Вагиф Мустафаев: "В азербайджанском кино нет плохих фильмов"

Мэтр рассказывает "Эхо" о профессиональном празднике

И.АСАДОВА

Отечественная кинообщественность страны готовится к празднованию Дня кино, который будет отмечаться 2 августа.

 

В преддверии этого события нам удалось встретиться с гордостью азербайджанского кинематографа, народным артистом Азербайджана, лауреатом Государственной премии Азербайджана, членом Европейской академии кино и телевидения, вице - президентом Евразийской академии телевидения и радио, выдающимся режиссером Вагифом Мустафаевым.

 

Он внес неоценимый вклад в развитие азербайджанского кино, прославив его далеко за пределами своей страны. Об этом можно судить по замечательным фильмам, которые принесли режиссеру славу и признание во многих странах мира. Вот лишь несколько примеров: знаменитый итальянский режиссер Бернардо Бертолуччи причислил картину "Мерзавец" Вагифа Мустафаева к 35 лучшим фильмам мира, а ведущие кинокритики назвали эту картину "редким образцом социальной сатиры".

 

В 2007 году на международном варненском кинофестивале фильм режиссера "Национальная бомба" был удостоен академического приза Софийского университета имени Святого Климента Охрицкого. Таким образом, наш режиссер стал на одну ступень со знаменитым Вуди Аленом, который так же, как и он, был удостоен этой высокой награды.

 

Национальная академия кинематографических искусств и наук России удостоила Вагифа Мустафаева "Золотой медали" за выдающийся вклад в кинематографию. За выдающийся вклад в развитие национального киноискусства Вагиф Мустафаев был награжден орденом "Слава" Азербайджанской Республики и орденом "Чести" Грузии.

 

Отдельно стоит сказать о наградах, которые наш режиссер получил за снятые им документальные фильмы о Гейдаре Алиеве. Каждый фильм удостаивался Гран-при на многочисленных международных кинофестивалях, причем такое происходило впервые, так как ранее фильмы о руководителях стран никогда не удостаивались столь высоких наград.

 

Кроме того, Вагиф Мустафаев является единственым отечественным режиссером, чей фильм "Все к лучшему" получил сразу четыре приза престижного международного кинофестиваля в Оберхаузене. Эта картина по сей день хранится в знаменитом киномузее города Оберхаузене.

 

В 2006 году режиссер возглавил телерадиокомпанию Space. В 2007 году был выбран председателем жюри X юбилейного Евразийского телефорума, где был награжден престижной премией "Международный Олимп".

 

В числе прочих наград был назван "Персоной года в области телевидения" по версии журнала "Консалтинг и Бизнес".

 

Вагиф Мустафаев также стал первым азербайджанским режиссером, который провел мастер - класс в Доме кино Союза кинематографистов России на тему "Смех сближает народы" для деятелей кино и телевидения более чем из 20 стран.

 

- Недавно азербайджанская общественность отметила 135-летие национальной печати, а буквально через пару дней в стране будут праздновать День кино. Вам, как человеку, имеющему непосредственное отношние и к первому, и ко второму празднику, какой из них, быть может, более дороже?

 

- Они оба для меня очень дороги. Я, вообще, люблю праздники. Я связан и с тем, и с другим праздником. Прежде, чем прийти на телевидение, я занимался киножурналистикой в редакции сатирического журнала "Мозалан", где проработал около 10 лет. Впоследствии я стал снимать документальные фильмы, и один из них - "История одной зависти" - был назван образцом высокой тележурналистики. И все это не случайно. В том интервью, которое я сделал с Михаилом Горбачевым, впервые прозвучали его признания о содеянных им злодеяниях. И, кстати, это до сих пор единственный документ, подтверждающий данный факт.

 

Поэтому меня считают и журналистом тоже, поскольку я смог проявить себя в этой области конкретными действиями.

 

- Зрителям также запомнились и ваши замечательные, искренние интервью с Гейдаром Алиевым, которые все мы имели возможность видеть в ваших документальных фильмах о лидере азербайджанского народа...

 

- Да, мои документальные фильмы, особенно о великом Гейдаре Алиеве, выдающемся лидере Азербайджана, тоже имеют отношения и к тележурналистике, и к кинематографии.

 

- Вы сняли 10 фильмов о Гейдаре Алиеве. Зритель с большим трепетом воспринимает те моменты, когда Гейдар Алиевич сам ведет рассказ, беседуя с вами. Когда вы порадуете нас новым фильмом об общенациональном лидере?

 

- Скоро.

 

- Как вы говорили, осталось всего два фильма 12-серийного цикла. Но имеющегося у вас материала наверняка хватило бы на больше?

 

- Личность Гейдара Алиева настолько машстабна и велика, что все то, что он сделал для азербайджанского народа и не только для азербайджанского, не уместится и в сто фильмов.

