Юбилей Городской думы

 

Нынешнему зданию исполнительной власти Баку исполнилось 110 лет

 

Этому изящному зданию в этом году исполнилось 110 лет со дня его основания. Не обнаружив в родном городе особой эйфории по этому поводу, решил внести собственную лепту на это неординарное событие.

Мне кажется, что загруженные своими повседневными заботами, бакинцы настолько привыкли к его нахождению в данном месте, что не замечают очарования и загадочности этого, насквозь пропахшего историей, оригинального по архитектуре здания Бакинской городской думы или просто по-дружески Баксовета. Но сначала вообще о Бакинском самоуправлении.

В 1870 году императором Александром II был утвержден Закон о городском общественном управлении. Именно этот год высечен на здании бывшей Бакинской городской думы, в котором до настоящего времени размещается Бакинская городская исполнительная власть. Однако в Баку новое городское положение было введено только 6 декабря 1877 года.

Тогда же и состоялись выборы гласных Первой городской думы на четырехлетний период (1878-1881). Гласные Городской думы, в свою очередь, избирали исполнительный орган - Городскую управу из 3 человек под председательством городского головы, который одновременно был председателем Городской думы. В январе 1878 года городским головой стал Иосиф И.Джакели. Заседания открывались в 20.30 и через 2 часа закрывались. Компетенция органов самоуправления была ограничена только местными вопросами. Пропустим короткую деятельность первого головы и остановимся на колоритной фигуре Станислава Ивановича Деспота - Зеновича, вследствии болезни Джакели назначенного возглавлять город в период с 1879 по 81 год, а в ноябре 1881 года уже избранного городским головой 51 голосом против 18. На этом посту он установил своеобразный рекорд (16 лет) пребывания на этой должности. Именно поэтому автор хотел бы рассказать об этом патриоте Баку более подробно.

Необходимо отметить, что должность городского головы, еще с тех времен, была ответственна и беспокойна. Теперь жизнь Станислава Ивановича на долгие годы стала связанной с заботой о городе, который интенсивно расширялся и застраивался. И потому важным значением для Зеновича было соблюдение строительных норм при постройке или перестройке домов, а их нарушение влекло уголовную ответственность. Деспот-Зенович не только никогда "не проходил мимо" этого, но были случаи, когда он даже "переусердствовал" в борьбе с этими нарушениями.

Для принятия решений в Думе необходимо было присутствие 36 гласных, но рассмотрение вопросов затягивалось на многие месяцы из-за постоянного игнорирования гласными заседания Думы. Интеллигентный и благовоспитанный Деспот - Зенович постоянно призывал гласных к дисциплине посещения заседаний. Он проявляет настойчивость в мощении Александро-Невской набережной, вместе с известным химиком и ботаником Вильгельмом Эйхлером занимался озеленением Михайловского сада и прочими хозяйственными делами по благоустройству города. В 1883 году под председательством Деспот еновича была создана организация "Союз нефтепромышленников" и благодаря его ходатайству Петербург разрешил учредить годичные съезды Союза нефтепромышленников. Большой авторитет среди жителей позволил ему повторно быть избранным городским головой на новый срок 1886-1889 гг.

По его инициативе в городе увеличилось число мостовых, были асфальтированы тротуары, приняты меры по уменьшению нефтяного дыма. По Телефонной улице запустили конно-железную дорогу. Открылись французская оперетка и русский театр. Деспот-Зенович впервые поднял вопрос о наименовании улиц и нумерации домов. Щепетильный интеллигент запретил вытряхивать ковры с балконов домов и расклеивать разного рода объявления. Именно ему принадлежит заслуга введения должностей дворников в Баку, которым вменялось строго следить за чистотой улиц.

Благодаря усилиям Деспот-Зеновича, направленных на сохранение исторических мест, Ханский дворец в старом городе был передан во владение города. Обеспокоенный состоянием образования, городской голова проводит через Думу решение об открытии в Баку 4-классного ремесленного училища, в связи с чем в 1893 году он поручает архитектору И.В.Гославскому строительство здания для училища на Станиславской улице.

В 1889 году прошли выборы гласных Городской думы 4-го созыва на 1890-1893 годы. Городским головой вновь был избран Деспот-Зенович. Уважение к нему проявляли по-разному. Однажды у него дома ночью украли золотые ценные вещи. Узнав об этом, местные "авторитеты" нашли украденное и вернули его Станиславу Ивановичу.

При нем в 1890 г. был утвержден второй герб города. А первый герб был создан в 1840 г. Забегая вперед, проинформирую читателя, что третий герб был создан уже в советское время в 1967 г. и наконец в четвертый раз был утвержден в 2001 году. На следующих выборах Деспот-Зенович подает в отставку и предлагает кандидатуры Ирецкого (русского), Оруджалибекова (азербайджанца) и Сапарова (армянина). Из-за развернувшейся интриги городского голову в этот раз избрать не удалось.

