проволочек и бывает двух основных видов: как основа серебряных или золотых изделий и как покрытие тех же изделий. В Европе и России похожий метод называется филигранью.

 

Гара савад как способ обработки используется, в основном, на серебре. На выровненной серебряной поверхности методом процарапывания создается рисунок, затем область вокруг рисунка прокрашивается черным веществом из смеси серебра, меди и свинца, и возникает эффект негативного изображения - черной поверхности и белых линий узора. В ювелирном деле гара савад не использовали, он находил применение, когда хотели украсить достаточно большую поверхность: на поясах, на ножнах и т.п. Гара савад очень напоминает европейское чернение по металлу.

 

Глазурование довольно странный термин в применении к металлу и вызывает ассоциации прежде всего с керамикой. Однако он часто применяется и в искусстве работы с металлом. Глазурование в Азербайджане всегда было очень высоко развито и являлось одним из популярнейших и любимейших методов, наиболее свойственных местным мастерам. На поверхность методом тиснения наносится рисунок, и в углубления заливается глазуровочная смесь. Любимыми цветами были зеленый, голубой, светло-розовый, красный и черный. При нагревании глазуровочная смесь схватывалась с металлической поверхностью, делаясь более яркой. Таким способом украшалась праздничная посуда, пояса и некоторое оружие.

 

Хатемкарлыг как очень оригинальный вариант инкрустации тоже чаще всего использовался для отделки эфесов холодного оружия. На металл наносится контур рисунка, затем по этому контуру на глубину примерно в 5 мм проделываются узкие канавки. В канавки впоследствии забиваются короткие гвозди, шляпки которых сделаны из золота, серебра или металла. Специальным инструментом шляпки расплющиваются, полируются, получается ровная поверхность, и канавки начинают выглядеть как мозаичные линии разных цветов. Этот метод можно даже назвать азербайджанским "ноу-хау" - настолько он редко встречается.

 

Основные центры развития искусства работы по металлу издревле сложились в Баку, Шамахе, Гяндже, Шуше, Губе, Лянкаране, Нахчыване и Лагиче - "городе мастеров". В конце XIX-начале XX веков в этом удивительном городе насчитывалось более ста восьмидесяти медных мастерских, расположенных целыми улицами. Медно-чеканная посуда была самой распространенной в Азербайджане - с незапамятных времен азербайджанцы готовили именно на такой посуде. Посуда поражает своим разнообразием: это и джам, и пиалы для питья, и сярпуши - специальные крышки-колпаки для посуды, в которой приготовлялся плов, и подносы, и кувшины для воды, и афтафа - кувшины с длинным носиком для личной гигиены, шамданы - подсвечники характерной, очень красивой формы, светильники, котлы-казаны, мангалы и, конечно, самовары.

 

Считается, что самовары - изобретение исконно русское, что в Азербайджан они попали вместе с купцами и удачно прижились в народе. Но есть и другое мнение: самовары в Азербайджане были всегда. Первый глинный самовар был найден почти 3700 лет назад при раскопках в Шекинском районе. Да и само слово "самовар" состоит не из двух привычных слов - "сам" и "варит", а состоит из двух тюркских слов: "су" (вода) и "мавар" (что-то типа кипятильника). Так оно или нет, но самовар в Азербайджане - предмет культовый, символичный и страшно популярный.

 

В настоящее время самыми лучшими коллекциями азербайджанских металлических изделий располагают музеи Москвы, Санкт-Петербурга, музей Истории в Баку и Бернский исторический музей (Швейцария).

 

Керамика

 

Наиболее полное представление о культуре и уровне развития народа дает керамика. Хотя это и не самый прочный материал, из которого изготавливались предметы быта, но именно благодаря керамике можно понять и художественные предпочтения людей, и дать оценку уровню их бытового комфорта, и предположить наличие тех или иных природных ископаемых на данной территории, и проследить торговые связи этого народа, и даже в общих чертах получить представление об их мифологии и верованиях. Найденные археологами древние гончарные печи, гончарные круги и керамические изделия на территории современного Азербайджана говорят о том, что гончарное ремесло существует здесь более 3700 тысяч лет. Даже поверхностный взгляд на древние керамические изделия начиная от кирпича и кончая небольшими статуэтками говорит о том, что уровень гончарного искусства в Азербайджане был очень высоким: форма предметов, сделанных на гончарном круге, была идеально ровной, а обжиг равномерным.

