Взаимоотношения США и Азербайджана вышли на новый уровень?

 

Министр обороны США Роберт Гейтс остался доволен визитом в Азербайджан

 

"Должен сказать, что это был очень положительный визит, и он создаст условия для дальнейшего развития отношений". Об этом сказал министр обороны США Роберт Гейтс после визита в Азербайджан, говорится в сообщении на сайте Пентагона. "Нам предстоят дальнейшие двусторонние консультации в сфере обороны в следующем месяце, на которых, я надеюсь, многое из того, что мы обсудили, будет конкретизировано, - сказал министр обороны. Кроме вопросов усиления двустороннего сотрудничества в военной сфере, были обсуждены вопросы помощи США в обеспечении безопасности в акватории Каспийского моря, вопросы, связанные с Ираном и Россией, а также вопросы об увеличении количества совместных военных учений и обмена разведывательной информацией. "На встрече азербайджанская сторона выразила обеспокоенность отсутствием продвижения в вопросах карабахского урегулирования", - сказал Гейтс, который в свою очередь пообещал передать это государственному секретарю Хиллари Клинтон, говорится в сообщении.

Анализируя визит Роберта Гейтса в Азербайджан, главный редактор информационно-аналитического агентства "Третий взгляд" Рауф Раджабов отметил, что визит чиновника столь высокого ранга говорит о том, что взаимоотношения Азербайджана и США вышли на новый уровень. "Я высоко оцениваю данный визит, поскольку во взаимоотношениях США и Азербайджана накопилось очень много вопросов. Но, не думаю, что они были какого-то угрожающего характера, то есть могли нанести ущерб отношениям. Азербайджан и США являются стратегическими партнерами, поэтому были некоторые вопросы, на которые надо было дать ответ. И очень важно, что именно чиновник такого уровня вел переговоры, а также представил президенту Азербайджана письмо главы США Барака Обамы. Это говорит о новом уровне взаимоотношений двух стран. Как известно, Азербайджан должна посетить и госсекретарь Хиллари Клинтон".

"Роберт Гейтс - чиновник самого высокого уровня. Он не помощник какого-либо чиновника, Гейтс - третье лицо США. Поэтому визит в любом случае стоит оценивать высоко".

Как считает Рауф Раджабов, есть такие вопросы, для решения которых обе страны должны объединить свои усилия. "Это и энерготранспортные проекты, и борьба с международным терроризмом, это и вопросы региональной безопасности. Мы также не должны забывать, что живем по соседству с Ираном, а тучи над этой страной в последнее время сгущаются. А ведь в Иране проживают порядка 30 миллионов азербайджанцев, и их судьба не может не волновать нас. Также это армяно-азербайджанский конфликт и урегулирование отношений. Де-факто два субъекта международного права находятся в состоянии войны. И Азербайджан, и Армения не признали друг друга, хотя являются членами многих авторитетных организаций. Безусловно, это и армяно-турецкий конфликт, учитывая, что Азербайджан является ближайшим стратегическим партнером Турции. Есть ряд и других вопросов, к примеру, 907-я поправка. Ежегодно президенты США приостанавливают действие этой поправки, тем не менее, она до сих пор не аннулирована. Она негативно отражается на взаимоотношениях Азербайджана и США. Отмена поправки может стать прорывом в отношениях не только с США, но и с НАТО".

Как отметил Рауф Раджабов, этот визит положил конец разговорам злых языков относительно напряженности в отношениях Азербайджана и США. "Хорошо, когда элиты двух стран настроены на позитив".

Рауф Раджабов также отметил, что он не считает, что визит Роберта Гейтса был связан с обеспокоенностью США сближением Азербайджана с Россией и недавним визитом в нашу страну министра обороны России Анатолия Сердюкова. "Думаю, визит Сердюкова был совершен в контексте урегулирования карабахского конфликта. Россия продвигает в течение последних месяцев свою модель урегулирования, которая предполагает возвращение территорий взамен на статус. Однако я думаю, что эта модель недееспособна. Поэтому в данном случае стоить искать совершенно иную плоскость решения карабахского конфликта".

 

 

Т.МАКСУТОВ

 

Эхо. – 2010. – 9 июня. – С. 1,3.