В конце 1895 года Станислав Иванович назначается директором Бакинского правления Каспийско-Черноморского общества и переезжает в Батуми. Но болезни все больше его одолевают. В 1900 году в Баку пришло скорбное известие, что 15 мая в Батуми в возрасте 65 лет, после тяжелой болезни ушел из жизни бывший городской голова Баку и его почетный гражданин, д.с.с. Станислав Иванович Деспот-Зенович. Он был похоронен в Гурзуфе.

Не раз мусульманское население города возбуждало ходатайства об уравнении их в правах с христианами в делах самоуправления. В декабре 1900-года в закон было внесено изменение, согласно которому, численность депутатов от мусульман составила половину всего состава Думы, тогда и был разработан регламент, согласно положению которого, из 72 гласных 36 были мусульманами и 36 -христианами.

Воронцов-Дашков письмом на имя бакинского градоначальника от 28 января 1911 года разрешил провести выборы без ограничений для азербайджанцев. На работу Думы немалое влияние оказывали представители азербайджанского капитала, такие гласные, как Г. З. Тагиев, Мовсумбек Ханларов, Гасанбек Меликов, Фаррухбек Везиров, Мамед Гасан Гаджинский, Алимарданбек Топчибашев и.т.д.

Следует отметить, что за все годы существования Бакинской городской думы ни один азербайджанец не был допущен на должность городского главы, за исключением редких случаев временного исполнения обязанностей.

В мае 1900 года состоялась закладка фундамента Бакинской городской думы (ныне здание исполнительной власти города Баку). Это красивое, величественное здание стало достопримечательностью города. Автор проекта - архитектор И.Гославский (родился в 1865 году в Варшаве, скончался в 1904 году в возрасте 39 лет. С 1892 года был главным архитектором Баку) - щедро проявил свой талант, а городская управа не поскупилась на средства. Строительство здания обошлось в 400 тысяч рублей. Это было последним творческим произведением архитектора. Для украшения фасада здания были использованы красный декоративный кирпич и цветной мрамор, специально привезенные из Италии. В архитектуре здания широко использовались мотивы барокко и методы классической композиции. Маститый зодчий И.Гославский - автор проекта здания мусульманской женской школы в Баку, ряда других представительных бакинских построек конца XIX - начала XX века.

Городская управа, учрежденная в 1870 году, размещалась в двухэтажном доме у Двойных крепостных ворот и в 1904 году переехала в свое новое здание. Бакинская управа считалась одной из самых богатых городских управ России. Городской голова в Тифлисе - административном центре Кавказа, где находилась резиденция наместника, - получал ежегодно 4 тысячи рублей жалованья. В то время как бакинские миллионеры из хвастовства перетянули к себе из Курска в качестве городского головы Раева, прельстив его жалованьем в 20 тысяч рублей. Для сравнения заметим, что в Петербурге - столице империи - даже чиновники самого высокого ранга получали не более 15 тысяч рублей. Кичливая щедрость "отцов города" служила неистощимым объектом насмешек фельетонистов. К сожалению, от щедрости бакинских миллионеров на сегодня осталась только кичливость.

В октябре 1906 года царь подписал указ об учреждении Бакинского градоначальства. Чтобы бакинцы могли сравнить методы управления городом в зависимости от личности, необходимо остановиться на портрете такого палача - градоначальника, как полковник Жандармского управления Петр Иванович Мартынов.

Бесцветные глаза этого, крепко сложенного, свирепого вида мужчины источали холодное презрение и равнодушие ко всему живому. Мартынов был грозой бакинских гочу. Одно имя градоначальника наводило на бандитов страх. Они старались держаться от него подальше. Гочу имели привычку носить высокие, вроде генеральских, папахи из бухарской каракульчи. Завидев гочу, Мартынов делал знак своему адъютанту, тот срывал с гочу папаху, рассекал ее клинком надвое и нижнюю часть нахлобучивал владельцу на голову. Градоначальник подчинялся не губернатору, а непосредственно Петербургу. Полномочия имел неограниченные. И всю свою ненависть направлял на подавление революционных настроений. Непокорных забивали плетьми до бесчувствия, заковывали в кандалы и засылали в невозвратную даль - на муки и верную смерть.

Разумеется, необходимо напомнить читателям, что первым градоначальником, представителем азербайджанцев в Городской думе, стал Фатали Хан Искандер Хан оглу Хойский (1875 - 1920 гг.)