 

Керамика в Азербайджане делится по своим показателям на три типа: керамика крашеная, обливная и керамика чернолощеная. Основным центром крашеной керамики была территория Нахчывана, а чернолощеная керамика (которая превалировала над крашеной) локализовалась в районе городов Мингечавир, Газах и Ханлар. Самые красивые образцы обливной керамики найдены в районе Гянджи и Бейлягана, их отличает особая чистота цветов и яркость глазури. Обливная керамика (т.е. керамика, покрытая цветной глазурью) вообще свойственна странам Востока. Глазурь - стекловидный сплав - закрывает все поры сосуда и придает ему блеск, красочность и праздничность.

 

Керамика использовалась очень широко, археологи выделили несколько основных областей ее применения: утилитарная, бытовая керамика (посуда, светильники, тендырные печи), промышленная (тигли и формы для отливки металлов), строительная (кирпич, декоративно-облицовочные плиты), украшения (бусы, подвески, серьги, браслеты и пр.) и всевозможные статуэтки бытового и религиозного назначения.

 

Статуэтки от 4 до 25 см в высоту, которые в условной манере без излишней детализации чаще всего изображали женщин, недаром выделены как отдельное направление керамики в древнем Азербайджане. Они пользовались не только большой популярностью, но и играли определенную роль в мировоззрении и мировосприятии народа. Изображение именно женщин далеко не случайно: женщина как хранительница очага, как продолжательница рода несла в себе сакральный смысл бытия, являясь символом плодородия, плодовитости и силы. Женщинам поклонялись, потому что они несли в себе животворное начало.

 

Часто можно было встретить и зооморфные сосуды. Емкость, куда наливалась жидкость, представляла собой тело зверя или птицы; выливалась жидкость из головы. Самым древним и основным мотивом специалисты считают изображения барана. Древние считали, что баран отпугивает злых духов и не дает им проникнуть в сосуд и натворить неприятностей. Барана изображали как целиком, так и частями: есть сосуды, на которых присутствует только голова или только рога барана.

 

Чем пользовались люди в повседневной жизни, очень хорошо показывает погребальный инвентарь, найденный при раскопках могильников. Все предметы очень богато декорированы. Тип и сюжет растительных и геометрических орнаментов, а также сюжетных росписей с преобладанием сцен охоты в каждой области отличался от соседних регионов. Объединяло их одно: богатство декоративных приемов. Мы видим и обычную некрашеную обожженную керамику с нанесенным на нее поцарапанным геометрическим узором (Нахчыван), и некрашеную керамику с цветным растительным узором (Дашкесан, Шамкир), и глазурованную обливную (Бейляган, Гянджа), и чернолощеную с врезным орнаментом, заполненным белой ангобной массой (Газах, Ханлар). Очень часто гончары использовали орнаменты не только в качестве украшения, но прежде всего как пиктограммы, имеющие глубокую символику, связанную с культовыми обрядами. На орнаментах присутствует знак колеса, зигзага, солнца, рогов; специалисты считают, что это доказывает, насколько сильно было развито в этих краях земледелие и скотоводство, что, в свою очередь, говорит об оседлой жизни народа.

 

Керамические изделия с территории Азербайджана занимают достойное место не только в музеях Азербайджана, но и в самых разных музеях мира: в московских Оружейной палате, Музее народов Востока, Государственном историческом музее; в санкт-петербургском Эрмитаже и музее Казанского собора; в лондонском Музее Виктории и Альберта; в парижском Лувре и Музее декоративных ремесел; нескольких стамбульских музеях, в частности, Топ Капы сарае; во многих американских музеях, в частности, в вашингтонском "Метрополитене"; в Каирском историческом музее, а также в музеях Рима, Берлина, Будапешта, Женевы, Тегерана и т.д.

 

О.БУЛАНОВА

Эхо.- 2010.- 24 июля.- С.11-12.