 

- Помните ли вы первое празднование Дня кино, которое состоялось по инициативе Гейдара Алиева?

 

- Конечно. Это незабываемый день. Я тогда сказал в интервью: "Если есть праздник кино, значит есть и само кино". Гейдар Алиевич очень много внимания уделял искусству и культуре Азербайджана и особенно кино. Этот праздник не только кинематографистов, но и зрителей. Наш зритель любит родное кино. Поэтому День кино можно называть общенародным праздником.

 

- Какой из отечественных фильмов вы можете причислить к своим любимым картинам?

 

- Это очень сложный вопрос. Я люблю все азербайджанские фильмы. И хорошие, и остальные. В них заложен труд многих людей. А кроме этого порой увидишь на экране ту или иную улицу, которая уже стала другой, тех или иных людей, которых уже нет в живых...

 

Я говорил и буду говорить, что в азербайджанском кино нет плохих фильмов. Если сегодня какая - то картина может показаться не очень удачной, то завтра она обязательно станет любимой.

 

Азербайджанский кинематограф - единственный в мире, где нет разделения фильмов на "хороший" и "плохой".

 

- Немногие из отечественных деятелей кино рассуждают так же, как вы...

 

- Нашим кинематографистам и некоторым деятелям культуры надо просто избавиться от таких качеств, как зависть, и побольше думать не о том, что кто-то хуже, а кто-то лучше, а, в целом, о кино.

 

Любой фильм имеет право на существование. Потому что в каждом фильме присутствует труд не только одного человека. И потом кино - это такая вещь, которая вбирает в себя время. Когда мы смотрим старые фильмы, то обращаем внимание на то, как, например, проехала машина "Победа" мимо кинотеатра имизами того времени... Это все ностальгия. Человек за всю свою жизнь накапливает воспоминания и потом живет ими.

 

- Как вы считаете, можно ли делить наше кино на старое и новое?

 

- Нет. Думаю, что разделять невозможно, и не стоит этого делать. Просто те фильмы, которые были сняты давно, кажутся нам лучше из-за того, что мы их очень много раз смотрели. Ведь, как известно, чем больше смотришь что - то, тем больше это входит в твое воображение и воспоминания. И потом, мы же росли на фильмах того времени. Различие может быть только по уровню техники.

 

- Сегодня, спустя годы после феноменального успеха вашей картины "Мерзавец", можете ли вы сказать, что в вашей творческой жизни сбылось все, о чем вы мечтали?

 

- Я вам честно признаюсь в том, что я всю жизнь о чем-то мечтал. Однажды в детстве я увидел скрипку и захотел играть на этом интрументе. Мне купили скрипку и в итоге я 7 лет мучался, играя на ней. Правда, стоит отдать должное моим педагогам, которые были известными мастерами и большими профессионалами.

 

Потом я увлекся футболом, мечтал стать профессиональным футболистом. И я стал им. И здесь мне повезло - я сталкивался с большими мастерами, футболистами высокого уровня. Причем не только здесь, но и в других странах.

 

Но вскоре появилась другая мечта - стать кинематографистом. Меня поражали фигуры мирового кино - Чаплин, я думал, что он недосягаем, Марчелло Мастрояни, Софи Лорен... Помню, как мы бегали в кинотеатр имизами, с трудом доставали билеты на легендарный фильм Витторио де Сика "Брак по - итальянски". Мне тогда казалось, что все эти люди жили на какой - то другой планете и до них невозможно дотянуться.

 

Пришло время, я получил "Золотую трость" Чаплина. Позже мой фильм "Национальная бомба" получил множество призов, как и все предыдущие фильмы, а пришедший на просмотр фильма в рамках Московского международного кинофестивале вместе с Эльдаром Рязановым известный россйский чиновник от кинематографии назвал меня "Нашим Чаплиным".

 

Потом я получил Гран-при МКФ Сорренто-Неаполь, где главным призом была "Золотая медаль" имени прославленного Витторио де Сика.

 

Став членом Европейской академии кино и телевидения, мне, как члену этой академии, пришлось утвердить кандидатуры Марчелло Мастрояни и Софи Лорен на соискание "Золотой медали" этой академии.

 

То есть чудеса происходили в моей жизни постоянно. Я в них верил, и они осуществлялись. Поэтому в День кино я желаю всем своим коллегам, чтобы все их мечты претворились в жизнь.

 

Труд кинематографиста - неимоверно тяжелый. Леонид Брежнев, как-то посетив нефтяников Каспия, сказал, "труд нефтяника - больше, чем героизм". Я бы эту фразу отнес и к кинематографистам - "труд кинематогриста - больше, чем героизм".

 

 Эхо.- 2010.- 31 июля.- С. 12.