Родился 25 ноября 1875 года в г. Шеки Елизаветпольской губернии в семье полковника лейб-гвардии казачьего полка. В 1901 году окончил юридический факультет Московского университета. Стал депутатом 2-й Государственной думы, будучи членом мусульманской фракции. Примыкал к партии кадетов. После Февральской революции 1917 года - участник 1-го съезда мусульман Кавказа (апрель 1917 г., Баку). На 1-м Всероссийском съезде мусульман в Москве (май 1917 г.) избран членом исполкома. Будучи беспартийным, принимал участие в 1-м съезде партии "Мусават" (26-31 октября 1917 года). Поддерживал выдвинутое партией требование о предоставлении широкой автономии Азербайджану в составе Федеративной Демократической России. Хойский возглавлял Бакинскую городскую думу (октябрь 1917 - апрель 1918 года), одновременно являясь комиссаром народного просвещения при Закавказском комиссариате (15 ноября 1917 - 10 февраля 1918 года). Член Закавказского сейма (10 февраля - 26 мая 1918 года), входил во фракцию "Мусават" и демократическую группу беспартийных. Вышел в отставку с поста председателя Городской думы в связи с назначением с апреля 1918 года министром юстиции закавказского правительства. В мае сформировал первое правительство Азербайджанской Демократической Республики. После установления Советской власти в Азербайджане (28 апреля 1920 года) переехал в Тифлис, где 19 июня 1920 года был убит неизвестным.

Повествуя о Бакинской Государственной думе, необходимо вспомнить и такого яркого и активного гласного Думы города, как Азизбеков Мешади Азиз бек оглы. Выросший в семье рабочего-каменщика, Мешади в 1899 г. поступает в Петербургский технологический институт (окончил в 1908 г., инженер-электрик). Вернувшись в Баку в 1908 г. и работая инженером на нефтепромыслах, он участвует в революционной работе в легальном культурно-просветительском обществе "Ниджат-маариф". Его заслугой является организация воскресных школ для рабочих-азербайджанцев. Как видим, он не сразу стал "страшным" комиссаром. Мало того, Азизбеков еще в 1911г, задолго до большевизации, успешно функционировал в Бакинской городской думе, отстаивая интересы трудящихся города. После Февральской революции 1917 г. вновь избран депутатом Бакинского Совета рабочих и военных депутатов. С марта Мешади становится членом Временного комитета меньшевистской организации "Гуммет", членом редколлегии газеты "Гуммет" ( председатель Н.Нариманов). А уже 5 апреля неутомимый Азизбеков избран председателем Бюро бакинских мусульманских социалистических партий. 15-20 апреля, как и Хойский, был участником 1-го съезда мусульман Кавказа. В сентябре вошел в избирательную комиссию по выборам в Городскую думу. 27 сентября- 3 октября член Центрального стачечного комитета Бакинского нефтепромыслового района, руководившего всеобщей забастовкой, завершившейся победой рабочих. 29 октября избран гласным Бакинской городской думы. В связи с обострением продовольственного снабжения Баку Азизбеков назначается эмиссаром Губпродкома по вопросам продовольствия и налаживанию подвоза хлеба в город.

Во время наступления германо-турецких войск Мешади Азизбеков назначается комиссаром по охране мусульманского населения Баку. С апреля он губкомиссар и заместитель комиссара по внутренним делам Бакинского СНК. 26-29 мая 1918 г. во время съезда крестьянских депутатов Бакинского уезда Азизбеков был избран председателеи исполкома. После временного падения советской власти в Баку Мешади Азизбеков в августе был арестован и расстрелян в числе 26 бакинских комиссаров.

Множество номенклатурных работников побывало за годы советской власти на посту председателя Бакгорисполкома. Не будем давать характеристику их деятельности на этом нелегком поприще. Однако самого лучшего и самого трудоспособного из них обязательно необходимо упомянуть, тем более что автору довелось работать под его руководством. Несомненно, читатель уже догадался, что речь идет об Алише Джамилевиче Лемберанском. Я воспользуюсь авторским правом на мой ранний очерк "Баксовет при Лемберанском" и извлеку из него некоторые абзацы:

"... его поездка в Америку действительно заставила обновить мышление архитекторов города. Началась реконструкция и преобразование по западному образцу улиц, скверов, парков и даже уличных светильников. Вносилась свежесть цветовой мозаики в бордюры, мостовые плиты, в изящество уличных скамеек и навесов на остановках городского транспорта. "Революция" снесла традиционные заборы в многочисленных скверах, открыв горожанам свободный доступ для отдыха под кронами деревьев. Строились, интересные своей архитектурой, современные здания общественного значения, подземные переходы, открылись первые станции метро. Встреча работников горисполкома с Лемберанским в актовом зале Баксовета заняла около 3-х часов, но вся эта доброжелательная атмосфера осталась в памяти, как светлый луч в темном царстве хамства и произвола тогдашних начальников. Уже сейчас она убедила меня в том, что будь побольше таких лидеров не отдали бы мы так легко наш огромный и нелепый своими бездарными руководителями Советский Союз".

Короткий обзор существования здания Баксовета за 110 лет - это для истории - мгновенье, но обратите внимание, как много событий произошло за это время в нашем городе. Только смена государственных формаций состоялась четыре раза. Что еще может произойти в этом старинном и задумчивом здании, видавшем на своем веку немало реформаторов?

 

 

М.ВЕРХОВСКИЙ

 

Эхо. – 2010.  -13 ноября. – С. 11.